Качества нашего народа

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

416
любовь к

Давайте поговорим о качествах, на которых строился еврейский народ, и тех качествах, которые были отторгнуты от нас. В каждом из нас есть все качества, но в разных пропорциях. Это значит, что какие-то из них нужно в себе усилить, а от каких-то полностью избавиться. Особенно сейчас, когда мы находимся под игом царства Эдома, духовного наследия потомков Эйсава. Его влияние действует на нас очень пагубно особенно последние сто лет, когда из физического насилия оно превратилось в культурное явление. Поэтому изучаемые в этих главах темы относятся еще и ко всем тем, кто ищет и хочет присоединиться к еврейскому народу. Все это написано для тех, кто хочет понять, стоит ли ему делать этот шаг или нет. Еврейство – это не клуб, и перед тем как принять столь важное решение, человек должен осознать, способен ли он идти путями Творца, вместе с Его народом.

Начнем с предыдущей главы. В ней нам раскрывается такая удивительная личность, как Элиэзер, раб Авраама. Авраам дал ему такую ответственную задачу, как поиск невесты для своего сына. Об Элиэзере наши мудрецы говорят удивительные вещи: он был знатоком Торы Авраама, он питал Торой Авраама его учеников. В этой главе есть несколько деталей, освещающие его личность, которые для нас будут принципиальны. Во-первых, сказали наши мудрецы: «лучше беседа рабов наших отцов, чем Тора их потомков». Что это означает? Важнейшие заповеди Торы написаны намеком, одним словом, двумя словами, а история со сватовством Ицхака – это огромная глава с повторениями.

Начнем с того, как Элиэзер пошел на эту миссию. Наши мудрецы приводят историю о том, что у самого Элиэзера была дочь, и он искал все возможные способы выдать ее замуж за Ицхака. На это есть несколько намеков в самой главе. На эти попытки ответил ему Авраам, что он благословлен, а Элиэзер – эвед кнаани, кнаанейский раб. Поясним, что на кнаанейцах лежит проклятие. Таким образом, Авраам объяснил Элиэзеру, почему их дети не могут быть вместе. Что мы видим после этих слов Авраама? Как самоотверженно выполняет Элиэзер миссию, которая на него возложена. Наши мудрецы говорят удивительную вещь: в силу того, что миссия была выполнена с величайшим усердием, Элиэзеру удалось снять с себя проклятие Кнаана и получить благословение от Всевышнего. Это не касалось его дочери, но он сам вышел из проклятия и удостоился благословения. Попробуем понять поступки Элиэзера, его выбор, его поведение, благодаря чему они стали частью письменной Торы. Как это у него получилось?

Все дело в том, что через поступки Элиэзера раскрылась Тора Всевышнего. Поэтому в данной через Моше Письменной Торе желание Творца раскрывается посредством их описания. Сама Тора написана его поступками. Может ли быть большая заслуга? Безусловно, заслуги Моше больше, потому что Тора дана через него. Но чтобы через тебя раскрылась часть письменной Торы? Такого удостоились немногие!

В книге рава Шломо Лоренца «В кругу великих» есть интересная история. У Хазон Иша было очень нелестное представление об одном известном и знающем раввине. Рав Лоренц спросил его, почему. Да, у него есть недостатки, но он велик в других областях. Сказал ему Хазон Иш, что есть у этого человека одна проблема – тенденциозность. Все, что касается его лично, нарушает прямоту его сознания. Он думает так, как ему выгодно. Вся его Тора – тенденциозна.

Все величие человека пропадает, когда человек начинает думать о своих личных интересах. Жажда выгоды может частично или полностью скрыть самого человека.

С помощью этой небольшой истории мы можем лучше разглядеть величие Элиэзера. Он действительно был преданным учеником Авраама и исполнил свою миссию полностью, хотя она была противоположна тому, чего он хотел для себя. Он очень хотел выдать дочь за Ицхака. Его можно понять, он был учеником Авраама, а тот его отправил к каким-то проходимцам, типа Бетуэля и Лавана! Какая должна быть обида! Безусловно, лучше уж его, Элиэзера, дочь. Но Авраам получил от Всевышнего пророчество, что это не его путь, и что нужно искать жену Ицхаку в его семье. Что делает Элиэзер? Он очищается от малейшей примеси тенденциозности и исполняет волю Авраама самым лучшим образом. Говорят наши мудрецы, что благодаря этому он вышел из категории арур (проклятый) и вошел в категорию барух (благословенный).

Здесь есть, чему поучиться! Наша беда в том, что мы все время крутимся вокруг того, как угодить себе. По большому счету, это продолжение греха первого человека, который искал, как сделать лучше для себя, и поэтому свернул с прямого пути и отошел от заповедей Творца. Исправление этого – вся суть избрания наших праотцев и нашего народа, и в этом состояло величие Элиэзера. Давайте еще чему-нибудь у него научимся.

По какому принципу он искал невесту для Ицхака? Известно, что он ждал от суженой Ицхака, что та напоит его водой, когда он об этом попросит, но как вы помните, она напоила не только его, но и всех его верблюдов. Об этом можно долго говорить, но нам важно подчеркнуть основную деталь: Элиэзер искал для Ицхака прежде всего баалат хесед, то есть любящую творить добро.

Любовь делать добро – это понятие, требующее размышлений. Говорят, что «человек человеку – волк», и этим четко определяется его характер. Все нужно съесть, все сгрызть, все взять себе. Ближний – это объект для использования, его нужно проглотить. Это можно делать даже с улыбкой, с милыми разговорами, о том, что «я все делаю для тебя», но смысл останется прежним – проглотить. И есть совершенно противоположное желание – сделать ближнему добро. Но даже в этом, казалось бы, абсолютно позитивном желании есть небольшая тонкость, которую рав Моше Шапиро формулирует так: кто по-настоящему является бааль хесед? Тот, кто хочет делать добро? Или тот, кто хочет, чтобы ближнему было хорошо? В чем тут разница?

Есть люди, которые любят давать цдаку, они любят ощущать себя дающими цдаку. Им хорошо, когда у них есть деньги, а у других нет, ведь так они могут давать цдаку. Если у всех будут деньги, как у них, то они потеряют смысл жизни. Это не бааль хесед. Они не хотят добра ближнему. Они хотят сами делать добро («пусть другие нуждаются, а мы им поможем»), но это ли любовь к добру?

Существует два имени: Давид, которое состоит из букв далет-вав-далет (ד-ו-ד), и Гог, состоящее из гимель-вав-гимель (ג-ו-ג). С Гогом мы еще не знакомы, но это будет тот царь народов мира, который будет воевать с Машиахом. У них очень похожие имена, только у одного с гимель, а у второго – с далет. Это не случайность. В трактате Шаббат есть интересные объяснения алфавита. Сказано, что алеф-бет – это «а-леф бина», обучай мудрости, гимель-далет – «гомель далим», одаряющий бедных. В букве гимель есть намек на слово «дарящий», то есть на того, у которого есть, а буква далет намекает на того, кто беден. Рав Моше Шапиро дает очень четкое объяснение. Царь Давид всегда ощущал себя бедным, тем, у кого ничего нет. Это ощущение было у него до того, как он стал царем, и осталось после. У меня от себя ничего нет, все только от Творца. Это все не мое, значит, мне ничего не полагается. А у Гога совсем наоборот – он всегда дает.

Желание бескорыстно делать добро противоречит (согласно современной науке) инстинкту самосохранения. Человек может делать добро, как бизнес: ты – мне, а я – тебе. В Америке уже давно поняли, что так выгодно жить, но сейчас мы говорим не об этом. В современной деловой этике принято то, чему Хам учил своих сыновей. Это вещь не новая. В современной реальности это называется «все делается для тебя», чтобы тебя проглотить. Настоящая любовь к добру, желание давать, противоречит инстинкту самосохранения, который говорит, что все нужно брать себе: «человек человеку – волк».

В Советской России пытались исправить это определение на «человек человеку – друг, товарищ и брат», но в этом тоже проявлялось «праведность» Эйсава, которая на самом деле является полной ей противоположностью. Но поговорим об этом позже.

Желание делать добро – это качество, которое относится не только к человеку. Это качество очень четко показывает наличие Б-жественной искры в наших душах. В качестве примера мы можем вспомнить историю о Маугли, в которой животные вырастили человеческого детеныша (и мы знаем подобные примеры из реальной жизни). То есть, даже в мире животных присутствует свойство делать добро. Но проявляется оно, в основном, по отношению к потомству. Это свойство имеет очень высокий источник. По утверждению Рамхаля в книге «Даат Твунот», Всевышний создал это мир, чтобы раскрыть в нем качество добра. У этого качества есть разные уровни проявления. Есть уровень Авраама, а есть проявление волка, который вырастил Маугли. Но, так или иначе, это одно из проявлений, которое говорит о том, что есть Всевышний.

В советские времена насаждался атеизм, но там было такое понятие, которое, по большому счету, полностью бессмысленно – это совесть. Что такое совесть? Откуда она взялась? Идеологи того времени не могли не почувствовать, что есть в человеке что-то Б-жественное, не животное. Хотели они того или нет, но пришлось внести понятие, которое противоположно материализму, у них просто не было иного выхода.

О Ривке в нескольких местах говорится, что ее великое достоинство состояло в том, что она выросла в доме отца и брата, которые были, мягко говоря, не праведниками. Несмотря на это, она не училась на их поступках. Более того, в ней проявилась с огромной силой любовь к добру. Говорится, что Всевышний проверял наших праведников на том, как они относились к скоту. Это были Моше Рабейну и Царь Давид. У Ривки мы находим качество любви к добру, которое является источником творения мира. Это то, что в свое время вывело Авраама из народов мира. И это – то самое качество, которое подобает иметь невестке Авраама. Давайте подумаем, есть ли нам чему у нее научиться? Когда мы говорим с человеком, что мы хотим? Сделать ему добро или использовать его? Согласитесь, у нас есть над чем работать.

В главе Толдот рассказывается о рождении Яакова и Эйсава. Мудрецы часто сравнивают Эйсава со свиньей – на первый взгляд, очень обидное сравнение. Свинья – символ Эйсава. Символ Ишмаэля – верблюд. Наши мудрецы не пытались кого-то обидеть, не это их цель. Они лишь хотели выразить принципиальное отличие между Ишмаэлем и Эйсавом. Давайте посмотрим, в чем мудрецы усмотрели схожесть Эйсава и свиньи.

Говорится в нашей главе, что Ицхак любил Эйсава, потому что «цаид бе-фив», буквально «он приносил ему добычу». Есть еще и другое понимание слова «цаид». Говорится про Нимрода, что он обманывал людей и тащил («цаид») их за собой против Всевышнего. То есть, можно ловить животных, а можно ловить людей.

Как ловят людей? Их соблазняют. Так вот, у Эйсава был «цайд бе пив», он демонстрировал своему отцу Ицхаку, какой он праведник. Спрашивая, нужно ли отделять маасер от соли, он, тем самым, демонстрировал свою праведность.

И у верблюда, и у свиньи есть один признак кашерности и один признак некашерности. У свиньи внешний признак кашерости – раздвоенные копыта, но нет внутреннего признака – она не отрыгивает жвачку. Свинья как будто показывает всем свои копыта. Смотрите все, я – кашерная! Что это означает? Приведем два примера. Один из истории, а другой – из нашей современной жизни. Инквизиция сжигала еретиков, ведь нельзя проливать кровь! Сейчас в Америке есть что-то подобное. Американский закон запрещает пытки над заключенными, поэтому пойманных террористов они вывозят на базы за границу и там их пытают. Это четкий пример лицемерия Эйсава. Что меняется от того, что пытаемых вывозят за пределы «гуманной» страны, где пытки запрещены? Есть такое понятие на иврите: «тохо ке-варо» – «внутренность соответствует внешности». В этих двух примерах мы в полной мере можем разглядеть пагубное влияние идеологии Эйсава. Дай Б-г нам всем помощи и сил, чтобы выйти из-под влияния культуры Эйсава и вернуться к путям наших отцов.

Подготовила Т. Володин.


http://www.beerot.ru/?p=51523