Корах — Два способа отвести беду

Дата: | Автор материала: Рав Залман Сороцкин

1551

Недельная глава Корах

«И стал (ויעמד) он между мертвыми и живыми, и прекратился мор» (Бемидбар, 17:13).

При описании действий Аарона в стихе использован глагол לעמוד (лаамод) – стоять. Этот же глагол использован при описании действий ревнителя чести Всевышнего – Пинхаса, сына Элазара: «И встал (ויעמד) Пинхас, и совершил суд, и прекратился мор» (Теилим, 106:30). Этот же глагол приводится в описании действий Моше, во время наказания создававших и поклонявшихся золотому тельцу: «И стал (יעמד) Моше во вратах стана, и сказал: кто за Г-спода – ко мне!» (Шмот, 32:26). И вновь этот же глагол характеризует действия Моше в приведенной главе Теилим: «И сказал Он, что уничтожит их (и истребил бы их), если бы Моше, избранный Его, (не) стал (עמד) пред Ним в проломе (вступился за народ)…» (106:23).

Эта עמידה (амида) не просто указывает на то, что человек находится в положении стоя, этот термин подчеркивает стойкость лидеров народа во время критических моментов.

Есть стих у пророка Йехезкеля, в котором приводятся два разных состояния того, кто совершает духовные исправления: «И Я искал среди них человека, ограждающего оградой (גדר גדר) и стоящего в проломе (ועמד בפרץ) предо Мной – за эту землю, чтобы Я не погубил ее» (22:30). Два вида действий не повторяют друг друга, а указывают на два типа поведения, использование которых зависит от проблемы. Создание ограды – это действия лидера по принятию новых постановлений и ограничений в тот момент, когда в народе образовались духовные бреши. Тогда лидеры народа, засучив рукава, используют подручные материалы для того, чтобы создать ограду. Однако действия по созданию духовной ограды не сопровождаются противостоянием с теми, кто создает в ней прорехи. Строителю достаточно принести деревья и камни, уложить их на место брешей (ввести постановления), после чего он может удалиться без всякой опасности для жизни.

В совершенно иной и куда более опасной ситуации находится тот, кого пророк называет «стоящим в проломе». На заделывание пролома уже не осталось материалов и времени, а единственно возможное решение – это заслонить своим телом брешь, чтобы критическое положение не превратилось в катастрофу. А ведь это может стоить ему жизни!

Как видно из приведенных выше стихов, первым, кто упоминается как «стоящий в проломе», был Моше. Говорят наши мудрецы, что Моше не устрашился, когда уничтожал золотого тельца перед лицом шестисот тысяч евреев. Когда он обратился к стану Израиля с призывом «Кто со Всевышним – ко мне!», также подвергал свою жизнь опасности. Ведь те, кто поклонялся тельцу (и были убиты впоследствии), не сидели сложа руки, а оказывали сопротивление. И лишь благодаря готовности к самопожертвованию Моше смог отвести гнев Всевышнего от народа Израиля. И об этом сказано: «И сказал Он, что уничтожит их (и истребил бы их), если бы Моше, избранный Его, (не) стал (עמד) пред Ним в проломе (вступился за народ)…».

Пинхас сын Элазара, когда шел наказывать развратного лидера колена Шимона, знал, что может не вернуться живым. Но чтобы остановить духовное разложение, других возможностей уже не оставалось.

Вот и Аарон прекрасно понимал то, какая опасность грозит ему за использование воскурения. Ведь за это погибли два его сына и двести пятьдесят левитов. И даже приводится в мидраше, что Аарон спросил Моше, желает ли тот ему смерти, приказывая взять лопатку с воскурением и войти с ней в стан Израиля. Когда же он услышал от Моше, что прекращение мора зависит от этого действия, то буквально бросился на исполнение приказа, заслонив собою образовавшийся пролом. «И взял Аарон, как говорил Моше, и побежал в среду общества, и вот [еще до этого] начался мор в народе; а он положил воскурение и искупил народ» (17:12).

[Примечание рава Игаля Полищука. Приводят наши великие комментаторы, что это воскурение не соответствовало букве закона, так как воскурение — часть служения в Храме. А воскурение Аарона было вне Святилища и не было заповедано Всевышним. Приводит Талмуд в трактате Шаббат, что, когда Моше поднялся получить Тору и победил ангелов (которые утверждали, что Тора подобает им, а не народу Израиля), те одарили его. В частности, ангел смерти открыл Моше тайну (то, что Моше сам не постиг), что воскурение останавливает мор.

Когда начался мор, Моше послал Аарона нарушить закон и принести воскурение вне Храма ради спасения жизни. Однако в силу того, что источник опасности был духовный, а не физический, было место для опасений – ведь ради спасения от последствий греха не совершают другой грех. И тогда вместо жизни для народа, Аарон принес бы себе смерть.

Это место в Торе является источником того, что открыл нам Аризаль: для спасения от эпидемии читать отрывки из Торы о воскурении в полночь, а не только перед утренними и предвечерними молитвами, подобно тому, как делал Аарон.]

Подготовил: рав Нахум Шатхин

 


http://www.beerot.ru/?p=52118