«Стена дочери Циона»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

396

Величие женщины – тихо и незаметно

Когда раби Акива вернулся в сопровождении двадцати четырех тысяч учеников, горожане вышли ему навстречу. В толпе была женщина, которую все время теснили и толкали, но она упорно пробиралась к великому мудрецу. Оказавшись возле него, она склонилась и поцеловала его ноги.

Ученики раби Акивы попытались прогнать ее. Они. Но тут раздался голос раби Акивы: «Не трогайте ее. Все, что есть у меня и у вас – принадлежит ей».

Тем самым раби Акива открыл нам удивительный секрет. Оказывается, простой женщине, которая вела дом в течение двадцати четырех лет, воспитывала детей, кормила их и купала, женщине, о которой никто никогда не слышал – ей принадлежит Тора великого мудреца и его двадцати четырех тысяч учеников!

Это потрясающее открытие! Величие женщин – скрыто. Оно никак не выражается внешне, даже в ее поступках оно не проявляется. Невозможно обнаружить это величие, даже если неотрывно следить за женщиной двадцать четыре часа в сутки.

То же мы обнаруживаем на примере пророчицы Мирьям.

Сказано в Торе, что Моше и Аарон умерли «от поцелуя Всевышнего». Мудрецы говорят, что таким же образом умерла и Мирьям. Почему же об этом не написано в Торе? «Потому что об этом нельзя говорить» (Моэд Катан, 28а).

Мирьям была так же близка к Всевышнему, как Моше и Аарон, но Тора об этом не рассказывает!

Моше, Аарон и Мирьям были наставниками еврейского народа в пустыне: «Три заступника были у Израиля: Моше, Аарон и Мирьям, и три подарка были получены через них: колодец, облако и ман. Колодец – в заслугу Мирьям, облачный столп – в заслугу Аарона, ман – в заслугу Моше» (Таанит, 9а). О Моше и Аароне слышали все, а вот величие Мирьям – скрыто.

Это касается и нас с вами. Когда ешиботник пытается заглянуть в свое будущее, его переполняют планы и чаяния. Он мечтает выучить весь Талмуд наизусть, усердно учиться, достичь величия. И эти устремления поддерживают его в течение всех лет учебы в ешиве.

А к какому величию стремится женщина? Этого никто не знает! Мирьям обладала тем же величием, что и Моше и Аарон, но о том, что она, как и братья, умерла от поцелуя Всевышнего, никому не известно. У женщин тоже есть большие чаяния, не меньшие, чем у великих праведников, просто об этом никто не знает.

Снижение духовного уровня поколений касается только мужчин, но не женщин

«Снижение духовного уровня поколений» (йеридат дорот) – известное понятие. Разница между предыдущими и последующими поколениями огромна и очевидна.

Рассказывают об одном еврее, который молился с необычайным воодушевлением. Спросили его, откуда у него это. И он рассказал, что однажды он остановился в Париже в гостинице, в которой в это время жил рав Исраэль Салантер, часто приезжавший в Париж для духовной поддержки местной общины. Во время Минхи он увидел в зеркале отражение молящегося рава Исраэля, и это зрелище запечаталось в его памяти и всю жизнь вдохновляет его на молитву!

Есть письменное свидетельство о Виленском Гаоне, приехавшем в город Мерич и остановившемся на постоялом дворе в комнате на втором этаже. Местным жителям очень хотелось увидеть Гаона, поэтому они приставили к окну его комнаты лестницу, и в течение всей ночи по очереди залезали и смотрели на излучающее свет лицо мудреца. Тот, кто удостоился увидеть своими глазами, как учится Виленский Гаон, считался самым счастливчиком!

А мы, в нашем поколении, видим ли что-то подобное? Есть ли в нашем поколении кто-нибудь, подобный раву Салантеру или Виленскому Гаону? Разве наша учеба может сравниться с учебой Раши, Рамбама, Рашба?.. «Поколение уходит, поколение приходит», и мы даже представить себе не можем, как выглядели те мудрецы.

А теперь представьте себе, что мы заглянули в дом к Виленскому Гаону, в комнату его жены. Что бы мы увидели?

Скорее всего, мы бы увидели обычную женщину, не отличающуюся от наших современниц, которая занимается детьми, кормит их… По утрам делает им бутерброды с маслом и отправляет в хейдер. Днем с улыбкой встречает их и кормит обедом… Наверное, и жена Рамбама выглядела так же, и жены Абайе и Ровы…

И здесь нам открывается важный принцип. Мужское служение Всевышнему, мужское самопожертвование кардинально изменились по сравнению с предыдущими поколениями. Раби Акива учился двадцать четыре года, будучи оторванным от дома. Сегодня никто так не делает, да и нельзя так сегодня делать. Уровень поколения – намного ниже.

А у женщин, напротив, ничего не изменилось. «Что было, то будет». Распорядок дня современной религиозной женщины не отличается от распорядка дня женщины, жившей сто и даже тысячу лет назад. Она так же встает утром, молится (а в прошлых поколениях не все женщины молились…), убирает дом, занимается детьми – ничего не изменилось.

Хранительницы святости

Это явление можно трактовать двояко. Можно предположить, что у женщин нет никакого величия, к ним не применимы понятия величия или малости. Вот они и не меняются, нечему меняться.

Истина же заключается в том, что величие еврейского народа находится на хранении у женщин с того момента, как он стал народом, и остается неизменным.

Разница между мужчинами и женщинами – огромна. Ешиботник, мечтающий достичь уровня Рашба – далек от реальности. У него нет шансов! Верно, что каждый должен говорить себе: «Когда мои поступки приблизятся к поступкам праотцев?» (Тана Девей Элияу Раба, 25), мы должны стремиться достичь большего, чувствовать, что мы еще не реализовались до конца, но надо понимать, что у нас нет реальных шансов и реально выполнимой программы достичь уровня праотцев. Если этот ешиботник мечтает достичь уровня главы ешивы, или даже уровня главы ешивы из предыдущего поколения – замечательно. Но если он мечтает об уровне Абайе и Ровы, он просто оторван от реальности!

А женщины по сей день хранят святость, которую охраняли дочери Израиля с момента дарования Торы. Мы привыкли слышать: «Нынче – не то, что было раньше… Раньше было не так, как сейчас…», это верно для мужчин, а у женщин все совсем не так!

Женщины – хранительницы еврейского народа. Женщина символизирует собой дом: «Никогда не называл свою жену женой.., а называл ее домом» (Шаббат, 118б). Дом – это защищенное и охраняемое место. Задача женщины – охранять еврейский дом так, как он охранялся со времени дарования Торы и со времени первой праматери – Сары.

Наш праотец Авраам выдержал десять испытаний. Он жертвовал собой и даже готов был принести в жертву своего единственного сына. Благодаря его жертвенности мы существуем по сей день! А Сара – «вот она, в шатре», и только один раз мы видим ее «в действии», когда «Ишмаэль насмехается», когда духовности дома угрожает опасность, она сразу требует от Авраама: «Прогони эту служанку и сына ее»!

Вторя наша праматерь – Ривка, услышав, что Ицхак собирается благословить Эсава, что великий дом еврейского народа находится в опасности, бросается на защиту святости благословений, полученных от праотца Авраама. Она повелевает Яакову обмануть Ицхака и получить от него благословение.

Когда Моше Рабейну скрывается в тростниках Нила, что делает пророчица Мирьям? «И встала поодаль сестра его, чтобы узнать, что с ним случится», она не пытается спасти его, ибо это – за пределами ее возможностей, но она стоит в стороне и охраняет будущего предводителя еврейского народа. Увидев, как дочь фараона, пришедшая купаться, вытаскивает Моше из воды, она сразу предлагает ей: «Я схожу и позову тебе кормилицу-еврейку, чтобы она выкормила тебе этого младенца?» «Неужели рот, который в будущем будет говорить с Всевышним, будет питаться молоком женщины, которая ест некошерное?!» (Сота, 12б) – невозможно допустить, чтобы Моше кормила египтянка!

Таковы наши праматери во всех поколениях. И в нашем поколении задача матери – охранять святость.

Мужчина наполняет дом содержанием – Торой и заповедями. А женщина создает дом – сосуд для этого содержимого. Содержимое меняется от поколения к поколению, так как снижается уровень поколения. Но дом остается тем же. И по сей день его чистота и святость охраняются так же, как во времена Сары, Ривки и Мирьям.

Средства массовой информации – «силонит» нашего поколения

Еврейский народ в начале своего становления пребывал в изгнании в Египте – месте величайшей в мире духовной нечистоты. Наши мудрецы говорят, что «Сара спустилась в Египет и оградила себя от разврата, и ее заслуга защитила всех женщин. Йосеф спустился в Египет и оградил себя от разврата, и его заслуга защитила весь еврейский народ в Египте» (Ваикра Раба, 32, 5). Находясь в эпицентре скверны, наши праотцы ограждали себя от ее влияния.

В книге «Сефер Йецира», авторство которой приписывается Аврааму, приводится известное изречение: «Конец заложен в начале» (1,6). Можно сказать, что наше поколение, живущее в конце изгнания, было заложено в начале существования еврейского народа. Как тогда мы пребывали в скверне Египта, так и сейчас мы пребываем в скверне – наши улицы переполнены мерзостью и развратом. И наша задача осталась той же – оградить себя. Запереть дом, чтобы в него не могла проникнуть уличная нечистота.

Одно из самых страшных явлений прогресса за последние сто лет – средства массовой информации. Вы можете встретить бедуинов в Негеве, сидящих в палатках в сердце пустыни, отрезанных от всего мира, им можно только позавидовать… Но если вы подойдете поближе к палатке, вы обнаружите мерцающий экран… Сегодня можно жить в безмолвной пустыне и не иметь никакой личной жизни! Преступление, совершенное на краю света… Парижская мода… Все может проникнуть в гостиную… Современные средства массовой информации, телефоны, машины, самолеты превратили весь мир в маленькую деревню.

Происходящее в нашем поколении напоминает казнь дикими зверями. Наши мудрецы объясняют (Сефер а-Яшар, Бо): когда египтяне заперли свои дома, чтобы звери в них не забрались, Всевышний послал им зверя по имени силонит: «имея длинные лапы, в десять раз длиннее человеческих рук, она залезала на крышу, запускала лапу в дом, открывала все замки и засовы, и дом оказывался распахнутым для диких зверей».

Нечистота проникает в наши дома через окна и крыши. Через газеты, радио – «религиозные радиостанции» … «каналы хасидской музыки» …, которые заходят в наш дом через черный ход, и вот – дикие звери уже в нашем доме! Дурное начало стучится в наши двери, придумывая всевозможные способы проникнуть внутрь, погасить горящую в доме свечу, погасить святость и чистоту, которые охранялись из поколения в поколение на протяжении тысячелетий!

Давайте посмотрим, что проникает к нам через черный ход. Например, «невинные» детские сказки. Большинство сказок – про животных. Знаете, почему? Люди же не могут вести себя некультурно, а животным – все дозволено. А это влияет на наших детей!

Для примера возьмем известную сказку «Маша и три медведя». Тут на первый взгляд все чисто и невинно. Между тем, нам рассказывают, как девочка заходит в чужой дом без разрешения. Тут ей нехорошо, там ей неудобно… Ей нужен максимальный комфорт… Налицо как минимум пять запретов из Торы и проявление отвратительных человеческих качеств! И все это проникает к нам исподтишка. Мы даже не замечаем, как испорченная мировая культура затапливает наш дом.

В нашем поколении – поколении Египта, когда скверна переходит все границы и угрожает затопить нас, мы должны заделать все трещины и щели в стенах нашего еврейского дома.

Разрушение Храма началось не девятого Ава. Десятого Тевета началась осада, после этого семнадцатого Тамуза была проломлена стена, и только потом был сожжен Храм.

То, что проникает в наш дом, возможно, не способно его сжечь, но это – пролом в стене. Маленькая прореха в законах скромности, маленькая уступка в стиле одежды – вроде бы, ничего страшного, платье как будто осталось скромным… Но это – «десятое Тевета»! Это, не дай Б-г, может привести к «семнадцатому Тамуза» и закончиться «девятым Ава» – разрушением Храма!

Мы должны нести свою вахту, не идти на компромиссы, не уступать даже в мелочах. Нет такого: «в наше время и этого достаточно»… У женщины нет понятия снижения уровня поколения!

Пренебрежение Торой равноценно пренебрежению всеми заповедями

С тех пор, как папа завернул меня, пятилетнего, в талит, и принес в хейдер и до сегодняшнего дня я, слава Б-гу, нахожусь в ешиве. Самая обсуждаемая все эти годы тема в ешиве – пренебрежение Торой.

Это очень тяжелая тема. Мудрецы говорят: «Всевышний простил идолопоклонство, разврат и кровопролитие, но не простил презрительного отношения к Торе» (Эйха Раба, введение 2).

В учебных заведениях для девочек, к сожалению, на эту тему говорят намного меньше.

А ведь Всевышний сказал Моше Рабейну: «Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля». Мудрецы объясняют нам, что «дом Яакова» – это женщины, которым надо мягко сказать «основы, которые они могут услышать», а «сыновья Израиля» – это мужчины (Шмот Раба, 28, 2). Получается, что мужчинам и женщинам говорится одно и то же, тема – одинакова для тех и других, но женщинам излагаются только основы.

Тема пренебрежения Торой касается женщин тоже, это влияет на облик еврейского дома. Поясним это.

Есть два вида пренебрежения Торой, и разница между ними огромна.

Бывает, что человек приходит в Дом учения и там, вместо того, чтобы учиться, он ввязывается в разговор о политике – этот член Кнессета сказал так, а этот министр сделал этак… Вместо того чтобы сесть за Гемару, он болтает. Это – пренебрежение Торой. Если, возвращаясь домой, он не думает об учебе, это – та же разновидность пренебрежения Торой.

Но есть другая разновидность, гораздо более страшная, по поводу которой сказано: «Каждый день нисходит голос с горы Хорев и провозглашает: “Горе созданиям, оскорбляющим Тору!”» (Авот, 6:2)

Человек, у которого есть два часа свободного времени, которые ему нечем занять, и который в эти два часа не учится, не просто пренебрегает Торой, он оскорбляет Тору! Он сознательно убивает время, ему плевать на Тору, он не ценит ее, она ничего не стоит в его глазах. Это – «оскорбление Торы»!

«Собрание мудрых превратится в распутное сборище»

Наши мудрецы говорят, что перед приходом Машиаха «собрание мудрых превратится в распутное сборище» (Сота, 49б). «Собрание мудрых» – это место, где собираются мудрецы. Раньше было принято, что мудрецы (не только еврейские мудрецы) собирались вместе, говорили на возвышенные темы и философствовали. А то, чем умнейшие головы мира занимаются во времена перед приходом Машиаха, называется распутством на языке наших мудрецов, хотя сегодня это принято называть «искусством».

Это «искусство» направлено на создание разнообразных развлекательных программ, цель которых – «убить время». Потому что самая большая проблема в нашем поколении – свободное время. Человек возвращается с работы в пять часов вечера. Раньше полуночи он спать не идет. И что ему делать в течение семи часов? Для решения этой проблемы у него есть специальный «прибор» с программами, играми и прочим. И на это брошены величайшие умы поколения. Вот он – прогресс науки.

Ребенок, который по возвращении домой строит дом из «Лего» или гоняет мячик во дворе, не пренебрегает Торой. Ребенок должен играть. Но если он часами сидит неподвижно напротив компьютера, «убивая время», – это самое настоящее пренебрежение Торой! Когда время тратится на то, чтобы его убить, это – пренебрежение Торой на высшем уровне!

«Всевышний простил идолопоклонство, разврат и кровопролитие» – все эти ужасы, весь мусор и вся гадость, которые есть на экране, все это не так страшно, как сидение часами у компьютера – «но не простил презрительного отношения к Торе».

Я знаю великих мудрецов, которые говорили, что если бы они в молодости не тратили время на шашки-шахматы, они достигли бы гораздо большего. Раньше были шахматы, сегодня все более развито, более притягательно. Ребенок, сидя у компьютера, не замечает ничего вокруг, мама зовет его обедать и обнаруживает, что ей не с кем говорить.

[Необходимо отметить, что из каждого правила могут быть исключения. Согласно утверждению специалистов, есть дети, которым это необходимо. Тогда, конечно, все меняется, но надо обязательно посоветоваться с мудрым и Б-гобоязненным евреем.]

Ответственность возложена на маму!

Ответственность за сохранение чистоты и святости еврейского дома возложена на маму. Папа не находится на должном уровне, у него за плечами сотня поколений после разрушения Храма, разрушения и гонения. А мама с тех пор не изменилась! Она должна быть настороже, находиться рядом с ребенком, чтобы узнать, что с ним случится, уберечь его, не допустить, чтобы его «кормила египтянка», чтобы он кормился нечистотой окружающего мира. Пусть ребенок играет в мячик и рисует красками, бегает и прыгает, читает истории о великих мудрецах, но пусть не приближается к компьютеру! Компьютер подчиняет себе голову, ребенок прилипает к нему, не в силах оторваться, это пренебрежение Торой, это оскорбление Торы! Это намного хуже, чем идолопоклонство, разврат и кровопролитие!

Если мама молится, чтобы дети ее учили Тору, выросли мудрецами Торы, она должна позаботиться о сосуде, в который они смогут налить мудрость святой Торы. Если дом приготовлен для принятия святости, святость зайдет в него.

У еврейских женщин – нелегкая задача – охранять свой Храм в святости и в чистоте, так, как он охранялся на протяжении всех поколений. Женщина – незыблемая скала, не подверженная веяниям времени.

В нашем поколении мужчина не может стать «Виленским Гаоном», а женщина вполне может быть «женой Виленского Гаона»!

И это – ее задача!

Перевод – Х. Берман.


http://www.beerot.ru/?p=53725