Корах — Махлокет и Геином — одно и то же

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1916
махлокет

Недельная глава Корах

Махлокет – раздоры и разделение

В любой заповеди, будь то заповедь запретительная или повелительная, заложены наставление и какой-то смысл для нас. Например: смысл заповеди цицит – помнить заповеди Всевышнего; смысл тфиллин – привязать свой разум и сердце к Всевышнему и т. д. У каждой заповеди есть такой смысл. Это, конечно, не вся суть заповеди, но этот смысл дает человеку понимание и ощущения в исполнении заповеди.

Возникает вопрос, какой урок преподает нам заповедь избегать раздоров? Что именно разрушает раздор?

Противоположность раздору – это заповедь «люби ближнего своего, как самого себя». Есть заповедь любить любого еврея, и, когда праведник желает выполнить эту заповедь, он находит путь пробудить в себе чувство любви по отношению к своему ближнему.

Суть этой заповеди – создать единство. Это единство вызывает также единство между Всевышним и народом Израиля. Это одна большая семья. Правило таково: «люби ближнего своего, как самого себя, Я – Г-сподь». Когда человек любит ближнего, Всевышний всегда является третьим «участником» этого чувства. Не может быть любви между двумя евреями без участия Всевышнего.

А суть махлокет, раздоров – разделение, разрыв связи. Это разделение по сути своей отдаляет одного еврея от другого, а также от Всевышнего. Когда человек сердится на своего друга, он, на самом деле, как бы сердится и на Всевышнего. Это и есть определение раздора. Поэтому грех этот обладает такой силой – ведь когда два человека отдаляются друг от друга, в этом действии заложен разрыв связи и со Всевышним, благословен Он, а это уже – источник всех бед.

 Махлокет и Геином – одно и то же

Мы знаем, что все было создано во время творения мира. Когда же было создано понятие махлокет?

Весь мир по сути своего творения является единым – «полна вся земля Славы Его». Каждая травинка в мире, каждая мошка, – все поют песнь Творцу, благословен Он. Махлокет был создан во второй день. В первый день были сотворены небо и земля, а про второй день написано: «Пусть посреди воды будет свод, и пусть он отделяет воды от вод». Всевышний сотворил разделение между верхними водами и нижними водами. И, действительно, только про этот день не написано «и увидел Б-г, что это хорошо». В третьем дне это написано дважды — и за второй день тоже.

Еще кое-что было создано во второй день: Геином. В этот день Всевышний сотворил разделение, а также Геином, и наши мудрецы учат нас, что их суть – одна и та же. Ведь что такое Геином? Это боль, а определение боли – разрыв связи со Всевышним. Нет другого определения. Когда Всевышний здесь, есть только добро, как сказано в Шир а-Ширим (5:16): «Нёбо его – сахар и мед, и весь он – желанен мне, это мой милый». Боль – это сокрытие Лика Творца.

Всевышний сотворил мир, и все было только хорошо. Во второй день Всевышний сотворил махлокет, разделил мир, и тогда вдруг появилось понятие боли. Почему? Потому что мир разделился.

Источник в Торе, из которого мы учим, что разрушение приходит из-за махлокет, это именно наша недельная глава, глава Корах. Единственный человек, который живым упал в Геином – это как раз Корах. Земля раскрылась и поглотила его. Даже грех золотого тельца не повлек за собой такого страшного наказания. Потому что Корах привел махлокет в мир. Само собой, сказал Моше рабейну, самое подходящее для Кораха место – Геином.

Это учит нас, насколько страшны махлокот — раздоры и ссоры, и тот, кто бережет свою душу, будет всю жизнь отдаляться от них.

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=42171