Мишпатим — Короткая трапеза

короткая трапеза

Недельная глава Мишпатим

«И вот законы (мишпатим), которые ты дашь им» (Шмот, 21:1).

Слово «и» указывает на связь: «как эти – с Синая, так и эти – с Синая». Имеется в виду, что как заповеди (Десять заповедей) даны нам Всевышним напрямую, так и эти заповеди – законы взаимоотношений между людьми – тоже даны нам Всевышним на горе Синай.

Известно, что йорцайт рава Исраэля Салантера, 25 Швата, всегда приходится на главу Мишпатим.

Он укоренил в сердцах людей полное, совершенное соблюдение заповедей, касающихся взаимоотношений между людьми, так же, как заповедей «между человеком и Всевышним». Как сказано в главе Хаей Сара: «…два браслета на руки, весом в десять золотых». На иврите слово цмидим (браслеты) созвучно слову муцмадим (соединенные), что намекает на две соединенные Скрижали, а «весом в десять золотых» намекает на Десять заповедей, высеченных на них (см. Берешит, 24:22, Раши). Это учит нас, что заповеди «между человеком и человеком», от «не убивай» до «не возжелай», соединены с заповедями «между человеком и Всевышним» и равны им (по важности).

Известна история, как один из учеников рава Салантера, человек состоятельный и уважающий Шаббат, уговорил рава прийти к нему на трапезу. Ему хотелось похвалиться своим субботним столом, песнями и словами Торы. Рав Салантер старался уклониться от приглашения, но в итоге согласился. «Только с одним условием, — сказал он, — я сам буду вести трапезу». Ну, это было выше всяких ожиданий для хозяина дома!

Ученик тут же позвал служанку, приказал ей приготовить побольше яств, накрыть стол лучшими приборами в честь великого учителя и царицы Субботы.

После молитвы все пришли домой, и рав Салантер начал трапезу. «Шалом Алейхем» он спел быстро, повторяя каждый куплет только один раз, а не три, как принято. Все остальное он вообще пропустил и приступил к Кидушу. Потом все омыли руки, рав Салантер благословил на хлеб, раздал всем и попросил, чтобы принесли рыбу. Через некоторое время хозяин хотел было запеть, но рав Исраэль попросил принести суп, а потом мясо. Хозяин начал было говорить комментарий к недельной главе, но рав Салантер сказал: «Потом, потом. Пусть сначала принесут компот, если есть». Ну, конечно, есть. Да и не только компот. Несколько видов десерта. «Пусть принесут все!»

Все поели, и рав Исраэль спросил: «Есть еще какая-нибудь еда?»

Кухарка ответила, что уже подала все. Хозяин разочарованно посмотрел на часы: так рано, и уже закончилась трапеза? Без песен, без комментариев к недельной главе, без слов Торы?

А рав улыбнулся ему и сказал: «Ну, теперь можем петь и говорить, сколько пожелаем. Только сначала я хочу извиниться перед служанкой. Позовите ее».

Та пришла, встала у двери зала, и рав Исраэль сказал: «Пожалуйста, простите меня. Еда была такой вкусной (как служанка просияла!). Вы, несомненно, трудились весь день без отдыха, чтобы ее приготовить. Вы, наверное, думали посидеть между подачей блюд, а я подгонял всех, и не дал вам времени передохнуть».

Служанка запротестовала: «Что вы, рав! Все как раз наоборот! У меня ведь тоже есть семья, муж… Каждый Шаббат мой муж возвращается из синагоги и ждет меня до полуночи. Потом я возвращаюсь совсем без сил, он делает Кидуш, а я засыпаю за столом. А теперь, благодаря вам, я сделаю ему сюрприз: приду раньше. Как он будет рад, да и я тоже!»

«Именно это я и хотел тебе показать, — сказал рав Исраэль своему ученику, — субботние песни – это замечательно! Слова Торы – бесценны! Нет большего наслаждения в Шаббат. Но не за счет служанки, даже если ей и платят».

Считаться со служанкой – это тоже заповедь с Синая. Ведь даже если бы она была рабыней, которую купили за полную стоимость, о рабе тоже сказано: «Не властвуй над ним жестоко». А песни, как бы ни были важны, и они действительно важны – все-таки не являются законом Торы.

подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=40560