«Спрятанные сокровища» — Внутренняя суть понятия скромности

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1854

Смысл заповеди скромности

Пишет Маараль: «Самая высшая похвала женщине – это признание ее скромности. Самая высокая ступень, на которую она может подняться, – это скромность» («Гвурот Ашем», глава 60).

Виленский Гаон, благословенной памяти, в своем известном послании, которое представляет собой наставления его домочадцам, обращаясь к своей матери, пишет так: «Любимая моя мама, я знаю, что ты не нуждаешься в моих наставлениях, ибо известно мне, как ты скромна»! Он не пишет маме, что ей не нужны наставления, потому что она – праведница, или потому что она умеет уступать, или потому что она долго молится… Он подчеркивает именно ее скромность!

Необходимость скромности понятна и тем, для кого это не является строгим правилом. Но нам, еврейскому народу, Тора заповедует скромность, и мы обязаны выполнять эту заповедь.

«Бейт Яаков» в Польше

Моя мама родилась и выросла в Америке. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, отец отправил ее на учебу в «Бейт Яаков», основанный в польском городе Краков праведницей Сарой Шнирер, мир ей.

Мама была единственной ученицей «Бейт Яаков», приехавшей в Польшу из Америки. Поездка заняла около месяца, в дороге, по поручению отца, за мамой присматривал еврей, который тоже ехал в Польшу. В итоге, мама оказалась на Краковском вокзале, с чемоданом в руке, не понимая ни слова по-польски, говоря только на идиш или по-английски. Она наняла извозчика, и сказала ему, куда ехать… И они ехали и ехали, пока не повстречали какого-то еврея, который объяснил им, как доехать до «Бейт Яаков».

Когда она, наконец, добралась до места, вся школа пришла в страшное волнение. Еще бы, приехала ученица из Америки! И вот она видит директора, праведницу Сару Шнирер. Мама и в Америке всегда одевалась скромно, а тем более оделась тщательно, зная, что едет в «Бейт Яаков». И все же воротничок ее платья был слегка приоткрыт.

Сказав ей «Шалом», Сара Шнирер достала английскую булавку, заколола воротничок и сказала: «В “Бейт Яаков” мы ни на йоту не уступаем в вопросах скромности!»

Это были ее первые слова.

Мама рассказывала, что ученицы смотрели на директора с изумлением. Как так можно?! Она же только что приехала… И сразу испортить платье булавкой?! Но мама объяснила: «Я испытала замечательное чувство духовного взлета, которое невозможно описать, и которое сопровождает меня по сей день!»

По поводу стиха «И сделал Всевышний человеку и жене его одежду из кожи и одел их» (Берешит, 3:21) говорит мидраш: «В Торе раби Меира написано – одежду из света» (Берешит раба, 20:12).

Можно одеться в одежду из кожи, а можно – в одежду из света. Слово одно и тоже (кожа на иврите – עור, свет – אור, эти слова произносятся практически одинаково – прим. пер.). Глаз видит одежду из кожи, но если женщина одевается ради Всевышнего, ее одежда – головной убор, платье, чулки – все излучает свет, сияние и красоту.

Скромная женщина является светом в доме, светом в народе Израиля. Она освещает весь мир.

Суть скромности

Говоря простыми словами, суть скромности – защита. В материальном мире человек зимой надевает теплую одежду, чтобы защититься от холода. Так и в духовном мире для всего нужна защита. Мы должны охранять мир, созданный Всевышним.

И чем дороже та или иная вещь, тем в большей защите она нуждается.

Одним из самых великих еврейских царей был царь Хизкияу. По поводу стиха: «Обманчива прелесть, и суетна красота, женщина, боящаяся Г-спода, будет прославлена» (Мишлей, 31:30), наши мудрецы сказали (Санедрин, 20а): «“Обманчива прелесть” – сказано про поколение Моше, “суетна красота” – сказано про поколение Йеошуа, “женщина, боящаяся Г-спода, будет прославлена” – сказано про поколение Хизкияу».

Хизкияу был совершенным праведником. Он вернул к Торе весь еврейский народ. Он вонзил меч на входе в Дом Учения и провозгласил: «Каждый, кто не занимается Торой, будет проткнут этим мечом!». И в самом деле, «проверили от Дана до Беер Шевы, и не нашли ни одного неуча, от Гивата до Антипараса все мужчины, женщины и дети досконально разбирались в законах тума и таара (чистоты и нечистоты)»! (Санедрин, 94б)

И вот, рассказывается в книге Пророков (Млахим II, 20:1-18), что царь Хизкияу заболел. Что произошло? Пророческим даром Хизкияу увидел, что у него родится сын-злодей, и решил не жениться вообще. Пришел к нему пророк Йешаяу и сказал: «Ты умрешь, и не будешь жить», то есть, умрешь в этом мире, и лишишься Будущего мира. После этого царь Хизкияу молился, раскаялся, Всевышний услышал его молитву и послал к нему Йешаяу, который сказал ему: «Так сказал Г-сподь Б-г Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцеляю тебя, на третий день взойдешь ты в дом Г-сподень».

Спросил Хизкияу у пророка Йешаяу: «Каким будет знамение, что Г-сподь исцелит меня?» Ответил ему Йешаяу: «Вот тебе знамение Г-спода, что исполнит Он слово, которое изрек: тень пройдет вперед на десять ступеней или вернется назад на десять ступеней». То есть, в честь Хизкияу остановится Солнце.

И дальше рассказывает нам пророк: «В то время Беродах-Баладан, сын Баладана, царь Бавеля, послал письма и дар Хизкияу, ибо слышал, что Хизкияу был болен». Он увидел чудо. Мудрецы рассказывают, что он проснулся и удивился, что еще так рано. Когда он узнал, что Солнце остановилось из-за еврейского царя Хизкияу, немедленно послал ему письма и подарок.

Когда прибыли посланники Беродаха-Баладана, показал им царь Хизкияу все свои сокровища: «И показал им сокровищницы свои: серебро и золото, благовония и дорогие масла, оружейный дом свой и все, что было в хранилищах его. Не было ничего, что не показал бы им Хизкияу в доме своем и во всем своем владении». Раши объясняет: «Не было ничего, что не показал бы им Хизкияу – показал им Ковчег, Скрижали и Свиток Торы».

Хизкияу показал им абсолютно все, даже завел их в Святая Святых! И сделал он это для того, чтобы показать, насколько богат и уважаем еврейский народ, и, тем самым, освятить Имя Небес.

«И пришел пророк Йешаяу к царю Хизкияу, и сказал ему: “Что говорили эти люди, и откуда они приходили к тебе?” и сказал Хизкияу: “Из страны далекой приходили они, из Бавеля”. И сказал он (Йешаяу): “Что они видели в доме твоем?” и сказал Хизкияу: “Все, что есть в доме моем, они видели, не было ничего, что я не показал бы им из сокровищ моих”. И сказал Йешаяу Хизкияу: “Выслушай слово Г-сподне. Вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем, все, что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Бавель, не останется ничего, сказал Г-сподь. И из сыновей твоих, которые будут у тебя, которых ты породишь, они возьмут, и будут те придворными слугами во дворце царя Бавеля”».

У Хизкияу были благие намерения – повысить статус Израиля в глазах других народов. И вдруг приходит пророк, упрекает его в страшном преступлении, и сообщает об ужасном наказании, которое его ждет!

В чем же был грех Хизкияу?

Дело в том, что истинные драгоценности не показывают другим! Мы не можем знать, что творится на счету у наших друзей! Человек готов рассказать о себе что угодно, но только не об имеющихся у него денежных вкладах! Раньше распечатки банковских счетов даже помечали грифом «секретно»…

Храм был закрыт со всех сторон. И уж тем более закрытой была Святая Святых, ведь там хранилось самое дорогое для еврейского народа – Ковчег, в котором лежали Скрижали и Свиток Торы!

Первосвященник был единственным человеком, имеющим право заходить в Святая Святых, и сказано: «Никто не должен быть в Шатре Откровения» (Ваикра, 16:17), Первосвященник находился там в одиночестве. Там, в Святая Святых, были крувим, символизирующие любовь Всевышнего к еврейскому народу, и любовь эта должна была быть сокрыта: «Никто не должен быть в Шатре Откровения».

Мы молимся в синагоге, а не на улице. Наши мудрецы говорят (Брахот, 34б): «Наглый молится в долине». И Тору мы учим в Доме Учения. Ведь связь Всевышнего с еврейским народом – это связь любви, она настолько дорога, что ее надо скрывать и прятать!

Драгоценности прячут, это в природе вещей. И на то имеется веская причина – драгоценности надо беречь! Если человек идет по улице, держа в руках пачку купюр, в любой момент из-за угла может выскочить какой-нибудь тип и отобрать их.

Человек, которому необходимо переправить большую сумму денег, возьмет самый простой мешочек, какой найдется дома, оденется как можно проще, и поедет не на такси, а в автобусе, и все это для того, чтобы привлечь к себе как можно меньше внимания, чтобы никто и не подумал, что у него в руках много денег.

Так устроен мир.

«Трое участвуют в сотворении человека»

Еврейский дом – это Храм. «Если муж и жена удостоились, Всевышний обитает среди них» (Сота, 17а). Супругам необходим дом, связь между ними настолько дорога, что никто другой не может там находиться. Еврейский дом – это Храм. Храм – это место присутствия Всевышнего.

Чем дороже вещь, тем лучше надо ее прятать.

Наши мудрецы говорят: «Трое участвуют в сотворении человека – Всевышний, отец и мать. Отец… дает кости, сухожилия и ногти… Мать… дает кожу и плоть… А Всевышний дает душу» (Нида, 31а)

Еврейский дом – это место сотрудничества с Всевышним, и потому еврейский дом – это самое дорогое, что может быть. И он должен быть тщательно скрыт от глаз посторонних, как говорит Раши по поводу стиха «Как хороши шатры твои, Яаков»: «Входы в них не находятся друг против друга».

Человек нуждается в одежде, ибо самое важное и дорогое, открытое глазу, что у него есть, это его тело, и он хочет защитить его от внешних воздействий.

Самое дорогое, что есть у еврейского народа, это – еврейская душа. И производит на свет это сокровище еврейская женщина.

Отец наполняет ребенка содержанием. Если отец – коэн или левит, его ребенок будет, соответственно, коэном или левитом. Отец учит ребенка Торе, воспитывает, направляет его. Но именно мама дает ребенку еврейскую душу! Еврейство ребенка определяется еврейством матери, и не зависит от отца. Еврейская душа зарождается в теле матери.

И неспроста ребенок учит всю Тору не где-нибудь, а в утробе матери! Ведь материнская утроба является самым святым местом, ибо именно в этом месте происходит зарождение еврейской души!

И потому женщина, которая может привести в мир детей, подобных Раши, Рамбаму, Хафец Хаиму, является драгоценностью, которая необыкновенно важна и необыкновенно дорога, и которую необходимо прятать как можно лучше!

Святая Святых – место, в котором проявляется любовь Всевышнего к еврейскому народу – закрыто для всех. Во время молитвы человек уединяется с Создателем, и потому молиться нужно в доме, а не в поле. Еврейский дом скрыт от посторонних глаз. И тем более, должен быть скрыт от посторонних глаз драгоценный бриллиант, приводящий в мир новую жизнь.

Покрытие волос

И не только тело женщины должно быть закрыто, но и волосы. Почему? Если мы рассмотрим волосы при помощи микроскопа, мы увидим, что они полые. Волос – своего рода канал, ведущий к человеческому мозгу. Волосы украшают человека, потому что они связаны с его мозгом. Мозг человека – это «Храм», там происходит встреча с Всевышним, там работает сознание, там обитает вера, все, находящееся там – очень ценно.

Волосы связаны со всем, что находится в человеческом мозге – с разумом, святостью, верой.

И потому именно замужняя женщина, приводящая Всевышнего в этот мир, дающая жизнь следующим поколениям еврейского народа, должна быть полностью скрыта от посторонних глаз. «Никто не должен быть в Шатре Откровения». И не только женщина должна быть закрыта, но и ее мозг. Место, где функционирует мысль, где присутствует Всевышний, должно быть закрыто.

Рассказывают, что спросили маму Хазон Иша, благословенной памяти, каким образом она удостоилась произвести на свет столько больших праведников. Она ответила: «Это не случайно! Когда я накануне Шаббата мыла голову, рядом со мной всегда стояли две женщины, держа простыни в руках таким образом, что бы стены дома не видели моих волос!»

Когда Ривка впервые встретила Ицхака, поняв, что ей суждено стать его женой, сразу же «Взяла она покрывало, и закрылась» (Берешит, 24:65), покрыла свои волосы, с этого момента никто не должен их видеть, не должен видеть проявления ее драгоценного мозга – места пребывания Всевышнего.

Жизненно важный орган

В нашем поколении, да смилуется Всевышний, на улицах царит распущенность. Просто удивительно, как люди не стыдятся появляться в обществе в таком виде. Мне кажется, что причина в том, что они лишены внутреннего содержания, и им просто нечего скрывать.

Страшно такое говорить, но здесь уместно вспомнить стих: «Ликуй, бездетная, нерожавшая!» (Йешаяу, 54:1). В Гемаре (Брахот, 10а) говорится, что спросил вероотступник у Брурии: «Неужели она должна радоваться тому, что бездетна?», ответила ему Брурия: «Глупец! Дочитай стих до конца! Сказано там: «Ибо у [нее], покинутой, сыновей будет больше, чем у замужней, сказал Г-сподь». Пусть она радуется, что не рожала сыновей, вроде тебя, которым уготован ад!»

Как-то меня пригласили выступить в школе «Мекиф-дати» (государственная религиозная средняя школа) в Офакиме. Это произвело на меня неизгладимое впечатление… Я зашел в класс, и учитель ужасно смутился, такой крик там стоял… Пока ему удалось их утихомирить… Прямо передо мной сидели двое парней с газетой в руках. Я что-то рассказываю (ничего сложного, на их уровне), а они листают газету…

Я подумал про себя: «Владыка мира, как же снизился уровень нашего поколения, если рождаются такие дети!»

В нашем, соблюдающем заповеди, обществе все-таки есть какие-то ценности! Само понятие «скромность» – это драгоценность, это сверкающий бриллиант. Ведь если мы хотим вырастить мудрецов Торы, праведников, все должно быть закрыто и запечатано. Когда-то женщины отдавали себе отчет в том, что они могут произвести на свет Раши, Рамбама, Хафец Хаима, и готовы были охранять его, как только возможно. А сегодня мы утратили это знание. Утратили ценность человека!

Когда женщина осознает, что она – источник присутствия Всевышнего, что она может привести в мир великого мудреца, она понимает, что такой источник никто не должен видеть! Ведь это – сверкающий бриллиант, о существовании которого никто не должен догадаться!

Когда царь Хизкияу показал нееврейским гостям все сокровища Храма, показал Святая Святых, Всевышний сразу сообщил ему, что у него будет отобрано все! Если бриллианты выставляют напоказ, если идут по улице, размахивая пачкой денег, обязательно найдется негодяй, который захочет все это присвоить.

На войне враг не целится ни в руку, ни в ногу, а только в сердце! И когда злое начало расставляет свои сети, оно, в первую очередь, пытается поразить жизненно важный орган – скромность, от которой зависит еврейская душа!

Скромность – сердце еврейского народа

Скромность – это закрытие и сокрытие того, что нам дорого. Это – основная ценность еврейского народа. Наши праотцы были выведены из Египта в заслугу всего нескольких вещей, одна из которых – скромность.

Наши мудрецы рассказывают о группе из четырехсот детей, которых везли в римские дома разврата. Эти дети принесли себя в жертву, утопившись в море, дабы сохранить свою скромность (Гитин, 57б). И еврейские женщины во всех поколениях были готовы пожертвовать собой ради соблюдения законов скромности. Из множества свидетельств этому приведем здесь две истории, известные нам от наших мудрецов.

У Хатам Софера, благословенной памяти, была дочь по имени Гитл. Она была очень красива. Однажды, идя по улице, она обратила внимание, что за ней неотступно следует какой-то мужчина. Это причинило ей нестерпимую боль, она направилась в дом отца, и там с плачем стала читать Теилим. Хатам Софер спросил, отчего она так плачет, и она рассказала ему о том, что произошло. Ее красота является преткновением для мужчин, и она молит Всевышнего, чтобы Он забрал у нее эту красоту, дабы никто не оступился из-за нее.

Хатам Софер был поражен праведностью дочери и благословил ее, чтобы ушла ее красота, и чтобы в заслугу того, что она отказалась от сияния красоты, у нее родился сын, который осветил бы весь еврейский народ светом Торы и праведности!

И через какое-то время она родила сына (великого гаона раби Акиву Курницера, благословенной памяти, раввина города Кракова, очень почитаемого в своем поколении), и в результате родов очень тяжело заболела. Ей удалось оправиться от болезни, но былая красота ее ушла.

И тут появляется вопрос. Ведь красота – подарок с Небес. Почему Всевышний должен забрать ее из-за того, что она привлекает внимание к женщине? Отвечает на это Хатам Софер так. Красота, которую заберут у матери, полностью перейдет к ее сыну, который удостоится осветить мир своей Торой и своей святостью. И тем самым женщина выполнит свое предназначение в жизни – привести в мир сыновей, освещающих его светом Торы.

Вторая история относится к более раннему периоду тяжелых гонений на евреев в 5408-5409 (1648-1649) годах (погромы Хмельницкого – прим. пер.). Изуверы Хмельницкого решили убить еврейскую девушку страшным и жестоким способом. Ее привязали к лошади, и та пустилась вскачь по улицам города, волоча за собой привязанную девушку. Что делала эта праведница в тяжелые мгновения перед смертью? Она попросила, чтобы ей принесли булавки, и, получив их, приколола с их помощью одежду к телу, чтобы никакая его часть не обнажилась в момент, когда лошадь потащит ее за собой.

Во всех поколениях еврейские женщины были готовы платить дорогую цену за соблюдение законов скромности!

В заслугу праведных еврейских женщин мы были выведены из Египта. И в заслугу праведных еврейских женщин в нашем поколении да удостоимся мы скорейшего Избавления!

Перевод – Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=6022