Ваэтханан — Четыре сына – способы воспитания

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1587
пятый сын

Недельная глава Ваэтханан

В Пасхальной Агаде упоминаются четыре сына: умный, нечестивец, простодушный, и тот, кто не умеет спрашивать. К каждому из этих типов «сыновей» есть свой особый подход, свой путь, как воспитывать и учить его. Разберем все эти четыре вида, и способы их воспитания.

Умный сын

Если родители удостоились, что Всевышний даровал им умного талантливого сына, который быстро соображает и хорошо понимает выученное, то эти счастливые родители должны знать: на них возложена особая задача воспитания. Ведь этот сын можем вырасти и стать Б-гобоязненным мудрецом Торы, который будет обучать Торе свой народ и приносить благословение всему народу Израиля.

Как же порой печально видеть, что эти родители, в чьи руки Творец вложил драгоценный бриллиант – умного сына, не умеют воспитать его стремиться стать великим в Торе, и из-за этого мир теряет великого светоча, который мог бы осветить глаза всего народа Израиля.

Нередко бывает, что родители талантливого ребенка понимают, что их сын наделен особыми способностями, и действительно, стараются направить его в русло мудрости, но не в русло истинной мудрости нашей святой Торы, «ведь жалко разбазаривать его таланты», а посылают его учить медицину, или компьютеры и т. п., утверждая, что так он принесет больше пользы миру.

Этим родителям напомним, что об этом мы говорим каждую неделю в Авдале, на исходе Субботы: «Разделяющий между святым и будничным, между светом и тьмой, между Израилем и другими народами»! Нееврей тоже может стать прекрасным врачом или инженером, но кто будет раввинами и великим мудрецами Торы, если не эти талантливые дети, которые пойдут по пути Израиля, по пути преданных Торе и вере?

Мы обязаны знать разницу между мудростью Торы и всеми остальными видами мудрости, и укажем здесь только одно из множества различий.

На протяжении истории было множество великих ученых во всех сферах науки: в физике и математике, в медицине, в естественных науках, которые делали великие открытия и переворачивали человеческие представления о мире. Однако, если мы задумаемся – где мудрость этих ученых сегодня? По природе вещей мир прогрессирует, и ученые последних поколений опровергают слова предыдущих, и почти полностью забывают их. Где эти древние мудрецы? Кто их помнит? Даже их имена уже забыты, ведь их мудрость уже устарела, и в современном мире появились другие потрясающие открытия.

Такова природа вещей – каждое поколение забывает достижения предыдущего, и так будет и в будущем – следующее поколение будет смеяться над мудрецами нашего и их изобретениями.

Однако с мудростью Торы – совсем не так. Мы прекрасно помним всех мудрецов прошлых поколений, их мудрость жива для нас. Вспомним раби Акиву и раби Тарфона, которые жили около двух тысяч лет назад. Или Абайе и Рабу, которые жили более полутора тысяч лет назад, или Раши и Рамбама, чьи имена до сих пор упоминаются с трепетом и великим уважением, и остальных мудрецов народа Израиля, чьи слова мы до сих пор учим с большой жаждой, и они никогда не будут опровергнуты.

Если мы будем обучать нашего умного сына истинной мудрости, мудрости Торы, то в будущем он станет подобен звезде, освещающей небеса вечным светом, и счастливы родители, которые удостоятся вечной радости со своим сыном, украсившим их короной Торы и великолепия на веки веков!

Сын – нечестивец

Порой бывает, что у родителей есть сын, который отдалился, не дай Б-г, от Торы и исполнения заповедей. Иногда доходит до того, что он нарушает Шаббат и пренебрегает всеми святынями Израиля. Увы, в нашем поколении это явление очень распространено из-за окружающего нас светского общества. В особенности, если юноша идет в армию, где он находится в близкой связи со светской средой, ведь совместная еда, сон, общение и т. п. постепенно оказывают свое влияние, и сын, который был умным и праведным, нередко полностью отдаляется от соблюдения заповедей и еврейской веры.

Такие родители должны знать, что их сын поражен болезнью, подобной любой другой физической болезни, которая очень опасна и требует лечения.

И точно так же, как в случае, когда ребенок заболел, первая задача родителей, – признать, что есть проблема.

Многие родители не готовы принять это со всей серьезностью, и упрямо повторяют, что с их сыном «все в порядке». «Он хороший мальчик», «он соблюдает»… А уж дочь – тем более, быть того не может, чтобы она пошла по плохому пути и совершала плохие поступки. Когда таков взгляд родителей, опасность на самом деле очень велика.

Это подобно ребенку, который тяжело болен, а родители не соглашаются принять диагноз врача, и упрямо повторяют, что их сын здоров. В таком случае они не будут просить о помощи, и не будут лечить ребенка надлежащим образом. Конечно, такому ребенку уже не поможешь!

Нам следует знать, что признание болезни и видение реальности в правильном свете – это путь, ведущий к излечению. После того, как «ставят диагноз», нужно уметь лечить болезнь профессионально и верно. Некоторые первым делом идут к аптечке и дают больному таблетку. Это ошибка! Если исцеление так просто, зачем врачу было усердно изучать медицину более десяти лет?

Решение любой проблемы требует профессионализма. Когда ребенок заболел, вызывают врача, а когда душа заболела – мы должны просить совета и помощи у рава-специалиста. Есть раввины, которые специализируются на таких проблемах десятки лет, и обладают большим опытом в этой сфере. Если мы будем советоваться с ними и принимать их помощь и их консультации, то у нас есть надежда!

Еще один, не менее важный момент, который мы должны помнить: нельзя отчаиваться! Многие родители настолько отчаялись, что даже не ищут решения и не прилагают усилия, чтобы найти способ что-то изменить, утверждая, что нет никакой надежды, и если даже предприняли некоторые попытки поговорить со своим сыном, и он оттолкнул их, то, видя, насколько сильно влияние окружающей среды, они отчаиваются.

Но на самом деле, в наше время есть сотни и даже тысячи случаев юношей и девушек, которые вели себя так, что, на первый взгляд, не было никакой надежды. Тем не менее, с помощью правильного подхода и огромного терпения, они вернулись в лоно еврейства, и некоторые из них даже стали известными раввинами и педагогами.

Однако, самое главное – это предпринимать профилактические меры в самом начале воспитания ребенка, чтобы он не «заболел» в будущем. Когда ребенок еще сравнительно маленький, и общается с нехорошими друзьями, а родители вообще не переживают на эту тему, да еще и посылают в сомнительную школу, то что им потом рыдать и возмущаться?

Сколько раз происходило, что родители приходят со слезами: их дочь, которая училась в университете, решила выйти замуж за араба! Они спрашивают совета, что делать, их сердце разбито, они рыдают, и в то же время… посылают вторую дочь в университет!

Воспитание начинается с самого детства, с детсадовского и школьного возраста – если в этом время послать ребенка в религиозное учебное заведение, то велика вероятность, что такие печальные вещи не произойдут. Однако, если, не дай Б-г, все-таки что-то произошло, нам следует не отчаиваться, а просить помощи и молиться Всевышнему. А Он, благословенный, поможет, чтобы дети вернулись на путь Торы и стали украшением своей семьи и всего народа Израиля.

Простодушный сын

Порой есть сын или дочь, которые не так уж благословлены талантами, которым учеба дается нелегко, и родители довольно быстро отчаиваются, и не вкладывают в них труд, и даже не интересуются их развитием. Такое отношение к ребенку может привести к все большему падению, пока он вообще не потеряет интерес к учебе, начнет интересоваться другими вещами, и окажется в дурном обществе. И тогда родители могут, не дай Б-г, вообще потерять его.

Прежде всего, родители должны помнить, что немало великих мудрецов Израиля, которые были светочами еврейского народа, благодаря своему величию и гениальности, по природе своей не обладали особыми талантами, и более того – в начале пути казалось, что они совершенно бесталанны. Из-за этого, вместо отсутствующего таланта, они стали упорно и тяжело трудиться, каждый отрывок Торы, который выучивали, повторяли снова и снова десятки раз, пока плотина не прорывалась, и они не превращались в бьющий источник, с острым и ясным разумом, и в итоге удостаивались стать светочем для всего народа Израиля.

Достаточно будет упомянуть святого праведника, от величия которого весь еврейский мир дрожит по сегодняшний день: Хазон Иша. О нем рассказывают, что в юности он вовсе не обладал какими-то особыми талантами, и все его многочисленные работы в различных сферах Торы были написаны им с огромнейшим трудом и невероятным упорством. Он трудился, пока не удостоился стать великим мудрецом своего поколения.

Ведь сама Тора, в книге Теилим, написанной царем Давидом, обещает нам: «Свидетельство Всевышнего верное [т. е. Тора], умудряет глупца». Первейшая обязанность, возложенная на родителей – верить в сердце, что ребенок сможет развить свои способности, и тогда, с большим терпением, постоянным ободрением и одобрением даже небольших успехов ребенка, стимулированием его продвигаться вперед, насколько он может, они увидят плоды своего труда. И даже если они видят, что ребенок не так уж усердно учится – не отчаиваться!

«У любого человека есть свой час», придет его час и докажет, какие таланты, и какая глубина скрываются в нем.

На практике, родителям очень важно знать, что является ли ребенок более талантливым или менее, они должны постоянно и регулярно интересоваться происходящим в учебном заведении сына, в талмуд-торе или в школе. Преподаватель, несмотря на все свое желание и преданность каждому ученику, естественно, не в состоянии относиться к каждому ученику своего класса, как к единственному ребенку. Так что бывает, что, несмотря на усилия учителя и его вклад, ребенок, который не обладает большими способностями и быстрым пониманием, не получает достаточно. Когда же родитель приходит и интересуется у учителя успехами своего сына и просит особого внимания к нему, тот находит, несмотря на все свои заботы, время, чтобы позаниматься с ребенком в отдельности и продвинуть его.

Конечно же, нельзя сказать, что то, что у учителей не всегда получается уделить максимум внимания каждому ученику – это небрежность или невнимательность с их стороны.

Это естественное явление, которое мы видим и в других профессиях.

Даже если врач преданно лечит своих больных, его отношение к больному будет совсем другим, если члены семьи интересуются процессом и находятся при больном, и врач видит, как семья участвует в процессе лечения больного. Даже простой продавец, который очень желает, чтобы его клиенты были довольны, пошлет лучший товар, если хозяйка периодически заходит в его магазин, чем, если товары посылают по заказу одного из детей.

Точно так же, естественным образом, происходит и у учителей. Когда родитель время от времени приходит и вежливо, деликатно, просит уделить его сыну особое внимание, к ребенку будут относиться гораздо лучше. И, на самом деле, известно множество случаев, что благодаря этому, сердце ребенка раскрылось, и он стал отличником в учебе.

И последнее, но самое важное – молитва! Гемара (Нида, 70б) говорит: «Что сделать человеку, чтобы стать мудрее? Приумножить учение, и уменьшить занятия бизнесом, и просить мудрости у Того, от Которого исходит мудрость, как сказано: “Ведь Г-сподь даст мудрость”». Без молитвы ничего не получится. Родители должны изливать сердце в молитве перед Творцом, чтобы Он озарил глаза их детей в Торе. Матери следует молиться об этом в особенности во время зажигания свечей, и вообще в любое время, и Всевышний примет ее молитвы. И тогда родители удостоятся радоваться этим своим детям, которые в начале своего пути казались такими недалекими и порой даже не очень умными, а в итоге стали лучшими из лучших, на радость всему народу Израиля.

Тот, кто не умеет спрашивать

В большинстве изданий Пасхальной Агады, особенно детских, объясняют, что сын, «который не умеет спрашивать» – это просто маленький ребенок, малыш, разум которого еще не развит. Однако комментаторы Агады объясняют совсем не так. На самом деле, этот сын – товарищ нечестивого сына, и он «не умеет спрашивать» потому, что просто не хочет ничего знать, ему все равно, и все эти законы его просто не интересуют.

На самом деле, такой сын – это проблема порой большая, чем сын-злодей. Ведь тот, хотя и брыкается и борется, кричит против Торы, но известно, что когда человек кричит – это значит, что у него что-то болит. И видимо, где-то в глубине святая свеча – его чистая душа – горит и обжигает его до боли, вызывающей крики. Кроме того, когда ребенок стоит напротив тебя и спорит, но лицом к лицу, есть шанс переубедить его и показать ему истинный путь.

Когда же сын не желает спрашивать, и не интересуется ничем в силу равнодушия, это гораздо хуже, поскольку он не налаживает связи с другими людьми в вопросах святости.

И хотя он не ненавидит и не протестует против выполнения воли Творца, его равнодушие приводит к тому, что очень трудно наладить с ним связь и помочь исправиться.

Однако мы должны знать, что и с этим сыном нельзя отчаиваться! В Агаде сказано: «А тот, кто не умеет спрашивать – ты (в женском роде) расскажи ему». Как жалостливая мама уговаривает сына кушать разными способами, зная, что силой с ним не справишься, так и с этим сыном нужен мягкий язык, который заинтересует его и поможет ему увидеть, насколько замечателен удел, и как прекрасна судьба тех, кто занимается Торой и заповедями.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=73954