Трактат Шаббат — Глава 3 — Мишна 4

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

566
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне рассматривается, разрешено ли использовать воды горячих источников для разогревания воды в Шабат.

Текст Мишны

מַעֲשֶׂה שֶׁעָשׂוּ אַנְשֵׁי טְבֶרְיָא וְהֵבִיאוּ סִילוֹן שֶׁל צוֹנֵן לְתוֹךְ אַמָּה שֶׁל חַמִּין. אָמְרוּ לָהֶן חֲכָמִים, אִם בַּשַּׁבָּת, כְּחַמִּין שֶׁהוּחַמּוּ בַשַּׁבָּת, אֲסוּרִין בִּרְחִיצָה וּבִשְׁתִיָּה, בְּיוֹם טוֹב, כְּחַמִּין שֶׁהוּחַמּוּ בְיוֹם טוֹב, אֲסוּרִין בִּרְחִיצָה וּמֻתָּרִין בִּשְׁתִיָּה.

מוּלְיָאר הַגָּרוּף, שׁוֹתִין הֵימֶנּוּ בַשַּׁבָּת. אַנְטִיכֵי, אַף עַל פִּי שֶׁגְּרוּפָה, אֵין שׁוֹתִין מִמֶּנָּה: 

Перевод Мишны

Был прецедент: жители Тверии провели трубу с холодной водой через канал с горячей водой. Сказали им мудрецы: «В Шабат это как вода, разогретая в Шабат, – она запрещена для мытья и для питья. В праздник (йом-тов) это как вода, разогретая в праздник, – она запрещена для мытья, но разрешена для питья».

Мульяр, из которого выгребли угли, – из него пьют в Шабат. Антихи – даже если из него выгребли угли – из него не пьют.

Комментарий раби Овадьи из Бартануры

Труба (силон) – водопроводную трубу погрузили в горячие воды Тверии, и она разогревалась от этих горячих вод. И когда через нее пропускали холодную воду, та разогревалась от трубы, разогретой от горячих вод Тверии.(1)

Мудрецы постановили, что вода, проходящая по этой трубе в Шабат, имеет статус разогретой в Шабат.(2) Соответственно, такой водой запрещено омывать даже небольшой орган тела, и ее запрещено также пить.(3) А вода, проходящая через эту трубу в праздник (йом-тов), имеет статус воды, разогретой в йом-тов. И хотя запрещено омывать ею всё тело, но разрешено мыть лицо, руки и ноги, и её можно пить.(4) Закон определен в соответствии с этим мнением мудрецов. Поэтому жители Тверии пересмотрели свою точку зрения и разрушили эту трубу.(5)

Мульяр  – в Гемаре объяснено: «вода внутри, а угли снаружи». Это сосуд, у которого к стенке снаружи прикреплена дополнительная емкость для углей, а вода находится внутри самого сосуда.(6) И если угли выгребли из дополнительной емкости еще до Шабата, то в сам Шабат можно пить из большой емкости сосуда, несмотря на то, что вода  немного нагревается от стенок сосуда. Ведь этот сосуд не увеличивает жар, а лишь способствует сохранению температуры воды, чтобы она полностью не остыла.(7)

Антихи  – это медный сосуд, у которого есть два дна. В верхнюю полость наливают воду, а в нижней, между тем и другим дном, разводят огонь. А поскольку огонь разводят внизу, между верхним и нижним дном, он долго хранит тепло. И даже если до Шабата из него выгребают угли, вода продолжает нагреваться в нем и в сам Шабат – поэтому в Шабат из него не пьют.(8)(9)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) «Через канал с горячей водой»

В городе Тверия, расположенном на севере земли Израиля, возле озера Кинерет, выходят на поверхность многочисленные горячие источники. Эти источники издавна обладали такой притягательностью, что в Талмуде задан вопрос: почему горячие источники Тверии расположены не в Иерусалиме? Ответ таков: чтобы евреи, приходящие в Иерусалим трижды в год на праздники, не говорили: «Мы пришли сюда, чтобы искупаться в горячих источниках» – и получилось бы, что они приходят в Иерусалим не ради выполнения заповеди Творца (ВТ, Псахим 8б).

Но купались не в самих источниках, поскольку насыщенная минеральными веществами горячая вода издавала неприятный запах, – но воду из горячих источников добавляли в резервуары с холодной родниковой водой. В данной мишне рассказывается об удобном приспособлении, которое сделали жители Тверии: они провели трубу с холодной родниковой водой через канал с горячей водой. Вода в металлической трубе разогревалась и затем поступала в бассейн, расположенный невдалеке ото канала с горячей водой (Тосафот, Шабат 38б-39а; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

(2) «Холодная вода закутана в горячую воду»

Создав описанное выше обогревательное устройство, жители Тверии обратились к мудрецам с вопросом, разрешено ли использовать это приспособление в Шабат и праздники, имеющие статус йом-тов.

На первый взгляд, поскольку это устройство было сделано и начало функционировать еще до Шабата, никакой проблемы быть не должно. Ведь в сам Шабат «работает» – т.е. разогревает воду – только само устройство, но не люди. А, по мнению школы Гилеля, в соответствии с которым определен закон, Тора не требует, чтобы в Шабат устраивали «отдых для утвари» (швитат келим). Следовательно, разрешено использовать работу утвари и приборов, функционирующих в Шабат без участия человека (см. выше – мишна 1:5, коммент. 4 и 7, а также мишна 1:6, коммент. 4-5). Тем не менее, мудрецы постановили, что вода, разогретая в трубе, проходящей через ров с горячим источником, рассматривается как вода, разогретая в Шабат запрещенным образом (и соответственно, ей запрещено пользоваться).

Почему?

В Гемаре разъяснено: обогревательное устройство жителей Тверии было запрещено потому, что в нем происходило запрещенное «закутывание в нечто, добавляющее тепло» (атмана бе-давар а-мосиф hэвель) (Шабат 39аб). Как отмечается в Тосафот, такое устройство «подобно закутыванию», ведь «холодная вода в трубе как бы закутана в горячую воду рва, которая ее нагревает» (Тосафот, Шабат 38б-39а). А поскольку закутывать во что-либо добавляющее тепло запрещено даже перед Шабатом (см. мишна 2:7, коммент. 17), то пользоваться разогретой в таком устройстве водой, очевидно, запрещено даже в том случае, если холодная вода поступила в трубу еще до Шабата (а с наступлением Шабата горловину трубы закрыли).

Поэтому слова «В Шабат это как вода разогретая в Шабат» не указывают на то, что вода поступала в трубу именно в сам Шабат – они лишь призваны отличить закон относительно Шабата от закона относительно праздника (йом-това), когда эта вода «разрешена для питья» (Бейт Йосеф 326, «Амат а-маим»; Шулхан арух 326:3, Мишна брура 12 и 14).

(3) Вода, разогретая в сам Шабат

В Шабат запрещено пользоваться тем, что разогрелось или сварилось в сам Шабат запрещенным путем – и поэтому воду, разогретую в трубе с помощью горячего источника, запрещено пить и использовать для купания.

Кроме того, в Шабат вообще запрещено купаться в горячей воде. Этот запрет был вынесен мудрецами после того, как обнаружилось, что многие банщики разогревают воду в сам Шабат, утверждая, будто разогрели ее еще до Шабата. Но мудрецы запретили омывать в горячей воде лишь всё тело целиком. Однако омывать по отдельности руки, ноги и лицо (или другие отдельные части тела) в воде, разогретой до Шабата, разрешено (Шабат 39б-40а; Рамбам, Шабат 22:2-3; Шулхан арух 326:1, Рамо). Именно поэтому рав Овадья из Бартануры подчеркивает, что водой, разогретой в Шабат с помощью горячих источников Тверии, «запрещено омывать даже небольшой орган тела».

(4) В йом-тов

В праздник (йом-тов), в отличие от Шабата, разрешено варить пищу для нужд самого праздника (т.е. чтобы съесть ее в том же день), как написано: «…никакой работы не делайте в эти дни – только то, что будет пищей для каждого человека, может быть вами приготовлено» (Шмот 12:16). И уж тем более разрешено пить воду, которая нагрелась сама по себе, как в обогревательном устройстве жителей Тверии.

Однако омывать всё тело целиком в воде, разогретой в йом-тов, запрещено (только руки, ноги или другие отдельные части тела). А мудрецы указали жителям Тверии, что этот запрет распространяется и на ту воду, которая разогрелась с помощью горячих источников (Рамбам, Йом-тов 1:16; Шулхан арух 511:2; см. также Шмират Шабат ке-илхата 14/21/).

(5) Жители Тверии отказались от своего изобретения

В Гемаре приведено мнение мудреца Улы, в соответствии с которым пользоваться подобной обогревательной установкой в Шабат и в йом-тов разрешено. И соответственно, правы были жители Тверии, а не те, кто запретил им пользоваться этой установкой в Шабат.

Но другой мудрец Талмуда рав Нахман утверждает, что сами жители Тверии признали правоту запретивших им мудрецов и демонтировали трубу, чтобы избежать осквернения Шабата (Шабат 39б). В итоге закон был определен в соответствии с решением мудрецов, запретивших использовать такую воду в Шабат даже для питья, а в йом-тов – для купания (Рамбам, Шабат 22:3, Йом-тов 1:16; Шулхан арух 326:3, 511:2).

(6) Как устроен мульяр?

Мульяром называли сосуд для разогревания воды, в котором, по определению Гемары, «вода находилась внутри, а угли – снаружи» (Шабат 41а). К стенке мульяра снаружи была приделана дополнительная емкость для углей, а вода находилась внутри самого сосуда (Раши). Причем, емкость для углей была значительно меньше емкости для воды (Ран).

Этот сосуд изготовляли из обожженной глины (р. Хананель, Шабат 41а). Его название заимствовано из древнегреческого языка и латыни (Арух, מלייר).

Интересно, что в некоторых старинных источниках указывается иное устройство мульяра: «угли внутри, а вода снаружи» – т.е. внутри сосуда с водой была изолированная ёмкость с углями (р. Хананель; см. Рамбам, Перуш а-мишнайот).

(7) «Из него пьют»

Если из мульяра «выгребли угли» еще до Шабата, то «из него пьют в Шабат», поскольку этот сосуд не увеличивает температуру воды, а лишь способствует ее сохранению – «чтобы она полностью не остыла» (Шабат 41а, Раши; см. коммент. р. Овадьи из Бартануры).

И хотя сразу же после того, как выгребли угли, разогретые стенки мульяра, еще, безусловно, добавляют тепло, тем не менее, через некоторое, сравнительно короткое, время, они немного остывают, и в сам Шабат уже не добавляют тепло, а только поддерживают температуру воды (Рош Йосеф).

(8) «Из  него не пьют»

Другой сосуд для разогревания воды – антихи  – изготовляли из меди. В нем было два дна, а между ними помещали горящие угли (устройство, подобное самовару). Поскольку угли горели прямо под емкостью с водой, дно и стенки этого сосуда сильно разогревались. И «даже если из него выгребали угли» еще до Шабата, медное дно и стенки продолжали нагревать воду в сам Шабат – поэтому «из него не пьют» (Шабат 41а, р. Хананель; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

Некоторые комментаторы объясняют, что разогревание воды в антихи является запрещенным «закутыванием в нечто, добавляющее тепло», ведь вода как бы «закутана» в стенки и дно сосуда. Причем, тепло исходит от самого сосуда, а не от другого, внешнего, источника, как, например, в случае, когда сосуд с водой стоит на плите (Магиней Шломо, Шабат 41а).

(9) Горячее в холодное и холодное в горячее

Составители Тосафот объясняют заключительную часть этой мишны совершенно иначе: речь идет о разбавлении вина в Шабат (во времена Мишны вино было очень крепким, и его пили, как правило, лишь разбавленным). Воду из мульяра, «из которого выгребли угли», разрешается добавлять в вино, потому что она не очень горячая, и вино от нее не сварится. Поэтому, если «из него налили воду в вино, такую смесь пьют в Шабат». Но в «антихи – даже если из него выгребли угли», вода остается очень горячей. Поэтому ее нельзя добавлять в вино, ведь она его сварит. В Шабат такую смесь «не пьют». Но просто пить горячую воду из антихи, безусловно, разрешено, ведь разрешено пить даже из чайника, оставленного в Шабат на раскаленной плите (Тосафот, Шабат 41а; см. мишна 3:1, коммент. 7 и 10).

Однако другие комментаторы отмечают, что, если бы это объяснение мишны было верным, то следовало бы написать «из него не разбавляют», а не «из него не пьют». Кроме того, добавлять горячую жидкость в сосуд с холодной жидкостью вообще не запрещено (см. комментарий к следующей мишне). В связи с этим заключительную часть данной мишны объясняют так: мудрецы запретили использовать антихи в Шабат из-за того, что в будние дни в этой сосуд по мере выкипания постоянно добавляют холодную воду, а в Шабат это делать запрещено, ведь холодная вода там сварится – «даже если из него выгребли угли». Но в мульяре, «из которого выгребли угли», жар значительно меньше, и в него холодную воду обычно не добавляют. А значит, не следует опасаться, что так поступят в Шабат  – поэтому «из него пьют» (Рашба, Шабат 41а от имени р. Йона). 

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=53722