ТАНАХ рассказывает — Колесница пророка Йехезкеля и Шавуот

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

4192

Разница между двумя колесницами Йехезкеля

Так называемое маасе меркава, с которым связано пророчество Йехезкеля — это одна из величайших тайн Торы. Этой тайне обучают намеками тех немногих, кто сам может это понять (см. мишну, трактат Хагига, начало второй главы). Все пророчество Йехезкеля — это машаль (притча), намекающая на возвышенные образы раскрытия света Творца и меры Его правления (см. «Даат Твунот» в главе о пророчестве).

Существуют два пророчества Йехезкеля, в которых он описывает меркаву (колесницу) Творца.

Пророчество первое: «И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них… И образ лиц их — лицо человека, и лицо льва — справа у (каждого из) четырех, и лицо быка — слева у (каждого из) четырех, и лицо орла у (каждого из) четырех» (Йехезкель, 1:6-10)

Пророчество второе: «И видел я: и вот — четыре колеса около керувов, одно колесо около одного керува, и одно колесо около другого керува (и так у всех четырех)… И четыре лица у каждого: одно лицо — лицо керува, и лицо второе — лицо человека, и третье — лицо льва, и четвертое — лицо орла» (Йехезкель, 10:9-14).

Как видно из стихов, существует небольшое расхождение между пророчествами. Если в первой главе, среди четырех образов, на которых зиждется колесница Всевышнего, присутствует образ быка, то во втором пророчестве лик быка заменен на образ керува. Наши мудрецы в трактате Хагига (13б) задаются этим вопросом и пытаются разъяснить его. Поясняет Рейш Лакиш, что причиной такого расхождения является сам пророк Йехезкель. При получении второго пророчества, Йехезкель стал просить у Всевышнего милосердия для народа Израиля. Пророк утверждал, что образ быка всегда напоминает о грехе золотого тельца. И это выступает в роли обвинителя. А ведь мы, еврейский народ, нуждаемся в том, чтобы «колесница Творца» несла нам Его милосердие.

Причину того, что именно пророк Йехезкель, а не другие пророки, просил об изменении обвиняющего образа быка, можно объяснить на основании утверждения раби Ханины в трактате Санедрин (102а). У Йехезкеля есть еще одно очень страшное пророчество о разрушении Первого Храма, как сказано: «И воззвал в уши мои голос великий, сказав: приблизьтесь, каратели города, каждый со своим орудием истребления в руке своей» (Йехезкель, 9:1). Этот стих говорит о периоде правления царя Цидкияу, последнего иудейского царя. Он был произнесен за шесть лет до разрушения Первого Храма. Слово «каратели» не просто так написано во множественном числе. Под карателями подразумеваются грехи Израиля, за которые Всевышний собрался разрушить Иерусалимский Храм. Если какое-то понятие приведено во множественном числе, но при этом не указано точное количество, — зачастую речь идет о двух, ведь минимальное множество равно двум. Возникает вопрос: на что же намекает слово «каратели» во множественном числе?

Говорят комментаторы, что пророк говорит не о двух грехах, за которые будет разрушен Храм, а о грехах двух разных эпох.

Первая группа грехов соответствует грехам того самого поколения, а второй грех – это грех золотого тельца, расплата за который наступает сейчас. Утверждает раби Ханина, что от греха золотого тельца до момента разрушения Первого Храма прошли двадцать четыре поколения: Нахшон, Сальмон, Боаз, Овед, Ишай, Давид, Шломо, Рехавам, Авия, Аса, Йеошафат, Йорам, Ахазья, Йоаш, Амация, Узияу, Йотам, Ахаз, Хизкияу, Менаше, Амон, Йошияу, Йоахаз и Йеояким (два сына Йошияу, которые правили один за другим), Йеояхин сын Йеоякима (Цидкияу был дядей Йеояхина и не считается как отдельное поколение).

За эти двадцать четыре поколения был взыскан с народа Израиля и искуплен грех золотого тельца. Теперь есть возможность просить у Всевышнего, чтобы Он, в Своей милости, изменил образ быка, напоминающего о грехе золотого тельца, на образ керува.

Колесница пророка Йехезкеля и праздник Шавуот

Теперь мы можем понять связь между колесницей пророка Йехезкеля и праздником Шавуот. Наши мудрецы установили читать в афтаре праздника Шавуот отрывок из книги пророка Йехезкеля, в котором говорится о колеснице Творца. В этом отрывке, среди четырех образов, присутствует образ быка, как это было во время дарования Торы. Как известно, чтение Десяти речений в Шавуот — это память о тех Десяти речениях, которые были нанесены Творцом на первые Скрижали завета. Тогда евреи еще не совершили грех золотого тельца, и образ быка не выступал в роли обвинителя! Наоборот, очень важно читать в афтаре именно эти стихи — с образом быка. Они напоминают народу Израиля великий момент в истории всего человечества — дарование Торы, ради которого Творец и создал весь наш мир.


http://www.beerot.ru/?p=32776