Итро — Сделка «все включено»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1838

Недельная глава Итро

«Не возжелай дома ближнего твоего, ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни рабыни, ни быка, ни осла, ни всего (из того), что есть у ближнего твоего» (Шмот, 20:14).

Возникает вопрос: если в конце сказано «ничего из того, что есть у ближнего твоего», зачем нужно было вначале перечислять – дом, жена, бык? Достаточно было бы просто сказать: «Не желай ничего, что есть у ближнего».

Кроме того, наши мудрецы спрашивают: как можно приказать сердцу не желать? Ведь это естественное человеческое качество! Ну что он может поделать, если у него слюнки текут?

Тора дает нам совет, как справляться с этим. Например, аврех растит десятерых детей в двухкомнатной квартире. А тут знакомый попался – у него четверо детей и четыре комнаты, да еще он решил построить пристройку на крыше. Ну, как тут можно остаться равнодушным? Как можно исполнить заповедь «не возжелай»?

Я тебе скажу, как: спроси себя, хотел ли бы ты быть на его месте, с четырьмя детьми, и отказаться от остальных шестерых? Нет, ни от одного ты не захочешь отказываться! Хотел бы ты быть на его месте, – с его проблемами и заботами? С его здоровьем, семьей, долгами – ведь у каждого человека есть свой «мешок с горестями»! Подумай об этом, и будешь радоваться своему уделу!

Об этом-то и сказано: «Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего…» Ведь ты-то хочешь остаться в своем положении, но только добавить ту или иную деталь. А это так не работает! «Всего, что есть у ближнего твоего» – это программа «все включено», если уж меняться, так целиком и полностью.

А, да? Так я уже предпочту свой мешок…

Рассказывают, что в молодости Хафец Хаим с семьей были в очень тяжелом финансовом положении. Однажды его жена не выдержала: «Посмотри, такой-то – невежа, учиться не умеет, а живет в таком достатке. А мы – в такой нищете!» Ответил ей муж: «Я тебя просто не понимаю! Всевышний удостоил тебя мужа бен Тора, таких замечательных детей. А ему всего этого не дал… Что ж ты хочешь, чтобы Он наказал его еще и бедностью?»

Все это верно. Но все-таки непонятно – почему бы Всевышнему не дать мне все, что у меня есть, и не добавить то благо, которое есть у другого? Почему я не могу наслаждаться и своим миром, и его?

На это Хафец Хаим тоже дает ответ. Объясню его примером.

Приближалась зима, и один человек решил запастись дровами. Пришел в магазин и попросил пилу.

Продавец обрадовался:

— Слушай, как раз сейчас есть пила за полцены! Прекрасная пила для резки гранита, просто замечательная! Работает точно, легко, все, кто купили, приходят благодарить!

— Извините, — говорит покупатель, — но мне нужна пила для дерева!

— А, ну на ту пилу скидки нет. Может, на следующей неделе. Пока что купите эту, стоящая покупка!

— Стоящая – для тех, кто занимается гранитом, — отвечает покупатель, — мне с ней делать нечего. Принесите мне пилу для дерева, заплачу полную стоимость. Только несите уже!

Так, объясняет Хафец Хаим, человеку следует понимать, что Свыше не раздают подарки. Свыше дают задачи и подходящие для их исполнения инструменты. Дровосеку – свою пилу, каменотесу – свою пилу.

Вашего знакомого благословили богатством, это значит, что его назначили распределять цдаку и поддерживать Тору, и с него спросят за каждую копейку. Если вас благословили мудростью – ваша задача как можно больше учить Тору, и от вас потребуют подробного отчета, как вы использовали свои таланты. Так зачем желать чужих инструментов? Это же не ваша специальность, они вам просто не нужны!

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=40528