Итро — Искусство слышать

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3094

Недельная глава Итро

В этой главе рассказывается о величайшем событии мировой истории – о даровании Торы еврейскому народу, о наивысшем раскрытии Творца в этом мире. Однако столь значимое для всего человечества событие не нашло отражения в названии недельной главы. По какой-то причине глава названа именем тестя Моше Итро, известного тем, что он перепробовал все известные виды идолопоклонства, но после рассечения Ям Суф принял гиюр. Комментаторы расходятся во мнениях, когда присоединился Итро к народу Израиля – до или после получения Торы, но из того, что именно рассказ об Итро предваряет рассказ о Синайском откровении, мы должны вынести важный урок.

Наши недельные главы полны свидетельств беспрецедентного Б-жественного правления в этом мире: египетские казни, рассечение Ям Суф, чудеса в пустыне и, наконец, кульминационное событие – дарование Торы, когда свет Истины озарил наш народ. И также в этих главах мы встречаем проявления беспримерного зла: жестокость и упрямство фараона, ненависть Амалека. Вызывает удивление, как по-разному можно реагировать на одно и то же событие. В этом отношении интересно рассмотреть поведение фараона, Билама, Итро, Иова и народа Амалека.

Мидраш рассказывает, что фараон, принимая решение, как поступить с еврейским народом («Давайте исхитримся против них»), советовался с тремя людьми: Биламом, Иовом и Итро. Билам предложил уничтожить всех младенцев мужского пола, бросая их в воды Нила. За это он сам позже будет убит евреями. Иов воздержался от советов, он решил промолчать, и за это проявление равнодушия был тяжело наказан потерей своих детей и имущества. Итро же дал фараону рекомендацию не связываться с евреями, чтобы не подвергать себя опасности. За это Итро пришлось бежать из Египта от гнева фараона, но при этом он удостоился того, что целый раздел в Торе назван его именем.

Моше приходил к фараону множество раз, но ни слова увещевания, ни чудеса египетских казней не смогли сдвинуть сознание правителя Египта с мертвой точки его собственного эго. Великое упрямство фараона заключалось в том, что сила его скверны подавляла все побуждения души, закрывала глаза на неопровержимые истины и делала сердце жестоким и непреклонным.

Не вызывает сомнений, что и Итро, и амалекитяне услышали то же самое – о чуде рассечения Ям Суф. Но один из них принял решение присоединиться к нашему народу, другой же пошел войной. Это была иррациональная война, лишенная намека на успех. Ее целью было уменьшить славу Всевышнего в этом мире, для этого народ Амалека был готов проделать долгий путь, погубить невинных людей и погибнуть сам. Мидраш приводит такое сравнение: в кипящую ванну, к которой никто не смел подступиться, бросился человек. Он сильно ошпарился, но при этом охладил ее (Танхума). Когда евреи вышли после всех чудес из Египта, слава тех событий поразила все народы мира, и они трепетали перед величием Израиля. Амалек же напал на нас и показал, что можно поднять меч на народ Всевышнего. Амалек был разбит, но он «охладил» наш народ в глазах других народов.

Наша недельная глава начинается словами «И услышал (ваишма) Итро». Глагол лишмоа (слышать) на святом языке имеет также значение глубокого понимания, постижения чего-либо. Итро смог воспринять, впитать в себя понимание того, что у других народов вызвало страх или ненависть. Итро понимает, что за всеми мировыми процессами стоит одна великая Сила, он потрясен этим величием и хочет быть ближе к Нему.

В этом мире много зла, но есть в нем и немало добра. И вопрос состоит в нашем выборе – как нам отреагировать на происходящее. Биламу, Иову и Итро был задан один и тот же вопрос: как поступить с еврейским народом. И каждый из них сделал свой выбор. Перед тем же выбором стояли фараон и амалекитяне, видя, какое добро Б-г посылал еврейскому народу.

Каждый из нас наверняка знает, как трудно слушать неприятные наставления. Это большое испытание: идти по пути фараона или идти по пути Итро. Можно ожесточить свое сердце и не воспринять свет истины. Другой путь – услышать, хоть на мгновение найти в себе силы подавить голос злого начала, укротить свое эго и позволить добру найти отклик внутри себя.

То же касается ситуации, когда мы сталкиваемся со злом. Рав Хаим Виталь в своей книге «Шаарей Кдуша» писал, что после греха первого человека зло и добро есть в каждом из нас. И то, что мы воспринимаем снаружи, находит отклик внутри нас. Поэтому так легко внешнее зло поражает души, ведь злое начало есть у каждого, и оно очень сильно. Именно здесь ведется наша основная война: оградить себя от зла, но, если оно уже проникло – уметь найти силы его искоренить. И наоборот, когда мы встречаем истинное добро, когда видим, как свет Всевышнего раскрывается в этом мире, дурное начало может давать плохие советы, и глушить истинные порывы души к добру. Духовный рост всегда требует от человека усилий, а дурное начало усыпляет сладкими речами, призывая ничего не менять.

Когда Моше и Аарон пришли к фараону, он потребовал доказательств силы Всевышнего. И тогда Аарон бросил свой посох, и тот превратился в змею. И призвал фараон своих колдунов, которые сделали то же: бросили каждый свой посох, и те превратились в змей. Мидраш красочно рассказывает, как смеялся фараон: «И это чудеса вашего Б-га?! Ты приносишь товар туда, где его и так предостаточно!». Фараон не желал никого выслушивать, ему на самом деле не нужны были никакие аргументы, он знал лишь то, что он прав, и искал лишь поводы укрепиться в своей правоте. И даже когда посох Аарона поглотил все посохи его колдунов, фараон не изменил своего мнения, его волновал не поиск истины, а только собственные иллюзии.

Есть известная история про адмирала Нельсона, когда во время Копенгагенского сражения 1801 года он проигнорировал сигнал командования к отступлению: он приложил подзорную трубу к пустой глазнице и сказал, что не видит никакого сигнала. То, чего мы не хотим – мы не видим. У человека есть тонкое ощущение души, и когда он слышит что-то истинное, светлое, это ощущение пробуждается, но его легко заглушить и подавить в себе. Достоинство Итро в том, что он услышал в себе отклик на чудеса Всевышнего, и не подавил его. Фараон же, наоборот, нашел в себе силы устоять, не услышать, не изменить свои иллюзорные представления о мире. Тора приводит историю Итро до Синайского откровения для того, чтобы мы вынесли урок: чтобы мы могли удостоиться получения Торы, нам надо научиться слышать слова наставления.

Умение слышать проявилось и у Итро, и у Моше. Раши объясняет, что Итро пришел после получения Торы, т. е. после того, как Моше достиг своего наивысшего величия, но это не помешало Моше услышать наставление Итро, и прислушаться к нему.

Вдумаемся в слова из книги «Эмуна у-витахон» («Вера и упование»), которую написал великий Хазон Иш, благословенна память праведника: «Душевное качество, именуемое верой – это тонкая склонность, свойство утонченной и изысканной души. Если человек обладает нежной и чувствительной душой, и в покое – наслаждение его, и не терзает его голод вожделений, и глаз его любуется зрелищем выси небес и бездн земли – тогда он потрясен и взволнован, ибо мир предстает перед ним, как сокрытая волшебная тайна. Тайна эта окутывает его сердце и мозг, и вот – он почти лишается чувств, и духа жизни в нем не остается… Лишь к тайне той устремлены все помыслы его – душа тоскует разгадать ее, и он готов идти за то в огонь и в воду…». Весь мир – это большая загадка, но современному человеку трудно найти в нем покой, нет времени остановиться, задуматься и прислушаться. Бесконечные раздражители атакуют человеческий мозг: интернет, телевидение, реклама… Средства массовой информации обрушиваются неисчерпаемым потоком ненужных сведений! Современный человек забыл, что такое покой! Чтобы сохранить собственную душу, надо оградить себя от ненужной информации, обратиться к словам Творца в Письменной и Устной Торе. Народу Израиля дарована возможность оградиться от этой суеты, развить в себе способность наслаждаться тишиной и покоем, о котором говорит Хазон Иш, – это святой Шаббат. Святость Субботы может научить нас, как и в будние дни выходить из-под власти внешних раздражителей, ограждать себя от того, что глушит истинные порывы утонченной души.

«И услышал Итро, жрец Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что сделал Б-г для Моше и для Израиля, Своего народа, что вывел Г-сподь Израиля из Египта» (Шмот, 18:1). Раши, комментируя этот стих, уточняет, что же именно услышал Итро – о рассечении Ям Суф и о войне с Амалеком. Тот факт, что рассечение моря является величайшим свидетельством силы Всевышнего, не вызывает сомнений, но что прибавило к этому известие о битве с Амалеком? Если рассечение моря было максимальным раскрытием присутствия Творца, то нападение Амалека на наш народ было сокрытием Создателя. Действие Амалека нанесло ущерб совершенству. И Итро понял всем своим сердцем, что без принятия Торы, без прихода к Синаю, без безусловного выбора добра (принятия на себя Воли Творца) можно дойти до состояния Амалека.

Напасть на еврейский народ было выбором Амалека, за который он был и будет наказан, но есть скрытые, глубинные причины, почему это произошло, почему такова была воля Творца. Одна из причин напрямую указана в тексте Торы: у евреев возникли сомнения, есть ли Б-г среди них. Две другие выводятся из названия места, где происходило сражение с Амалеком – Рефидим. Рафу ядаим мин а-Тора – так расшифровывается это название по одному из мнений мудрецов, что означает «ослабли руки Израиля в изучении Торы». Согласно другому мнению, название места встречи двух народов происходит от слова пируд – разделение. То есть, третья причина нападения Амалека – это разногласия и споры среди евреев.

Почему приход Амалека должен был произойти именно перед получением Торы? Вспомним, что Амалек мог поразить только того, кто находился за Облаками Славы. Это актуально и сейчас. Тот, кто живет погруженный в изучение Торы, для кого она становится основой жизни – того не может поразить Амалек. Дома учения подобны Ноеву Ковчегу, защищающему нас от сил зла, подобны Облаку Славы, хранящему нас от стрел и копий дурного начала. Выйдя из стана, отходя от изучения Торы, человек подвергает себя величайшей духовной опасности – в той или иной форме его ожидает Амалек. Когда зло никак не проявляется, невозможна и тшува. Только осознавая, видя зло, человек может его исправить. Говорится в Торе: «И отправились они из Рефидим и пришли в пустыню Синай… и станом расположился там Израиль напротив горы» (Шмот, 19:2). Раши об этом стихе задает вопрос: для чего вновь уточняется место, откуда евреи отправились, ведь уже сказано в Торе, что станом расположился Израиль в Рефидим, и разумеется, отправились они именно оттуда. Поясняет Раши, что это имеет целью сопоставить выход из Рефидим с приходом в пустыню Синай: как приход еврейского народа в пустыню Синай был с покаянием, так и выход из Рефидим был с тшувой. Народ Израиля после нападения Амалека вернулся к Всевышнему – увидел корень зла и максимально исправил его.

Не руки Моше, которые он воздевал к небесам во время сражения, влияли на успех в войне, но то, что народ обращал сердца к Творцу. Первое, что сделал Амалек, сам того не желая, – побудил народ Израиля к тшуве. И далее приводит Раши, что глагол в единственном числе в фразе «и станом расположился» указывает на то, что народ был единым сердцем – вместе, как один человек. Тем самым было исправлено разделение нашего народа.

Что мы из этого можем выучить? Наша жизнь полна взлетов и падений, и очень важно из каждого падения извлечь правильный урок. Как-то я спросил одного из учеников, который раньше занимался альпинизмом, что он будет делать, находясь на крутом подъеме, если рвутся веревки? Ответ был: держаться всеми силами – руками, ногами и зубами – и не падать. Нельзя выучить из своих духовных падений, больших или малых, что падать не страшно. Смысл падения – понять его причины, вернуться к подъему и больше не допускать этого. Когда мы растем духовно, нужно всегда помнить об этом, и нельзя позволять себе даже малый спуск вниз.

Следующая вещь, необходимая для получения Торы – это единство. Мы живем в ночи изгнания, и, к сожалению, привыкли к тому, что среди народа есть споры и разногласия, нет единства в общине Израиля. Кажется, что эта ситуация неисправима. Аризаль учит нас, что надо читать молитву «Шмоне Эсре» не от себя, а от имени всего нашего народа. Это поможет изжить из сердец ту скверну, которая приводит к разногласиям и беспричинной ненависти. Духовный уровень каждого из нас влияет на окружающих, изменяет мир. Если каждый сделает усилие и воспитает в себе любовь к ближнему, мы сможем удостоиться великого дара – получения Торы.

В своей книге «В кругу великих» рав Шломо Лоренц писал, какой болью в сердце для него было раздробление в общине Израиля. Важно, чтобы мы не были безучастными и равнодушными к бедам нашего народа, к которым, увы, привыкли. Иов промолчал, услышав про кровавый заговор фараона. Надо научиться кричать при виде страшных бед. И конечно, нужно быть воистину великим человеком, обладать тонкой утонченной душой, чтобы сердце болело за народ в целом. Нужно стараться быть большими людьми, умеющими слышать.

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=11201