Шлах — Финики и оливки

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Зильберштейн

2328
финики

Недельная глава Шлах

«…И срезали они там виноградную гроздь» (Бемидбар, 13:23).

«В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и инжира, и гранатов; в землю оливок масличных и меда из фиников» (Дварим, 8:8).

Принеся плоды Святой Земли, разведчики преследовали определенную цель — произвести отрицательное впечатление на народ. Посмотрите, какие огромные там плоды, и представите себе то, какие там огромные и непобедимые люди.

А почему они не попробовали принести также плоды оливковых деревьев и финиковых пальм? Ведь Земля Израиля также славится и этими плодами!

Вопрос только усиливается, если мы вспомним стихи, описывающие семь видов плодов, которыми славится Святая Земля.

Почему Тора, перечисляя эти семь плодов, разделила их на две категории? Сперва упоминаются пять видов плодов: пшеница, ячмень, виноградная лоза и инжир.

Оливки и финики почему-то приводятся обособленной группой.

Также не ясно, почему в первом списке упоминаются сами плоды, а во втором списке упоминается продукция, получаемая из этих плодов — масло из оливок и мед из фиников?

После смерти Мирьям в пустыне часть народа выражает недовольство, утверждая, что Моше вывел их из Египта для того, чтобы умертвить в пустыне. Среди прочего они произносят: «И для чего вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место – место, лишенное посева (злаков) и смоковниц, и винограда, и гранатов, (где) и воды нет для питья?» (Бемидбар, 20:5). Они приводят пять из семи видов, но не упоминают оливки и финики. Почему?

Очевидно, что два последних вида чем-то отличаются от пяти первых.

Поясняет рав Цви Шварц, что и оливковые деревья, и финиковые пальмы не были для евреев чем-то новым. Вероятно, они попадались в редких оазисах пустыни, где есть источники воды. Об этом свидетельствует стих: «И пришли они в Эйлим, а там двенадцать источников воды и семьдесят финиковых пальм…» (Шмот, 15:27). А в «Мехильте» (Бешалах, 45) поясняется, что дерево, которым Моше исправлял непригодную для питья воду в Маре, было оливой. На основании этого можно утверждать, что евреи, даже находясь в пустыне, не слишком соскучились по оливкам и финикам. Возможно, разведчики не стремились принести эти плоды, так как ими тяжело было кого-то удивить.

«Мешех Хохма» приводит дополнительное пояснение. Говорится, что естественный вкус мана был похож на масло и мед, как сказано: «…он, как семя кориандровое, белый, а вкус его, как у лепешки (цапихит — тесто, замешанное на масле) и меда» (Шмот, 16:31). И если к слову цапихит в предыдущем стихе приводится много комментариев, то в другом стихе о вкусе масла уже говорится прямым текстом: «…и был вкус его, как вкус (лепешки) на масле» (Бемидбар 11:7-8). Поэтому и не упоминаются вкусы, в которых не было недостатка. А разведчики не видели смысла нести плоды, ко вкусу которых евреи были привычны благодаря ману.

Также можно привести еще одно пояснение того, почему Тора говорит о масле и меде, а не непосредственно о плодах.

Оливковое масло часто упоминается в источниках как средство, укрепляющее память. В то же время сами оливки, при злоупотреблении ими, могут стать причиной забывания Торы (Орайот, 13б). Точно такое же определение есть и у меда, употребление которого укрепляет память, в то время как частое употребление фиников может ослабить знания Торы (Таанит, 9б).

Подготовил: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=46715