«Шум многих вод, как голос Всемогущего…» — Афтара праздника Шавуот

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1468

Вавилонский царь Навухаднецар увел в изгнание десять тысяч человек еврейской знати, а среди них Йеояхина – царя Иудеи и пророка Йехезкеля. Царь Йеояхин, выполняя пророчество Ирмияу, не стал сопротивляться Навухаднецару, войска которого подошли к Иерусалиму, и вышел ему навстречу вместе с семьей и окружением. Но вавилонский царь не сжалился над царем Иудеи и Йеояхин вместе с десятью тысячами из еврейской знати были угнаны в Вавилон.

В Иерусалиме остался править царь Цидкияу, и это было причиной волнений и страданий среди угнанных, которые сожалели, что по собственной воле отдали себя в руки Навухаднецара. Был среди них и пророк Йехезкель, которому открылось пророчество (т. н. маасе меркава) в Вавилоне на реке Кевар, чтобы утешить души изгнанных и укрепить в их сердцах веру во Всевышнего и в будущее избавление.

Вначале пророк говорит об урагане, приходящем с севера, потому что знал, что уже вынесен приговор и что Иерусалим будет захвачен и разрушен Навухаднецаром. Поэтому видел он полыхающее пламя, так как Иерусалим будет сожжен. Он видел четырех животных – намек на четырех небесных князей, покровительствовавших четырем царствам, во власти которых окажутся евреи: князья царств Вавилона, Персии, Греции и Рима.

Лицо льва намекало на Вавилон, который давил и терзал своих врагов как лев. Лицо человеческое намекало на царей Персии, которые не слишком досаждали Израилю, и во времена их правления были возращены евреи на свои земли, было дано право на восстановление Иерусалимского Храма, были возвращены драгоценные сосуды Храма, вывезенные Навухаднецаром в Вавилон.

Одним из величайших греческих царей был Александр Македонский (подчинивший себе и землю Израиля). Своим телосложением и лицом он напоминал быка, которому в пророчестве и соответствуют греки. Орел же – бессменный символ Рима.

Главное послание первого пророчества Йехезкеля выражалось в том, что Всевышний управляет миром, и делает Он это через ангелов, выполняющих Его волю, а все происходящее в этом мире, – это Его воля.

«И слышал я, когда они шли, шум крыльев их, как бы шум многих вод, как голос Всемогущего, рев, подобный шуму стана…» (Йехезкель, 1:24).

Рассказывается в книге Зоар, что однажды сидел раби Шимон бар Йохай у ворот города Лода, а вместе с ним раби Йоси, раби Хагай и раби Элиэзер. Пришел раби Пинхас и спросил у раби Шимона бар Йохая: «Почему твои уста уже несколько дней не произносят сладкие, как мед, слова мудрости?» Ответил ему раби Шимон: «Осмысливал я в сердце своем слова пророка Йехезкеля: “И слышал я шум крыльев их, как бы шум многих вод, как голос Всемогущего…”. Осмысливал я слова “шум многих вод” и осмысливал слова “голос Всемогущего”, и понял, что в шумах вод – голос Всевышнего». Сказал ему раби Пинхас: «Так вот чем ты был занят и почему уста твои не произносили слова мудрости».

Видно из этого рассказа, что не просто так молчал раби Шимон. А если точно, то он совсем не молчал и не бездействовал, а был погружен в глубочайшие размышления. Он вглядывался и углублялся в высшие тайны, пытаясь постичь основы мироздания, и во время этих размышлений ему открылось, что воды, являющиеся частью нашего материального мира, рассказывают нам о высших тайнах мироздания. И когда постиг это раби Шимон, то ощутил «двекут» (особую близость к Всевышнему), и поэтому не просто перестал говорить, а перешел с языка уст на язык безмолвия, ибо мысль – это возвышенная речь, как сказано в Теилим (19): «Небеса рассказывают (о) славе Б-га, и (о) деянии рук Его повествует свод (небесный). День дню передает слово, ночь ночи открывает знание. Нет слова, и нет слов – не слышен голос их».

Когда же услышал раби Пинхас причину молчания раби Шимона, то успокоился, ибо понял, что тот не молчит, а перешел на язык высших миров, язык, на котором говорят ангелы.

Рассказывают наши мудрецы в трактате Хагига (15а) случай с раби Йеошуа бен Хананьей. Когда стоял он на возвышении Храмовой Горы, увидел там сидящего Бен Зома. Но тот не встал, чтобы поприветствовать раби Йеошуа. Спросил его позже раби Йеошуа: «откуда ты пришел и чем был озабочен, что не видел ничего происходящего вокруг себя»? Ответил ему Бен Зома: «Созерцал я воды верхние и воды нижние и обнаружил, что их разделяет только расстояние в три пальца». Видно, что и Бен Зома размышлял о верхних и нижних водах. Он был настолько поглощен тайнами мироздания, что не был способен ощутить происходящее вокруг него в материальном мире.

Как жаль, что нет у нас достаточно знания и постижения Торы, которая является источником этого мира [сказано, что Всевышний смотрел в Тору (заранее задуманный Им план и замысел Творения) и сотворил мир], чтобы почувствовать и прикоснуться к тайнам, сокрытым в нашем мире.

Приводят наши мудрецы притчу о царе, который построил дорогие палаты и заселил в них людей, не обладавших способностью разговаривать. Каждое утро, когда видели они царя, то в знак благодарности и признательности приветствовали царя различными жестами и движениями. Сказал царь: «если эти так приветствуют меня, то как велико будет ликование людей, способных говорить». Но когда заселились туда люди здоровые, то быстро забыли благо, за которое они были обязаны царю и еще стали утверждать, что это жилище принадлежит им, а не царю. Сказал царь рассердившись: «Верните все, как было» (Ялкут Теилим, 93).

Мы передвигаемся в нашем мире, стоим и сидим, проживаем в обилии Высшей милости, как важно напоминать себе, кому мы всем этим обязаны.

http://www.beerot.ru/?p=53784