Трактат Шаббат — Глава 2 — Мишна 6

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

596
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне говорится о заповедях, выполнение которых возложено на женщин, – среди этих заповедей зажигание убботних свечей. 

עַל שָׁלשׁ עֲבֵרוֹת נָשִׁים מֵתוֹת בִּשְׁעַת לֵדָתָן, עַל שֶׁאֵינָן זְהִירוֹת בַּנִּדָּה וּבַחַלָּה וּבְהַדְלָקַת הַנֵּר:

 За три греха женщины умирают при родах: за нерадивость в отношении законов о ниде, о хале и о зажигании свечи. 

Комментарий раби Овадьи из Бартануры:

При родах – в час опасности, когда может настигнуть наказание.(1)(2)

О хале и о зажигании свечи – эти заповеди связаны с потребностями дома, а домом занимается женщина, поэтому их выполнение возложено на нее.(3)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) «Одним ударом»

В Гемаре, посвященной данной мишне, приведена пословица: «Если рабыня проявила непослушание несколько раз, ее наказывают одним ударом за все разы» (Шабат 32а).

Раши поясняет, что «при родах» каждая женщина карается за грех Хавы, как написано: «Многократно умножу Я страдание при твоей беременности, в муках будешь рожать детей…» (Берешит 3:16). А уже к этому присоединяется наказание «за нерадивость в отношении законов о ниде, о хале и о зажигании свечи».

Еще одно объяснение: поскольку «при родах» возникает опасность для жизни женщины, на Небесном Суде проверяют и взвешивают, достойна ли она избавления (Раши, Шабат 32а).

(2) В час опасности

Такую проверку грехов и заслуг каждый человек проходит в час опасности. Поэтому не следует без крайней необходимости подвергать себя риску – ведь, возможно, не окажется заслуг, достаточных для спасения.

В этой связи в Гемаре утверждается: «Человеку никогда не следует находиться в опасном месте, полагаясь на то, что для него будет совершено чудо, ведь, возможно, чудо для него не свершится. А если и свершится, то будут уменьшены его заслуги (т.е. он как бы расплатится своими заслугами)». И там же, в Гемаре, приведен пример: в ураганный ветер человеку не следует ходить между деревьями – из опасения, как бы одно из них на него не упало (Шабат 32а, Раши).

В законодательном своде Рамбама приведено еще несколько примеров: «Человеку запрещено проходить под накрененной стеной или по шаткому мосту или входить в развалины (туда, где еще может обрушиться одна из стен или крыша) (Рамбам, Илхот роцеах у-шмират а-нефеш 12:6). А в кодексе Шулхан арух указано: «Следует остеречься от любых вещей, приводящих к опасности, ведь запрет подвергать себя опасности еще более суров, чем другие запреты, …и поэтому запретили идти в любое опасное место. …Запрещено полагаться на чудо и подвергать свою жизнь опасности во всех таких ситуациях» (Рамо, Йорэ деа 116:5). И соответственно, еврею нельзя без особой необходимости втравливать себя в такие рискованные предприятия как экстремальный туризм, альпинизм, автомобильные гонки и т.п., ведь все эти популярные «развлечения», безусловно, подпадают под определение «опасное место» (меком сакана).

Кроме того, в Гемаре говорится: «Пусть человек всегда взывает к милосердию Творца, чтобы не заболеть, ведь, если он заболеет, ему скажут: «Предъяви свои заслуги, и тогда тебя освободят [от болезни]» (Шабат 32а).

Поэтому человек должен крайне серьезно относиться к духовной стороне любого своего недомогания и тем более болезни. В Гемаре об этом образно говорится: «Если у человека болит голова (имеется в виду лишь легкое недомогание), он должен рассматривать своё положение так, будто его заковали в цепи (перед судом). А когда он слег из-за болезни в кровать, он должен рассматривать своё положение так, будто его возвели на эшафот – если у него есть великие заступники, он спасется, а если нет – нет. А кто это – заступники человека? Искреннее раскаяние (тшува) и добрые дела. И даже один такой заступник может защитить человека против девятисот девяноста девяти ангелов-обвинителей» (Шабат 32а).

Комментаторы поясняют, что сами добрые дела, совершенные человеком (в первую очередь, выполненные им заповеди), создают ангелов-заступников, защищающих его в час беды (Маарша).

(3) Три особых заповеди

Для женщины роды являются таким часом опасности, когда взвешиваются ее грехи и заслуги. Причем, в первую очередь учитываются ее заслуги в выполнении трех перечисленных в данной мишне заповедей.

Заповедь о ниде приведена в Торе, как сказано: «А если у женщины будет истечение, и кровь течет из плоти ее, то семь дней пребудет она в своем отстранении (ве-нидата)…» (Ваикра 15:19). В период ежемесячного «отстранения» Тора запрещает мужу близость с женой. Если мужчина и женщина, находящаяся в статусе нида («отстраненная»), намеренно вступают в близость, оба подлежат наказанию карет (см. Ваикра 20:18; об этом наказании – см. коммент. 5 к мишне 1:1). А если супруги поступили так ненамеренно (например, не зная, что она нида, а позднее это стало им известно), оба должны принести грехоочистительную жертву (хатат). В период, когда нет Храма, искуплению способствует искреннее раскаяние – тшува, а также серьезное изучение законов семейной чистоты.

Кроме того, в дни, когда женщина пребывает в статусе нида, супруги должны соблюдать ряд установленных мудрецами правил, называемых архакот («отдаления»). Эти правила помогают избежать ситуаций, которые могут привести к близости. В частности, супругам запрещено прикасаться друг к другу и даже передавать предметы из рук в руки, чтобы это не привело к прикосновению (Шулхан арух, Йорэ деа 195:1-2).

После окончания периода месячных выделений женщина отсчитывает семь «чистых дней», а затем она должна окунуться в очистительные воды миквы. Однако если после завершения периода месячных выделений женщина не окунулась в микву (или в заменяющий ее естественный водоем), она остается в статусе нида со всеми вытекающими отсюда законодательными последствиями (см. также выше – коммент. 12-13 к мишне 1:3).

Заповедь о хале также приведена в Торе: «От начатков теста вашего вознесите долю ( хала) в приношение…» (Бемидбар 15:20). Эту долю отделяют от теста из муки пяти видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овес, полба). Халу следует отделять от такого количества теста, на которое ушло не менее 1200 грамм муки. Если тесто содержит не менее 2250 гр. муки (по мнению Хазон Иша), то отделение совершают с благословением, которое завершается словами «…повелевший отделять халу от теста».

В период Храма отделенную халу отдавали коэну; в наше время ее сжигают (Шулхан арух, Йорэ деа 322:5, Рамо) или аккуратно завертывают и выбрасывают.

Важно подчеркнуть, что в Земле Израиля до того, как хала отделена, изделия из этого теста запрещены в пищу. И если тесто уже испечено, то отделяют часть самого изделия. Но вне Земли Израиля разрешено начать есть изделие, от которого еще не отделена хала, а затем отделить от остатка. Ведь, согласно закону Торы, вне Земли Израиля вообще не обязаны отделять халу, но это установление мудрецов, принятое ради того, чтобы закон об отделении халы не забылся в изгнании (Йорэ деа 323, Рамо).

Заповедь отделения халы, как правило, выполняет хозяйка дома.

И, наконец, о заповеди зажигания субботних свечей уже было подробно рассказано в комментарии к первой мишне этой главы. Там, в частности, отмечается, что зажигание субботних свечей способствует исправлению греха первой женщины Хавы, которая дала Адаму запрещенный плод от Древа Познания добра и зла, – поэтому эту заповедь выполняют именно женщины (см. Зоар 1, 48б; см. коммент. 1 к мишне 2:1).

Эта заповедь возложена, в первую очередь, на женщин также и потому, что они «находятся дома и занимаются домашней работой» (Рамбам, Шабат 5:3), а ведь зажигание свечей относится к «потребностям дома», как и объясняет раби Овадья из Бартануры. Такое объяснение в полной мере относится и к отделению халы, ведь приготовление теста и выпечка хлеба – это тоже часть работы по дому (см. также Раши, Шабат 32а).

Да и совершенное выполнение заповеди о ниде тоже, в первую очередь, зависит от женщины. Ведь она определяет момент, когда начался период «отстранения», она ведет отсчет «чистых дней» и она несет ответственность за то, чтобы окунуться в воды миквы в полном соответствии с законом Торы.

Поэтому в Гемаре эти особые «женские» заповеди названы «тремя индикаторами смерти» (шлоша бидкей мита) – в момент опасности (в частности, «при родах») проверяется, насколько серьезно женщина относится к выполнению своих обязанностей. И, как уже упоминалось, «даже один заступник может защитить против девятисот девяноста девяти ангелов-обвинителей» (Шабат 32а, Раши). А если у роженицы нет своих заслуг, то могут быть учтены заслуги ее праведных предков (а порой учитывается и то, что от этой женщины произойдут праведные потомки).

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» – рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=52039