Трактат Шаббат — Глава 7 — Мишна 2 — Часть 8

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

3208
трактат шаббат, трактат шабат

Глава седьмая. Мишна вторая

От редакции. До конца данной мишны мы публикуем продолжение комментария «Дополнительная душа».

אֲבוֹת מְלָאכוֹת אַרְבָּעִים חָסֵר אֶחָת. הַזּוֹרֵעַ. וְהַחוֹרֵשׁ. וְהַקּוֹצֵר. וְהַמְעַמֵּר. הַדָּשׁ. וְהַזּוֹרֶה. הַבּוֹרֵר. הַטּוֹחֵן. וְהַמְרַקֵּד. וְהַלָּשׁ. וְהָאוֹפֶה. הַגּוֹזֵז אֶת הַצֶּמֶר. הַמְלַבְּנוֹ. וְהַמְנַפְּצוֹ. וְהַצּוֹבְעוֹ. וְהַטּוֹוֶה. וְהַמֵּסֵךְ. וְהָעוֹשֶׂה שְׁנֵי בָתֵּי נִירִין. וְהָאוֹרֵג שְׁנֵי חוּטִין. וְהַפּוֹצֵעַ שְׁנֵי חוּטִין. הַקּוֹשֵׁר. וְהַמַּתִּיר. וְהַתּוֹפֵר שְׁתֵּי תְפִירוֹת. הַקּוֹרֵעַ עַל מְנָת לִתְפֹּר שְׁתֵּי תְפִירוֹת. הַצָּד צְבִי. הַשּׁוֹחֲטוֹ. וְהַמַּפְשִׁיטוֹ. הַמּוֹלְחוֹ וְהַמְעַבֵּד אֶת עוֹרוֹ. וְהַמּוֹחֲקוֹ. וְהַמְחַתְּכוֹ. הַכּוֹתֵב שְׁתֵּי אוֹתִיּוֹת. וְהַמּוֹחֵק עַל מְנָת לִכְתֹּב שְׁתֵּי אוֹתִיּוֹת. הַבּוֹנֶה. וְהַסּוֹתֵר. הַמְכַבֶּה. וְהַמַּבְעִיר. הַמַּכֶּה בַפַּטִּישׁ. הַמּוֹצִיא מֵרְשׁוּת לִרְשׁוּת. הֲרֵי אֵלּוּ אֲבוֹת מְלָאכוֹת אַרְבָּעִים חָסֵר אֶחָת:

Основных работ (авот мелахот) – сорок без одной.

Сеет и пашет, и жнет, и собирает в снопы. Молотит и веет. Перебирает. Мелет и просеивает, и замешивает тесто, и выпекает.

Стрижет шерсть. Выбеливает ее и растрепывает ее, и красит ее, и прядет, и натягивает продольные нити, и делает две петли в рамах ткацкого станка, и ткет две нити, и распускает две нити. Завязывает и развязывает, и сшивает двумя стежками. Рвет для того, чтобы сшить двумя стежками.

Ловит оленя. Зарезает его и снимает с него шкуру. Солит и выделывает его шкуру. Скоблит ее и разрезает ее.

Пишет две буквы и стирает для того, чтобы написать две буквы. Строит и разрушает. Тушит и разжигает. Ударяет молотком. Выносит из одного владения в другое.

Вот эти основные работы – сорок без одной.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Сеет и пашет – здесь не написано сначала «пашет» (1), а потом уже «сеет» (2), как это принято делать. Из этого мы учим, что, даже если земля очень твердая, и, перепахав ее и посеяв в нее, ее вновь перепахивают, второе пропахивание тоже считается запрещенной работой «пашет».

Жнет – это относится к зерновым. Но и собирающий с деревьев плоды тоже совершает запрещенную работу «жнет» (3).

Собирает в снопы – собирает уже сжатые зерновые и складывает их в одно место (4)(5).

Веет – бросает лопатой по ветру (6). Перебирает, удаляя отходы руками или через сито (7)(8). Просеивает через решето (9). Все эти три работы имеют единое назначение – все они выполняются для того, чтобы отделить отходы от еды. Но, поскольку все три работы выполнялись в Скинии Завета, каждая из них считается отдельной работой – пусть они и похожи между собой. Еще одна причина – они не совершаются вместе, а делаются последовательно, одна за другой (10)(11).

Выпекает – такой работы не было в Скинии, так как выпекают лишь хлеб, а хлеб при возведении Скинии не выпекали. Просто в мишне представлен порядок изготовления хлеба. Однако работа «варит», подобная работе «выпекает», совершалась и для возведения Скинии, когда изготовляли снадобья для окраски шерсти в цвет тхелет, а также в пурпурный и багряный цвета. Тот, кто помешивает в кастрюле или кладет крышку на кастрюлю, стоящую на огне, совершает работу «варит» (12). И все предыдущие работы, перечисленные в этой мишне, – «сеет», «жнет», «молотит» и т.д. – все они выполнялись при изготовлении красителей для Скинии (13).

Стрижет шерсть – эта и все другие работы по обработке шерсти нужны были для изготовления шерсти тхелет, которую использовали при возведении Скинии (14)(15).

Выбеливает ее – стирает в реке (16).

Растрепывает ее – бьет ее палкой, а также расчесывает ее гребнем (17)(18)(19).

Натягивает продольные нити – на старофранцузском языке «ордир» (20).

Делает две петли в рамах ткацкого станка – продевание двух нитей в кольца на рамах (21)(22).

Распускает – выплетает продольные нити из поперечных или поперечные из продольных для того, чтобы ткать дальше (23).

Завязывает и развязывает – ловцы хилазона, из которого изготовляют краситель для тхелет (24), завязывают (25) и развязывают (26). Ведь, поскольку иногда нужно взять веревки из одной сети и добавить их в другую, их отвязывают от одной и привязывают к другой.

Сшивает …рвет – это тоже при изготовлении полотнищ (27). Ведь если полотнище проела моль, проделавшая в нем маленькое круглое отверстие, нужно разорвать ткань выше и ниже этого отверстия, чтобы при зашивании не было складок (28). Сшивает двумя стежками и завязывает, ведь если он не завяжет, соединение не сохранится. При этом он совершает две запрещенные работы – и завязывает, и сшивает.

Ловит оленя – все работы, связанные с выделкой кожи, совершались для обработки шкуры тахашей (29)(30)(31)(32)(33).

Солит и выделывает его шкуру – в Гемаре (75б) задан вопрос: «Ведь засаливание – это и есть выделка?» (34). И отвечают: действительно, следует убрать из перечня одну из этих двух работ и добавить вместо нее «размечает», так как разметка – это тоже одна из основных работ (35).

Скоблит ее – соскребает волоски (36).

Разрезает ее – рассекающий и разрезающий ее на ремни и для сандалий (37).

Пишет …и стирает – при изготовлении Скинии подписывали брусья, чтобы знать, какие из них парные. Писали букву на одном брусе и букву на другом (38), а порой, когда ошибались, то букву стирали (39)(40)(41).

Тушит и разжигает – огонь разводили под чаном с красителями (42)(43).

Ударяет молотком – это завершение изготовления предмета. Так мастер, завершая работу, ударяет по наковальне. Поэтому запрещенная работа «ударяет молотком» совершается, когда завершают изготовление предмета (44)(45).

В начале мишны уже названо общее число: «Основных работ – сорок без одной», а затем все работы перечислены по порядку. Это сделано для того, чтобы научить: даже если человек сделает все работы, существующие на свете, в одном забвении и за один Шаббат, он не будет обязан принести больше, чем сорок [без одной] грехоочистительных жертв. Ведь все остальные работы являются производными от этих основных. А когда он сделал основную работу и производную от нее, он обязан принести лишь одну жертву (46)(47).

Комментарий «Дополнительная душа»

(42) Работа «тушить»

Работа «тушит» (מְכַבֶּה – мехабе) заключена в тушении огня для того, чтобы воспользоваться углями.

При изготовлении Шатра Откровения эту работу совершали ради того, чтобы получить угли для выплавки золота и других металлов. И точно так же как разрушающий строение ответственен по закону Торы, только если разрушает, чтобы строить на этом месте или вновь использовать тот же строительный материал, так и гасящий огонь совершает работу «тушить», только если тушит, чтобы снова разжечь или воспользоваться углями – как и при изготовлении Шатра (Шаббат, 31б, Тосафот; «Мишна Брура», 334:84-85). Поэтому в данной мишне сначала названа работа «тушит», а потом уже – «разжигает».

Но Рамбам указывает, что тот, кто тушит огонь (даже совсем чуть-чуть), в любом случае ответственен по закону Торы за совершение работы «тушить» (Рамбам, «Шаббат», 12:2) – даже если он не собирается снова разжигать и ему не нужны угли («Мишна Брура», 334:84). Да и при изготовлении Шатра тоже тушили огонь, на котором вываривали красители из растительного сырья (Раши, Шаббат, 73а) – и возможно, тушили просто для того, чтобы потушить.

Поэтому запрещено тушить или уменьшать любой огонь – и даже если возник пожар. Но если есть опасение, что из-за пожара опасность угрожает жизни людей, тушить разрешено («Шулхан Арух», 329:1). Законоучители последних поколений отмечают, что в наше время, если в доме возникает пожар, его следует тушить, так как в большинстве случаев может возникнуть опасность для жизни (Рамо, 334:26, «Мишна Брура», 74). Ведь в многоквартирном доме огонь способен быстро распространиться на другие квартиры, где могут оказаться старики, больные или маленькие дети, которые не в состоянии покинуть дом. И даже если пожар возникает в одноквартирном доме, все же из-за плотной застройки огонь может перекинуться и на другие дома, где, возможно есть беспомощные старики или дети. В связи с этим разрешено не только тушить самим, но и вызывать по телефону пожарную команду. При этом не следует опасаться, что кто-либо другой уже туда позвонил. И даже если впоследствии выяснится, что несколько человек по отдельности позвонили, каждому из них будет дарована за этот поступок награда с Небес за заботу о спасении человеческих жизней. И разрешено отключить электричество во всем доме, чтобы не воспламенилась проводка («Кицур Илхот Шаббат», 38:12; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 41:1/2/; «Мишнат а-Шаббат», 40:2:2/14/).

Однако если существует полная уверенность, что пожар не приведет к опасности для жизни людей, то тушить запрещено (Рамо 334:26). И, тем не менее, если огонь может причинить серьезный убыток, разрешено косвенным образом способствовать тому, чтобы он не распространился и постепенно угас (Рамо 334:22, Рамо). Так, например, если загорелась одна сторона шкафа, можно поливать водой на вторую сторону, чтобы огонь погас, дойдя до мокрого места («Шулхан Арух», 334:22; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 41:16). И если загорелся край скатерти, можно намочить оставшуюся часть скатерти на некотором отдалении от огня. Но когда скатерть сделана из впитывающего жидкость натурального материала, ее нельзя поливать водой, так как при замачивании в воде был бы нарушен запрет «отбеливать» («Шулхан Арух», 334:24). В таком случае следует пропитать ее какой-либо другой жидкостью (например, соком), но при отсутствии в доме достаточного количества сока, можно добавить к нему воды («Кицур Илхот Шаббат», 38:8). И разрешено обложить огонь мокрыми простынями или покрывалами, а также полиэтиленовыми пакетами с водой – чтобы эти пакеты лопнули от жара и залили пламя («Шмират Шаббат ке-Илхата», 41:16).

И даже если пожар вообще не угрожает жизни людей, – например, он возник в частном доме, вокруг которого нет никаких других зданий, и точно известно, что в доме не осталось людей, то и в этом случае разрешено позвать на место пожара неевреев, но только не нарушая при этом никаких запретов Шаббата (т.е. не по телефону и т.п.), – и нельзя прямо просить их погасить огонь. А вне Земли Израиля, там, где в пожарных командах работают неевреи, можно сказать соседям-неевреям или прохожим: «Тот, кто вызовет пожарников не останется без награды!» («Кицур Илхот Шаббат», 38:13; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 41:14).

А если в загоревшемся помещении находятся свитки Торы, а также другие святые книги (сифрей кодеш) или тефилины, разрешено прямо попросить у нееврея вынести их даже во «владение многих» (решут а-рабим). А если невозможно их вынести, тогда, чтобы спасти святые книги (в том числе, тома Талмуда, книги по еврейскому закону, комментарии к ним и т.п.), разрешено прямо попросить неевреев потушить пожар. А если нет неевреев, то и еврею разрешено вынести священные книги и предметы в огороженное место, например, во двор («Шулхан Арух», 334:18; «Мишна Брура», 334:68; «Кицур Илхот Шаббат», 38:13). И так же можно попросить неевреев погасить пожар, чтобы спасти от огня мезузы, закрепленные в дверных проемах («Шмират Шаббат ке-Илхата», 30:12).

В ряде случаев для нужд больного, жизнь которого в опасности, даже «гасят светильник» (Рамбам, «Шаббат», 2:2) – для того, чтобы больной смог заснуть («Шулхан Арух», 278), ведь сон ему жизненно необходим. И понятно, что свет разрешено погасить только в том случае, если невозможно перевести больного в иное помещение или заслонить от него светильник («Мишна Брура», 278:1).

Производной работой (толада) от основной «тушить» является извлечения масла из резервуара с горящим фитилем (Бейца, 22а, Раши; Рамбам, «Шаббат», 12:2). Составители Тосафот объясняют, что берущий масло из горящего светильника сразу же его «чуть-чуть гасит и уменьшает его свет, ведь теперь огонь не сможет гореть как прежде» (Тосафот, Бейца, 22а). Есть и другие объяснения. Поэтому извлекать масло из горящего светильника запрещено даже в том случае, когда совершенно, что огонь не уменьшится.

Мудрецы запретили ставить (даже до Шаббата) сосуд с водой под свечу, чтобы принимать искры. Ведь если человек подвигает сосуд с водой к светильнику в момент, когда искры уже падают вниз, он тем самым тушит их действием своих рук. Поэтому мудрецы запретили ставить посудину с водой под светильник даже до Шаббата, чтобы человек не стал бы делать это в сам Шаббат и не нарушил бы при этом запрета Торы (Шаббат, 47б, Раши). Но если возникает опасность пожара, разрешено поставить под искры сосуд с водой, однако предпочтительно, чтобы этот сосуд установил ребёнок, не достигший возраста бар-мицвы или бат-мицвы («Мишна Брура», 265:16).

Мудрецы запретили также «тушить» (т.е. охлаждать) раскаленный докрасна металл (из Торы это не запрещено, так как металл не пылает и не образует углей а, остывая, возвращается к прежнему состоянию) (Шаббат, 42а, Раши; «Хаей Адам», «Шаббат», 46:2; «Мишна Брура», 334:84). Соответственно, запрещено гасить электрическую плиту и нагревательные приборы, а также уменьшать их температуру, ведь в них действуют нагревательные элементы, которые имеют статус «раскаленного металла». И также запрещено гасить любые электрические осветительные приборы. А Хазон Иш считает, что при размыкании электрической цепи совершается также запрещенная Торой работа сотер («разрушать») («Мишнат а-Шаббат», 40; «Орхот Шаббат», 16:12).

(43) Работа «разжигать»

Работа «разжигает» (מַּבְעִיר – мавъир) заключена в разведении огня с какой-либо конструктивной целью – чтобы варить на нем, а также для освещения или обогрева. Это основная работа – ав мелаха (Рамбам, «Шаббат», 12:1). А мудрецы запретили разводить огонь даже с разрушительной целью («Орхот Шаббат» 1, с. 457).

При изготовлении Шатра Откровения огонь разводили для того, чтобы вываривать красящие вещества из растительного сырья (Раши, Шаббат 73а; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры), а также для выплавки золота и других металлов. В Торе, например, написано (Шмот, 38:27): «И пошло сто кикаров серебра на отлитие подножий» (см. «Мишнат а-Шаббат», 41).

Работа «разжигать» занимает особое место среди всех 39 запрещенных в Шаббат работ, ведь о ней в Торе сказано особо: «Не разжигайте огонь во всех ваших поселениях в день субботний» (Шмот, 35:3), а обо всех остальных работах только в целом: «А день седьмой, Суббота, – Г-споду, твоему Б-гу – не совершай никакой работы» (там же, 20:10).

Производной работой (толада) от основной «разжигать» является разогревание металла (Рамбам, «Шаббат», 12:1; «Хаей Адам», «Шаббат», 46:2). Раскаленный металл также считается «огнем», ведь он обжигает, как пламя, и на нем можно варить, как на пламени («Магид Мишнэ», «Шаббат», 12:1; «Орхот Шаббат», 16:5). Поэтому запрещено включать в Шаббат электрические лампы накаливания, в которых нить накала раскаляется и становится подобной горящему углю. По мнению большинства законоучителей, это запрет из Торы. И также запрещено включать электрические плиты, нагревательные и т.п. приборы, так как в них раскаляется нагревательный элемент (гуф химум), который тоже приравнивается к «огню» («Орхот Шаббат», 16:5-6). Кроме того, по мнению Хазон Иша, при замыкании электрической цепи совершается и работа боне («строить»), так как создание цепи тока подобно изготовлению «инструмента» (кли) («Хазон Иш», «Орах Хаим», 50:9; «Мишнат а-Шаббат», 41). Согласно этому мнению, при включении подобных электрических приборов нарушается сразу два запрета Торы.

Запрещено включать также лампы дневного света (люминесцентные и флуоресцентные лампы), так как при включении их возникает искра, которая считается в полной мере огнем. Но светоизлучающие диоды (LED-лампы), изготовленные из полупроводникового материала, который светится при прохождении через него тока, не считаются «огнем», и работа «разжигать» при их включении не совершается. Но и в этом случае остается запрет Торы «строить», так как при этом замыкается электрическая цепь («Орхот Шаббат», 16:7-8).

Производной работой от «разжигать» является также ворошение углей в печи или очаге для того, чтобы пламя разгорелось сильнее (Критот 20а; «Мишнат а-Шаббат», 41). А мудрецы запретили оставлять недоваренную пищу в печи перед самым наступлением Шаббата, если угли не засыпаны или полностью не убраны. Это связано с опасением, как бы человек, забыв, что Шаббат уже наступил, не поворошил бы угли, чтобы увеличить силу огня, как это обычно делают в будни – ведь тем самым он нарушил бы запрет Торы «разжигать» (Шаббат, 18б; «Шулхан Арух», 253:1).

К производным работам от «разжигать» относится и добавление горючего вещества в горящий огонь – в частности, добавление оливкового масла в плошку с горящим фитилем (Бейца, 22а; Рамбам, «Шаббат», 12:2; «Мишнат а-Шаббат», 41). Выше, в мишне 1:3, указано, что мудрецы запретили читать в Шаббат при свете масляного светильника. В эпоху Мишны в качестве светильника использовали плошку с маслом, в верхнее отверстие которой вставляли фитиль. А когда масла оставалось мало и огонь слабел, плошку иногда наклоняли так, чтобы остатки масла стекли к фитилю. Именно поэтому мудрецы запретили читать при свете светильника – чтобы оградить человека от нарушения запрета Торы, ведь увеличение силы огня является работой «разжигать» (Шаббат, 11а; «Шулхан Арух», 275:1, «Мишна Брура», 1).

(44) Работа «ударять молотком»

Работа «ударяет молотком» (מַּכֶּה בַפַּטִּישׁ – макэ ва-патиш) – это завершающее действие при изготовлении какого-либо предмета (Шаббат, 75б). При завершении изготовления металлической утвари ремесленники легонько постукивают молоточком по поверхности предмета, чтобы выправить мелкие неровности. И также каменщик ударяет по положенному в стену камню, чтобы он был вровень с соседними. Поэтому всякое завершение работы мудрецы условно называют «ударом молотком» (р. Хананель; «Магид Мишнэ», «Шаббат» 10:16; «Хаей Адам», «Шаббат», 44:4; «Мишна Брура», 302:9).

Раши объясняет несколько по-иному: завершая работу, мастер ударяет молотком по наковальне, чтобы выправить молоток перед следующей работой – и выражение «удар молотком» в значении «завершение изготовления предмета» идет отсюда (Раши, Шаббат, 73а; см. комментарий рава Овадьи из Бартануры).

При изготовлении Шатра Откровения работа макэ ва-патиш производилась при завершающей подгонке металлических деталей (ведь вертикальные брусья двора были оправлены в серебряные скобы и крепились на медных основаниях, а вверху были серебряные крючки). Кроме того, работа «ударять молотком» выполнялась при завершении производства золотых пластин, когда их выравнивали ударами молотка (см. «Мишнат а-Шаббат», 42).

Производной работой (толада) от основной работы «ударять молотком» является завершающее действие, которым предмет доводиться до полной готовности (Раши, Шаббат, 102б). Так, например, запрещено вытягивать оставленные портным наметочные нити из новой одежды, поскольку этим завершается изготовление предмета (Шаббат, 75б, Раши; Рамбам, «Шаббат», 10:16; «Шулхан Арух», 302:2, «Мишна Брура», 8).

Запрещено впервые вставлять ремешки в новую обувь или в новую одежду, так как это тоже «завершение предмета» (тикун кли). Этот запрет касается лишь таких ремней, которые является составной частью данной одежды (например, сандалий, костюма или брюк) и предназначен для использования только с ними. Но обычные, сменяемые, ремни разрешено вставлять даже в новые брюки или юбку, так как их не принято навсегда оставлять в одежде («Мишна Брура», 317:16; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:62).

Запрещено не только изготовлять предмет, но и чинить его, даже выпрямлять погнувшийся металлический шампур («Шулхан Арух», 509:1, «Мишна Брура», 1), а также ложку, вилку или дужку очков («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:77). Мудрецы запретили чинить предмет даже в том случае, если и в таком виде он по-прежнему пригоден для своей функции – например, выпрямлять лишь немного погнувшуюся иглу («Мишна Брура», 509:7).

Запрещено заводить остановившиеся механические часы, так как это тоже тикун кли, – и по многим мнениям, это запрет из Торы (там же, 338:15, «Шаар а-Циюн», 15; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 28:19/42/).

Мудрецы запретили отделять в Шаббат трумот и десятины от урожая, так как это «выглядит исправлением» пищи, ведь до отделения эти продукты запрещено есть, а после отделения – разрешено («Шулхан Арух», 339:4, «Мишна Брура», 25).

Мудрецы также запретили окунать новую посуду, приобретенную у неевреев, ведь и это «выглядит исправлением» – до окунания ею запрещено пользоваться, а после – разрешено («Мишна Брура», 323:30 и 33).

О работе «ударять молотком» речь пойдет также в комментарии к мишне 12:1.

(45) Работа «выносить из одного владения в другое»

Последняя работа из тридцати девяти запрещенных в Шаббат работ – «выносит из одного владения в другое» (מּוֹצִיא מֵרְשׁוּת לִרְשׁוּת – моци ми-решут ли-решут). Основная работа (ав мелаха) заключена в переносе предметов из «частного владения» во «владение многих» (Шаббат, 96б; Раши, Шаббат, 2б).

Определяющий признак «частного владения» (решут а-яхид) заключен в том, что это место закрыто для прохода большого количества людей, – либо с помощью стен и перегородок (мехицот), как здание, либо с помощью естественных преград, например, яма (Шаббат, 6а; «Шулхан Арух», 345:2). Термин решут а-яхид не подразумевает, что данное огороженное пространство является частной собственностью, ведь при определенных условиях статусом решут а-яхид может обладать огороженный общий двор и даже огороженный стеной город, если его ворота запираются хотя бы на ночь (Рамбам, «Шаббат», 14:1). «Частным владением» могут быть также предметы определенных размеров, стоящие во «владении многих»: например, шкаф, сундук, телега или карета («Шулхан Арух», 345:6, «Мишна Брура», 345:13,16), и даже автомобиль, если высота его внутреннего помещения составляет не менее десяти «кулаков» (тефахов) («Шмират Шаббат ке-Илхата», 17:2). Минимальная площадь «частного владения» – четыре кулака на четыре кулака, а минимальная высота ограждений – десять кулаков («кулак» или тефах – мера длины, равная 9,6 см. по мнению Хазон Иша или 8 см. по мнению р. Х. Наэ).

В отличие от решут а-яхид, «владение многих» (решут а-рабим) – это пространство, предназначенное для прохождения большого количества людей, например, дорога, соединяющая два города, или улицы и торговые площади в городах (Шаббат 6а, Раши). Критерии, определяющие решут а-рабим, установлены в соответствии с основными характеристиками стана сынов Израиля в пустыне Синай (Шаббат, 98а; Раши, Шаббат, 6а). Так, «владение многих» должно быть шириной не менее 16 «локтей», поскольку такой ширины были проезды для повозок в Синайском стане (локоть или ама – это мера длины, равная, по мнению Хазон Иша, 57,6 см., а по мнению р. Х. Наэ – 48 см.).

Приступая к изготовлению Шатра Откровения, сыны Израиля переносили все необходимые материалы из семейных шатров («частное владение») на улицы стана, а затем – в лагерь левитов, который тоже имел статус «владения многих», так как туда приходили все евреи. В Торе прямо указано, что такой перенос из частного владения во владения многих называется «работой». Ведь написано, что, когда евреи принесли для строительства Шатра больше материалов, чем было нужно, Моше объявил по стану: «Мужчины и женщины пусть не делают больше работы (מְלָאכָה – мелаха) для святых приношений» – и перестал народ приносить» (Шмот, 36:6) – т.е. перенос приношений назван «работой» (Шаббат, 96б, Раши). Кроме того, в процессе сбора шатра на каждой новой стоянке переносили брусья из повозок («частное владение») на широкие проходы стана, имеющие статус «владения многих». А в процессе сбора Шатра перед тем, как отправиться в очередной переход, брусья переносили из «владения многих» в повозки (Шаббат, 49б, Раши; «Мишнат а-Шаббат», 43).

В Гемаре указано, что основной работой является только вынос предмета из «частного владения» во «владение многих», потому что это действие совершалось при доставке пожертвований для Шатра в стан левитов, как об этом сказано в самой Торе: «…все приношения, которые принесли сыны Израиля для священной работы…» (Шмот, 36:3). А обратное действие – внос из «владения многих» в «частное владение» – считается производной работой (толада) (Шаббат, 96б; Раши, Шаббат, 2б).

Производной работой является также перенос предметов во «владении многих» на минимальное расстояние в четыре «локтя» (Шаббат, 96б; Рамбам, «Шаббат», 12:8; Ран, Шаббат, дапей а-Риф, 31б).

К производным работам относится и перебрасывание или перетягивание предметов из одного «частного владения» в другое через «владение многих», лежащее между ними (а также наоборот) (Шаббат, 96б, Раши; Рамбам, «Шаббат», 12:10 и 13:18).

Минимальный размер вынесенного из одного владения в другое предмета, за который нарушитель ответственен по закону Торы (т.е. в случае неумышленного нарушения должен принести жертву хатат), в отношении продуктов питания равен сухой ягоде инжира (ка-грогерет) (Рамбам, «Шаббат», 18:1). Минимальные нормы выноса для других предметов, за которые нарушитель ответственен по закону Торы, указаны далее – в восьмой главе этого трактата.

В целом, работе «выносить из одного владения в другое» посвящена значительная часть трактата «Шаббат». Законы, связанные с этой работой, подробно рассмотрены в первой мишне трактата, а также в пятой главе (мишны 1-4) и в шестой (мишны 1-10). Этой же работе посвящена последняя мишна этой, седьмой, главы, а также вся восьмая, часть девятой (мишны 5-7), основная часть десятой (1-5) и вся одиннадцатая глава.

(46) Общее количество работ

В конце этой мишны подведен итог: «Вот эти основные работы – сорок без одной».

Но ведь в самом начале мишны уже сказано: «Основных работ – сорок без одной»! И в Гемаре объяснено, что общее количество работ названо для того, чтобы научить: если человек сделает в Шаббат все 39 видов работ, зная, что этот день Шаббат, но забыв, что эти работы запрещены, он должен принести не одну, а 39 грехоочистительных жертв (Шаббат, 73б; Рамбам, «Шаббат», 7:8).

Для чего же общее количество работ повторено в конце мишны?

В конце мишны это сказано для того, чтобы отмести мнение раби Элиэзера, который считал, что, если человек по забывчивости сделал основную работу (ав мелаха) и производную от нее (толада), он должен принести по одной грехоочистительной жертве и за основную работу, и за производную. Поэтому в завершение этой мишны подчеркивается: «Вот эти основные работы – сорок без одной». И даже если человек по забывчивости сделает за один Шаббат все существующие в мире работы, он должен принести всего 39 грехоочистительных жертв – не больше, ведь все остальные работы являются производными (Шаббат, 75б; «Тосафот Йом-Тов»; но р. Овадья из Бартануры указывает, что с этой целью названо число работ в начале мишны).

Вместе с тем, заключительная фраза этой мишны призвана отклонить мнение раби Йеуды, который считал, что существует еще две основные работы: шовет («ударять палкой по нитям») и медакдек («выравнивать»). Напомним, что, когда натягивали продольные нити на валики ткацкого станка, то в случае необходимости ткач ударял палкой (бе-шевет) по натянутым на станке продольным нитям, чтобы расправить их и отделить друг от друга – и это работа шовет (Рамбам, «Шаббат», 9:17-18). А когда продевали поперечные нити между продольных, ткач выравнивал их, чтобы они не были чересчур сильно натянуты – и это работа медакдек (Раши, Шаббат, 75б). Но в Гемаре разъяснено, что, по мнению мудрецов, которое отражено в этой мишне, работа шовет является одним из элементов работы мейсех («натягивать продольные нити»), а медакдек – частью работы орег («ткать»; см. выше). И поэтому в итоговой фразе этой мишны подчеркивается: «Вот эти основные работы»их всего «сорок без одной» – и не больше (Шаббат, 75б, Раши).

При этом в мишне написано не «тридцать девять», а именно «сорок без одной». Здесь составитель мишны перекликается со сказанным в самой Торе, где по поводу наказания согрешившего сказано (Дварим, 25:3): «Сорок ударов можно дать ему и не более…» – а в Гемаре объяснено, что имеется в виду «сорок без одного», т.е. тридцать девять («Тосафот Йом-Тов»).

(47) Основные и производные

В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что главы мудрецов земли Израиля раби Йоханан и Рейш Лакиш в течение трех с половиной лет изучали перечень тридцати девяти основных работ, приведенный в этой мишне. И для каждой из основных работ (авот мелахот) они нашли по 39 производных – толадот (Иерусалимский Талмуд, Шаббат, 7:2; 44а).

Существует ряд причин, по которым нужно четко разбираться, к какой основной работе относится каждая производная. Одна из них названа в комментарии Тосафот. Во времена Храма суд мудрецов мог приговорить нарушителя Шаббата к смертной казни только в том случае, если свидетели предупредили человека, что работа, которую он собирается совершить, запрещена Торой и карается смертной казнью. Это предупреждение (атраа) должно было быть сделано непосредственно перед нарушением запрета Торы – только тогда было однозначно ясно, что нарушитель совершил грех намеренно. При этом свидетели должны были точно назвать работу, которую нарушитель собирается совершить. Но если они видели, что человек собирается сделать в Шаббат производную работу, то они могли назвать ее именем основной. Например, если человек собирался перенести предмет по владению многих на расстояние в четыре локтя, его могли предостеречь, что он собирается совершить работу «выносить из одного владения в другое». А по мнению некоторых законоучителей, только так и следовало поступить: если нарушитель собирался выполнить производную работу, ее следовало назвать именем основной работы, приведенной в данной мишне (Тосафот, Шаббат 73б и Бава Кама, 2а).

Перевод и комментарий: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=78921