Почему религиозные лезут в выборы?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук | версия для печати версия для печати

Еврейский взгляд: Почему религиозные лезут в выборы?

Первый принципиальный вопрос – «Зачем изучающим Тору лезть в выборы, лучше бы сидели и Тору учили».

 Это замечательный вопрос, более того, я с ним полностью солидарен. Но хочу на него ответить. Конечно, учиться лучше. Однако, всем очевидно, что, если в доме, где мы учимся, будет пожар – никто не спросит: «А зачем ты отложил книгу? Зачем бросился тушить? Почему не горишь себе спокойненько, вместе с книгой?»

Есть одна известная история – о встрече великого цанзер ребе, ребе Альберштама, с премьер-министром Израиля перед Шестидневной войной. Я помню это время. Ситуация тогда была очень напряженная, израильская армия рассчитывала, в лучшем! случае – на 50.000 погибших. Тогда ребе Альберштам сказал премьеру две вещи. Первая: «На что мы полагаемся – я знаю; А на что вы полагаетесь?». Вторая вещь, на самом деле, очень страшная: «Мудрецы Торы правили народом Израиля после разрушения Храма и до сего дня; в начале прошлого века власть над народом захватили… скажем так, другие люди… И что произошло в этом поколении? Катастрофа». К чести Леви Эшколя, услышав эти слова, он прослезился.

Давайте поймем, что происходит. Это та ситуация, о которой Хофец Хаим рассказывал следующую притчу: «Представим себе магазин на берегу реки. Некто приходит и начинает выбрасывать все товары из магазина — в реку. Что мы подумаем об этом человеке?». Хофец Хаим отвечал на этот вопрос так – если он, конечно, не сумасшедший – то уж точно, не хозяин магазина. Речь в притче шла о тех людях, которые в последние сто-двести лет позволили себе выбросить наше наследие – как никому не нужное, устаревшее…

Но если вещи выбрасывает не хозяин магазина – а настоящий хозяин это увидит – он будет молчать? Это то, что происходит последние двести лет. Сначала это были люди, которые злостно отошли от Торы, затем было уже множество людей, которые в этом просто родились… Они выбрасывали, и выбрасывают, наше достояние в реку.

Семнадцать лет назад я услышал одну историю, которая меня поразила. Когда я сидел шива по своему отцу, меня пришел утешить один дальний родственник. Ему было хорошо за 70, родом из городка Балты (Одесская область). Он рассказал мне то, что видел своими глазами – когда в Балту пришли евреи-коммунисты, Евсекция (еврейская секция ВКПб). Они собрали свитки Торы, святые книги, тфиллины – и сделали огромный костер.

Когда я приехал на Святую землю около сорока лет тому назад, меня поместили в кибуц. Это был, как я сейчас понимаю, очень левый кибуц, образно говоря, от партии Мерец. Там был ульпан – и в этом ульпане не было ни одной еврейской книги – ни Торы, ни сидура, инчего. Через какое-то время там повились миссионеры – и тогда появились «Байбл» и «Новый завет» в одном издании. Это уже было и на иврите, и на английском, и по-русски, пожалуйста. Пурим. Даже нерелигиозные знают, что есть такой праздник. Но чему был посвящен так называемый пуримшпиль? Насмешкам над религиозными!

Есть святое место – называется «Святая Земля». Еще 150 лет назад на ней жили евреи, приехавшие сюда ради ее святости, это были ученики Бааль Шем Това, ученики Виленского гаона, сефарды, поднявшиеся в Иерусалим для занятий Торой, йеменские евреи – великие каббалисты… так выглядела Святая Земля, Иерусалим. Затем появились другие люди. Вначале они маскировались, как небезызвестный Элиэзер Бен Йегуда. И всевозможными способами – давлением, убеждением, подкупом (а у «новых евреев», представителей сионистских партий, в отличие от нищей иерусалимской общины, деньги были) – добились того, чтобы детей отправляли в «их» школы. Где, конечно, будут преподавать и Тору – вот только, вопрос в том, кто и как преподает. И добились в конечном итоге, что в Иерусалиме появилось нерелигиозное большинство.

Эта борьба за святость Иерусалима – была, есть и продолжается.

Вы знаете, есть в Израиле города, где до сих пор нет открытых в шаббат магазинов. И это не страшное мракобесие – во многих странах, например, в Германии, в их «день отдыха» (восресенье) все магазины – закрыты. И это нормально. Я еще помню время, когда, гуляя в шаббат по Иерусалиму, был поражен, увидев 1 работающий бар. Это было что-то уникальное. Пока не появился, не к добру будь помянут, Тэдди Коллак. И он начал «бороться», открывать по шаббатам магазины и другие заведения…

Великий мудрец Торы, рав Йехезкель Абрамский, говорил, что он боится жить в Эрец Исраэль, и у него были сомнения, можно ли тут продолжать находиться… И не из-за арабов. А потому, что это место осквернения шаббата! В Торе сказано, что Святая Земля не терпит преступления. И эти слова повторяются несколько раз!

Сейчас в Иерусалиме повторяется история, происходившая во время египетского рабства – когда, несмотря на все притеснения со стороны фараона, евреи продолжали плодиться и умножаться, с Божьей помощью. И в Иерусалиме подобная история – нас подавляют ценами на квартиры, но люди продолжают жестко экономить, чтобы помочь купить детям жилье… И все равно появляются новые религиозные кварталы. Там, где живут евреи, чтобы была возможность носить вещи в шаббат, делают эрув. А что делает антирелигиозноя часть населения? Злостно, неоднократно, намеренно обрывает этот эрув. Зачем? Чтобы сделать жизнь «этим религиозным» невыносимей. Один из нынешних претендентов на пост мэра – господин Беркович – представитель этих евреев.

И это происходит на самых разных фронтах. Нас буквально пытаются задушить. Например, есть большая община в Кирьят Йовеле. И им не дают построить школу – ни для мальчиков, ни для девочек. Место считается «неортодоксальным», и поэтому тут не будет «ортодоксальной» школы! Конечно, было бы гораздо приятнее заниматься только Торой, не вникая ни в какую политику… если бы везде были школы, если бы не приходилось сталкиваться с такими, и подобными им, случаями.

Эта ситуация – по всей земле Израиля, мы находимся на фронте борьбы добра и зла. Это война, борьба, такая же, как та, которая проходила в 20-30 годах в Советском Союзе – и она не закончилась…

Я хочу вам сказать, что мы не занимаемся политикой. Мы занимаемся спасением – Торы и нашего великого наследия, всего, что только можно спасти… Когда дом Торы, дом еврейского народа, охватил огонь – мы должны заниматься его спасением.

Великий Сатмар ребе был очень против участия в выборах. Однажды он позвонил нашему великому учителю, раву Исроэлю-Якову Каневскому (Стайплеру), и спросил его, «Почему Вы участвуете в выборах?…». И рав Каневский ответил ему: «А мы не выбираем. Мы спасаем то, что можно». Нам навязали эту, нееврейскую, систему выборов – мы в рамках этой системы спасаем то, что можем.

Второй распространенный вопрос – «А что вообще мудрецы Торы понимают в политике?»

Если мы возьмем за отправную точку сказанное выше – что это не вопрос политики, а вопрос спасения – то, кто, по-вашему, должен этим заниматься?

Что такое мудрость Торы? Хочу поделиться с вами своим первым впечатлением от изучения Гмары. Около сорока лет тому назад я пришел в колель для начинающих, чтобы учиться. К этому моменту я не был человеком необразованным, я работал над докторатом по математике, у меня уже была вторая степень, и я начинал делать третью… И пришел учиться, как я сказал, с начинающими. То есть, по глубине изучения материала — это был некий «ликбез». И вот я помню, как первые две недели я пребывал в состоянии эйфории – настолько меня поразила глубина, полет мысли, открывшиеся моему взору.

У Торы есть великая мудрость, которую ни с чем невозможно сравнить. Поэтому мудрость и знания нужно искать именно у мудрецов Торы. И это было испокон веков известно не только нам. Издавна, многие знатные неевреи, правители, брали себе советниками именно евреев – и именно мудрецов Торы.

В Пиркей Авот есть определение мудреца «Ми а-хахам? А-роэ эт а-нолад» — Кто мудр? Тот, кто может предвидеть будущее.

В современном мире есть множество новых вещей. А Тора нам была дана давным-давно, в пустыне, на горе Синай… Как-то, извините за выражение, несовременно. Нужно понять, каким образом, и почему, мы можем из Торы получить руководство к жизни в нашем современном мире, со всеми деталями?

Продолжение — что такое «демократические выборы», разные религиозные группировки на выборах и многое другое — в видео

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

video
50 МИН
| Рав Игаль Полищук

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Шалом квойде рав. Спасибо аз хороший ответ. Честный и это важно. Логика ответа понятна. есть несколкьо вопросов.
    1.»Великий Сатмар ребе был очень против участия в выборах. Однажды он позвонил нашему великому учителю, раву Исроэлю-Якову Каневскому (Стайплеру), и спросил его, «Почему Вы участвуете в выборах?…». И рав Каневский ответил ему: «А мы не выбираем. Мы спасаем то, что можно». Нам навязали эту, нееврейскую, систему выборов – мы в рамках этой системы спасаем то, что можем.» назовите источник истории?. Я знаю точно и это описано в переписке Стайплера ЗЦ»Л, с рав Мунком ЗЦ»Л, автором известного респнса, Пеас ха Сойде. В нем Стайплер отвечая на псиьмо рав Мунка, просит попросить прощения «у велкикого из НЙ» Сатамар рова ЗЦ»Л, за то , что газета арспространиля его частный ответ группе евреев, поп вооду выборов, на весь клаль. Стайплер пишет, что не говорил \того всему народу.
    2. По логике ситуации ,п риведенной Вами, вообще нельзя жить в здании,к отрое в любую минуту могут поджечь соседи. А не соблюдающие, соседи соблюдающих в ЭИ. Рав Абрамский ЗЦ»Л, абсолютно понимал ситуация в своих опасениях.Даже если фрум кандидат например выиграет выборы в мерию каокго то города, он не живет в пустыне. Он зависим от политики и распределении средств. Мы видим ,ч то было когда был мером Луполянский. Ппростите, но очень сомнительный выигрыш, при явно очевидных проблемах участия. Даст Хашем Вам в среде Израиля узреть эмес по приходу праведного Машиаха, вскоре в наши дни.

Добавить комментарий