Томер Двора — 59 — Нецах и hод

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

630

Примечание редактора. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рава Моше Кордоверо.

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир, постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

Глава восьмая. Нецах, hод и йесод

Как приучить себя к качествам нецах, hод и йесод (вечность, величие и основа)?

Предисловие

Как упоминалось выше, все части человеческой души и все части человеческого тела параллельны высшим духовным сфирот. Ноги человека соответствуют атрибутам нецах и hод. Атрибут йесод параллелен месту завета обрезания. Ноги позволяют человеку выходить из того места, в котором он находится и передвигаться с места на место, чтобы иметь возможность давать другим. Подобно этому, атрибуты нецах и hод собирают влияние, исходящее от вышестоящих атрибутов, и направляют его для того, чтобы оно вышло наружу в атрибут малхут с помощью атрибута йесод.

Они также именуются «учениками Всевышнего». Так же как Тора, которой учитель обучает своих учеников, доходит до них в ясной и уточненной форме, так же в атрибутах нецах и hод происходит более подробное и детальное раскрытие Торы.

Исправления нецах и hод частично общие для обоих, а частично индивидуальны для каждого из них.

Прежде всего, следует помогать тем, кто изучает Тору, и поддерживать их, как финансово, так и действиями; обеспечивать их всем необходимым, поставлять им пропитание, и удовлетворять все их нужды, чтобы они не отвлекались от изучения Торы. Нужно также избегать выражения пренебрежительного отношения к их учебе, чтобы они не ослабли в изучении Торы, а напротив, оказывать им почет и прославлять их добрые дела <т. е., учебу>, чтобы они укрепились в служении <Творцу>. Следует также обеспечивать их необходимыми им книгами, местом для учения и т.п., — всем, что укрепляет и поддерживает изучение Торы. Все вышеперечисленное связано с этим двумя атрибутами, <нецах и hод>, и каждый должен стараться выполнять это в меру своих возможностей, кто больше, кто меньше.

Таким образом, любое преумножение в уважении к Торе, в поддержке, которая оказывается ей словом, действием и имуществом, в побуждении сердец укрепиться в ней, — все это непосредственно зиждется на двух атрибутах — нецах и hод — которые называются (Мишлей 3:18) «поддерживающие Тору и дающие ей опору».

И еще: изучающий Тору должен учиться у каждого человека, как написано (Теилим 119:99): «От всех моих учителей я набирался ума», — поскольку невозможно удостоиться цельности в Торе, учась у одного учителя. Став учеником каждого, человек удостаивается стать колесницей для атрибутов нецах и hод, которые называются (Йешаяу 54:13) «учениками Б-га». А тот, кто обучает его Торе, становится на уровень Тиферет.

И благодаря заслугам того, кто сидит и учится, Тиферет воздействует на нецах и hод, а сам он находится на их уровне в прямом смысле слова. И вот, когда он изучает Писание, которое с правой стороны, он имеет прямое отношение к нецах, а когда изучает Мишну, которая с левой стороны, то имеет прямое отношение к hод. А тот, кто изучает Талмуд, который включает в себя и то, и другое, так как приводит доказательства словам Мишны из Писания, исправляет оба этих атрибута вместе.

Комментарий

«Следует помогать тем, кто изучает Тору, и поддерживать их». Роль атрибутов нецах и hод — помощь изучающим Тору. Так же как ноги являются опорой для тела, так и поддерживающие изучение Торы являются ее опорой. Написано, что ангел Эйсава поразил Якова в бедро (См. Брейшит 32:25-26); это означает, что силы зла мешают поддержке Торы.  И точно так же, как ноги являются неотъемлемой частью тела, и все, что достается телу, достается также и ногам, так же поддерживающие Тору удостаиваются получить награду за изучение Торы. И это упоминается в трактате Сота (21а), где рассказывается о двух братьях, Шимоне и Азарье. Азарья занимался торговлей, и поддерживал Шимона, который посвящал все свое время изучению Торы. Так как Шимон смог достичь высокого уровня в познаниях Торы именно благодаря поддержке своего брата Азарьи, его называли по имени брата «Шимон, брат Азарьи».

Так же как существует обязанность изучать Тору, есть заповедь помогать другим в ее изучении. Ведь все евреи несут ответственность друг за друга. И об этом идет речь в книге «Эц При» (3): «каждый, у кого есть такая возможность, обязан поддерживать и помогать изучающим Тору, чтобы те смогли исполнить заповедь изучения Торы как полагается. Причина этого в том, что каждый несет ответственность за других. (Об этом идет речь в трактате Сота (37) и в трактате Санедрин (43). Там написано, что все евреи несут ответственность друг за друга.)» Каждый должен приложить усилия к тому, чтобы дать возможность учиться тем, у кого нет такой возможности из-за тяжелого экономического положения.

Одна из основ заповеди изучения Торы — это обязанность преумножить знания Торы. Этот аспект заповеди обязывает каждого заботиться не только о своем собственном уровне знаний, но также об уровне знаний других людей. Более того, тот, благодаря кому в мире преумножается знание Торы, рассматривается как человек, который сам занимается изучением Торы.

Рамбам (Деот 6:2) пишет, что одна из заповедей Торы — это прилепиться к мудрецам Торы. Это означает, что каждый обязан приложить усилия к тому, чтобы сблизиться с мудрецом во всех аспектах своей жизни — есть и пить с мудрецом, работать с мудрецом, выдать свою дочь замуж за мудреца Торы, и т. п. И написано, что каждый, кто поддерживает изучающего Торы из своего кармана, прилепляется к Б-жественному присутствию, Шхине.

Книга «Арбаа Турим» приводит (Йоре Деа 246): «каждый из народа Израиля обязан изучать Тору, будь он богатый или бедный, здоровый или истерзанный недугами, молодой или старый. И даже нищий, который вынужден просить подаяние, а также человек, стоящий во главе большой семьи, обязан выбрать время для изучения Торы, как днем, так и в ночное время, как сказано (Йеошуа 1:8) «и размышляй о ней днем и ночью».

А тот, кто не может учиться, из-за того, что не обладает достаточными знаниями, или из-за жизненных перипетий, которые мешают ему заниматься Торой, должен поддерживать других. И это засчитается ему, как будто он учился сам.

«Следует помогать тем, кто изучает Тору и поддерживать их, как финансово, так и действиями». Написано (Дварим 27:26) «Проклят тот, кто не исполнит слов закона сего соблюдением их!» [אָרוּר אֲשֶׁר לֹא יָקִים אֶת דִּבְרֵי הַתּוֹרָה הַזֹּאת לַעֲשׂוֹת אוֹתָם] Талмуд Йерушалми (Сота 7:4) интерпретирует слово «יָקִים» не как «исполнит», а как «даст сцществование», т.е. «поддержит». Там написано: «Даже того, кто изучает, преподает, хранит и исполняет Тору, называют «не поддержавшим Тору» если он мог помогать изучающим Тору, и не делал этого». (ע״כ) То есть, даже мудрец, который сам постоянно занят изучением и преподаванием Торы, обязан поддерживать других изучающих Тору, если он обладает такой возможностью. А если он этого не делает, на него распространяется проклятие «проклят тот, кто не поддержит слов закона сего».

«Любое преумножение в уважении к Торе, поддержке, которая оказывается ей словом, действием и имуществом». При изучении Торы, человек выполняет заповедь мыслью и словом. Тот, кто поддерживает Тору, выполняет заповедь также действием.

«Нужно избегать выражения пренебрежительного отношения к их учению». Тот, кто уважительно относится к мудрецам Торы, приводит к преумножению Торы в этом мире. А тот, кто относится к ним пренебрежительно, или принижает их значимость и достоинство, добивается противоположного — из-за него возникает ситуация, когда мудрецов Торы становится мало, и община Израиля остается без лидера и без пастыря, и не знает, как выполнить волю Творца и заслужить награду. Рабейну Йона (Шаарей Тшува 3) пишет, что служение Всевышнему не может выполняться при отсутствии изучающих Тору, людей, которые занимаются Торой день и ночь. Только они знакомы с законами Торы в достаточной степени, и способны объяснять другим, как следует жить по этим законам. Именно они способны передать Тору следующим поколениям, чтобы не забылась она в народе Израиля. А в месте, где нет изучающих Тору, умножатся преткновения и отсутствует честность и порядочность у людей. Поэтому необходимо уважительно относиться к тем, кто постоянно занят служением Всевышнему, к мудрецам Торы, ибо это является почетом Всевышнему, и показывает, что единственная истинная ценность — это служение Ему.

И еще написал Рабейну Йона «Сказал царь Шломо (Мишлей 3:35): «Мудрые наследуют почет, а глупцы возвышают бесчестие». Это говорит о том, что легкомысленные и испорченные люди превозносят глупцов и восхваляют их.

В почете, оказываемом мудрецам и праведникам, есть великая польза, а уважение к глупцам и злодеям, наоборот, ведет к величайшим бедствиям. Ибо если возвеличивают мудрецов, и ставят их во главу, их слова приобретают авторитет; народ следует их повелениям, и прислушивается к их советам.»

К этому можно добавить, что, видя каким уважением и почетом пользуются мудрецы, другие люди тоже устремятся к обретению знаний и достойному поведению.

Рабейну Йона также пишет, что многие сердца, которые погружены в глубокий сон, очнутся, увидев великолепие почета Торы и осознают величие Творца. В этих сердцах появится жажда мудрости, и займутся они познанием Всевышнего и служением Ему.

«Следует также обеспечивать их необходимыми им книгами». Рав Моше Софер пишет (Респонса «Хатам Софер», Йоре Деа 244): «Нет большей заповеди, чем снабдить изучающих Тору книгами. О ком сказано «тот, кто постоянно выполняет заповедь благотворительности»? Это люди, которые пишут или покупают книги, и дают их на пользование другим. Их праведные дела оставляют неизгладимый след, ибо изучение Торы приравнивается ко всем остальным заповедям, вместе взятым.»

[Сегодня эти слова приобретают новый смысл. К сожалению, немалая часть нашего народа не обладает достаточными познаниями в Святом Языке для того, чтобы изучать Тору. Поэтому, точные и качественные переводы дают многим людям, стремящимся к изучению Торы, доступ к святым текстам.]

«Следует также обеспечивать их всем, что укрепляет и поддерживает изучение Торы». Написано (Мишлей 3:18) «Она — древо жизни для поддерживающих её, а дающие ей опору одарены». Это означает, что даже те, кто финансово поддерживают Тору, удостаиваются «древа жизни». Рав Хаим из Воложина говорил, что те, кто поддерживает изучающих Тору, удостоятся не только награды, полагающейся за ее изучение, но и понимания и знания Торы.

В книге «Ави а-Йешивот» (том 1 стр. 126) приводится история, произошедшая с самим Равом Хаимом:

Один еврей передал значительную часть своего имущества воложинской Йешиве. Рав Хаим принял на себя обязательство изучать Мишну для возвышения души этого человека после его смерти.

Когда этот человек скончался, Рав Хаим начал изучение Мишны, и в одном месте у него возникли сложности с пониманием. [Очевидно, что сложности были на невероятно высоком уровне знания и понимания Торы, которого достиг рав Хаим, который был величайшим мудрецом и знатоком Торы, признанный своим учителем а-Гро и известным в своем поколении и во всех последующих поколениях до наших дней.] Рав Хаим задремал, и во сне ему явился человек, ради которого он занимался изучением Мишны, и дал ему ответ на возникший у него вопрос. Когда Рав Хаим проснулся, он сказал, что ему было известно, что тот, кто поддерживает Тору, сам удостаивается знать ее. Но он не знал, что это знание приходит к душе настолько быстро!

[Данное благословение относится также к тем, кто занимается изучением Торы в этом мире. Если они также поддерживали Тору финансово, то в грядущем мире они удостоятся большей ясности понимания того, что изучали при жизни. — Прим. рава Полищука]

Рав Борух Бер Лейбович в книге «Биркат Шмуэль» (Кидушин 27) пишет, что количество времени, которое каждый обязан посвятить изучению Торы, определил Рамбам (законы Изучения Торы 1:12): «Если он работает, пусть занимается работой три часа в день, а Торой — девять часов в день». Откуда же берется разрешение посвящать большую часть дня работе? Это разрешено тому, кто отдает часть своего дохода другим, чтобы те занимались изучением Торы. Это засчитывается ему, как будто он сам изучает Тору, и тем самым выполняет возложенную на него обязанность изучать Тору.

[Каждый человек должен отделять от одной десятой до одной пятой своих доходов на поддержание нуждающихся и изучающих Тору. Здесь речь идет о благотворительности, которая дается сверх этой суммы. — комментарий Хесед Авраам]

«Изучающий Тору должен учиться у каждого человека». Написано в книге «Руах Хаим» (4:1) « «Тору следует познавать от каждого человека» — следует идти обучаться Торе даже у того, кто обладает меньшими познаниями, так как постижение Торы зависит не от интеллектуальных способностей преподавателя, а от вложенных им усилий, как сказано «трудился и нашел — поверь» (то есть, Тора раскрывается тому, кто приложил усилия к ее изучению). Поэтому, может оказаться, что хоть другой человек и обладает меньшими способностями, чем он сам, Всевышний может раскрыть ему такую «находку», которая не открывается даже большим людям.»

«Невозможно удостоиться цельности в Торе, учась у одного учителя». Написано в трактате Авода Зара (19а) «тот, кто изучает Тору только у одного учителя, никогда не увидит в этом благословения». [Однако, в наше время, большую часть познаний Торы мы черпаем из Святых Книг, написанных многими мудрецами разных поколений. Поэтому, сегодня для нас менее важно учиться у многих учителей.]

«Став учеником каждого, человек удостаивается стать колесницей для атрибутов нецах и hод, которые называются (Йешаяу 54:13) «учениками Б-га». А тот, кто обучает его Торе, становится на уровень Тиферет». Атрибут тиферет содержит в себе все аспекты понимания Торы. Тот, кто учится «у каждого человека» (как написано в трактате «Авот» 4:1), становится колесницей для «учеников Б-га», атрибутов нецах и hод, которые являются проявлением атрибута хохма, мудрости, которая раскрывается и детализируется в них, разбиваясь на семьдесят аспектов, по пониманию изучающих ее. У каждого человек есть своя доля в Торе, и он может обрести ее, учась у всех своих учителей.

«И благодаря заслугам того, кто сидит и учится, Тиферет воздействует на нецах и hод, а сам он находится на их уровне в прямом смысле слова. И вот, когда он изучает Писание, которое с правой стороны, он имеет прямое отношение к нецах, а когда изучает Мишну, которая с левой стороны, то имеет прямое отношение к hод. А тот, кто изучает Талмуд, который включает в себя и то, и другое, так как приводит доказательства словам Мишны из Писания, исправляет оба этих атрибута вместе». Атрибут тиферет является обобщением всей Торы. Более низкие атрибуты — это раскрытие и разъяснение того, что содержится в Торе. Первый уровень раскрытия и детализирования Торы — это разделение на устную и письменную Торы. Это соответствует двум «ногам» тиферет — нецах и hод. Нецах — это письменная Тора, а hод — это книга Мишны, которая является основой всей устной Торы. Талмуд, который объясняет Мишну, и связывает воедино устные и письменные части Торы, соответствует атрибуту малхут. Малхут получает влияние от всех вышестоящих атрибутов, и раскрывает его для нужд этого мира. Также Талмуд раскрывает мудрость, которая кроется за словами Мишны, таким образом, чтобы её можно было понять в деталях.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за данное ей право пользоваться их переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора частично основаны на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим», на книге рава Аарона Довида Гольдберга «ве-Алахта би-Драхав», на комментарии Рава Шмуэля Хэйли «Цель Томар» и на книге рава Давида Фалька «бе-Торато Йеэге». Подготовил Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=61306