Недельная глава Ваякель
«Приходили мужчины и женщины; каждый, у кого сердце было расположено к этому, приносил кольца, серьги, перстни и подвески, все золотые вещи» (Шмот, 35:22)
Как замечательно то, что рассказывает нам Тора о пожертвованиях народа Израиля на постройку Мишкана!
Когда объявили сбор средств для Мишкана, все откликнулись сразу же и принесли самые дорогие для них вещи: золото, серебро, медь, драгоценные камни, женщины даже отдали свои украшения. В итоге пришли люди и сказали Моше: «Народ приносит очень много». Уже принесли предостаточно для всей работы, и продолжают нести еще и еще. Так что Моше даже пришлось объявить по всему стану: «Пусть мужчины и женщины больше не совершают священных приношений». Да это ведь самая сокровенная мечта любого габая синагоги или директора ешивы — чтобы ему пришлось объявить добросердечным спонсорам: «Хватит, не приносите больше! Есть уже слишком много!»
Причем не нужно думать, что для наших предков деньги были чем-то, не имеющим ценности. Ведь в начале главы Цав Раши комментирует: «Цав (прикажи) – это слово имеет значение «поторопить»: сейчас и на все поколения, а более всего Торе приходится торопить там, где речь идет о денежных убытках». Человек всегда очень привязан к своему имуществу, и расставание с ним тяжко для него, как смерть. Как известно, когда Моше искал людей, которых можно назначить судьями в народе Израиля, он нашел людей с множеством достоинств (аншей хаиль), но ненавидящих деньги не нашел.
А когда речь зашла о постройке Мишкана, мы обнаруживаем такую великую щедрость – после одного объявления начался нескончаемый поток денег!
И даже женщины, которые ради золотого тельца ни за что не согласились расстаться со своими украшениями, охотно отдали их, когда начали строить Мишкан! Участие евреев было настолько полным и чудесным, что подобного мы не находим во всей Торе, и уж точно – в знакомой нам реальности.
Возможно, секрет этого чуда в том, что Мишкан не был такой же заповедью, как все другие. Ведь сказано: «Построят мне Святилище, и Я поселюсь среди них» – а точнее, прямо в них.
То есть Всевышний, благословен Он, спустит свою Шехину прямо в наши сердца, и в этом заключается любовь и близость к Творцу, ведь сияние Лика Шехины – это и есть настоящая существующая жизнь. Этот великий свет включает все удовольствия и все самое приятное, что только может быть. Поэтому, когда евреи услышали, что им дается возможность построить дом, где они смогут объединиться с Творцом, само собой разумеется, они стали отдавать свои деньги и золото для этой цели в таком количестве, что пришлось их останавливать.
В наше время тоже есть способы привести Шехину в нашу жизнь. Например, как сказали мудрецы: «Если муж и жена удостоились – Шехина между ними». И мы видим, что множество ссор в доме происходят на почве денег, когда муж считает, что жена тратит слишком много, или когда жена хочет что-то купить, а муж отказывает. Или между двумя друзьями, когда какой-то бизнес пошел не так, как обоим хотелось, начинаются ссоры, и это вызывает уход Шехины.