Слава Б-гу, приближается замечательный праздник Пурим, которого все так ждут. Меня как хозяйку интересует, есть ли обязательные праздничные трапезы, и если да, то когда их устраивают и что на них подают?
С уважением, Анна В., Ашдод.
Одна из обязательных заповедей Пурима – устроить особое праздничное застолье. Те, у кого Пурим четырнадцатого Адара, основное застолье устраивают днем четырнадцатого Адара. Те, у кого Пурим пятнадцатого Адара, – днем пятнадцатого Адара. В годы, когда пятнадцатое Адара выпадает на Шаббат, пуримское застолье устраивают днем шестнадцатого Адара. Тот, кто устроил трапезу вечером или в другой день, заповедь не выполнил.
Трапезу принято устраивать с хлебом, хотя и не все законоучители считают, что в эту трапезу обязательно нужно есть хлеб. На застолье приглашают гостей, чтобы увеличить радость и веселье. Трапезу устраивают после полудня, когда уже успели исполнить другие заповеди дня: утреннее чтение Мегилат Эстер, Мишлоах манот, Матанот ле-эвьйоним, а также после того, как помолились молитву Минха. Мужчинам следует посвятить некоторое время перед трапезой изучению Торы, ведь в Мегилат Эстер говорится: «У иудеев был свет и веселье». «Свет» – это Тора, «веселье» – это праздничное застолье. То есть порядок таков: сначала «свет», а затем «радость».
В годы, когда Пурим приходится на канун субботы, праздничное застолье устраивают несколько раньше, чтобы успеть его завершить и подготовится к субботе.
Трапезу проводят в праздничной одежде и с торжественной сервировкой стола. В пуримском застолье обязательными элементами являются мясо и вино. Автор сборника законов «Лекет Йошер» (часть первая, раздел «Орах Хаим», стр. 157) пишет, что в пуримскую трапезу обязательно следует подать одно или два мясных блюда, причем птица мясом не считается. Из Шулхан Аруха также следует, что в Пурим очень важно есть мясо. Существует древний обычай подавать на пуримское застолье пельмени и подобные им мучные блюда с мясной начинкой. В Шулхан Арухе приводится обычай есть в Пурим различные виды съедобных зерен в память о пище, которую Даниэль и его друзья-праведники ели в Вавилоне, за неимением другой кошерной еды. Автор «Мишны Бруры» пишет, что и Эстер во дворце Ахашвероша ела исключительно только такой вид пищи. Многие исполняют этот обычай, вкушая Гоменташи (на идише: «Карманы Амана») – выпечку треугольной формы с маковой начинкой. В этом виде блюда есть сразу два актуальных для Пурима намека: элемент сокрытия, эстэр, и начинка из зерен – мака.
В «Мишне Бруре» (695:11) приводится, что зерна следует есть в пуримский вечер 14 Адара. Выше упоминалось, что желательно пуримский вечер провести в праздничной атмосфере. «Мишна Брура» приводит от имени автора книги «Коль Бо», что во время вечерней трапезы не следует есть мясо, чтобы по ошибке не решили, что это основное пуримское застолье.
Очень важно по окончании трапезы прочитать Биркат а-Мазон с особым чувством благодарности к Творцу. В Пурим в это благословение добавляется особая вставка Аль а-нисим. Вставку произносят даже если трапезу завершили уже после выхода звезд. Сомнение возникает только в случае, если помолились Маарив перед тем как произнести Биркат а-Мазон. Поэтому следует сначала произнести благословение после еды, а потом молиться Маарив. Если забыли упомянуть вставку, нет обязанности читать Биркат а-Мазон заново.
Спасибо за вопрос, Пурим самеах! С уважением, рав Лейб Нахман Злотник.