Кимха де-Писха — Таковы великие люди народа Израиля!

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

3557
кимха де-писха

Мы учим в «Шульхан Арух»: «Начинают учить законы Песаха за тридцать дней до праздника». Рамо добавляет: «И есть обычай покупать пшеницу, чтобы раздать бедным на праздник». Возникает вопрос: вроде бы нет связи между этими двумя законами, почему же Рамо пишет этот закон здесь?

Ответ я понял из одной истории, которая произошла со мной.

Когда немцы захватили Польшу с одной стороны, а русские – с другой стороны, Литва все еще оставалась свободной. И множество учащихся ешив нашли пристанище в Вильно. Я тоже оказался там и решил зайти к главе поколения, великому раву Хаиму Озеру Городзенскому. Его приближенный, рав Хизкияу Йосеф Мишковский назначил мне очередь на следующий день на одиннадцать утра. Всю ночь я не спал от волнения, все время повторял трактат Йевамот, чтобы, если глава поколения спросит – я бы не заикался, а сразу же четко сказал начальную мишну трактата.

Я пришел вовремя и обнаружил, что около тридцати человек ждут своей очереди, каждый – со своими проблемами. Вдруг открылась дверь, и рав Мишковский пригласил меня войти. Я волновался невероятно! Я ведь нахожусь перед главой всего народа Израиля! Был уверен, что первый вопрос, который он задаст мне: «Что ты учишь сейчас?» Второй вопрос: «Какое новое понимание ты выучил?» А третий вопрос: «Что еще нового в учебе?»

Но вместо этого он спросил меня три других вопроса. Первый: «Когда последний раз ты получал письмо от родителей?» Я ответил: «Уже полгода нет связи…» Они остались на русской стороне, а мы бежали в Литву с немецкой стороны.

Второй вопрос был таким: «Есть ли у тебя одеяло?» Про место спать он не спрашивал. У многих не было. Спали мы на скамьях в синагоге. Но без одеяла можно было замерзнуть насмерть. Я ответил, что есть, и он успокоился. А третий вопрос: «Можно взглянуть на твои ботинки?»

Мне было неловко, но делать было нечего. Приподнял я свои заплатанные брюки, и мои ботинки раскрылись во всем «великолепии». В Новардоке шутили о ботинках ребят: «Все любимые… и все открывают рты…»

Рав Хаим Озер сразу же дал мне денег купить новые ботинки и сказал: «Знай, что здесь – твой дом, он открыт для тебя двадцать четыре часа!»

А я, когда это услышал, вместо того чтобы обрадоваться, расплакался. От переживания. Я почувствовал, что есть кто-то, кому я не безразличен. Он не расспрашивал меня по поводу трактата Талмуда, его интересовали мои личные беды!

Таковы великие люди народа Израиля!

На это и намекает нам Рамо: изучают законы Песаха за тридцать дней до Песаха. Все это замечательно, но вначале позаботьтесь, чтобы у бедных была еда на Песах!

***

«Есть обычай покупать пшеницу, чтобы раздать бедным на праздник». Почему именно пшеницу, и почему именно на Песах? Возможно, потому, что в Песах идет суд Наверху по поводу урожая: каким он будет в следующем году. Поэтому мудрецы установили, что перед Судом мы докажем: мы знаем, что и урожай для бедняков доверен нам!

Однажды я зашел к одному филантропу в Антверпене, который встретил меня словами: «Ну, рав Яаков, сколько я вам должен?»

Я понял, что он имел в виду, и ответил: «Это не долг, это залог. Сказано в книге Шмот: “Если будешь ссужать деньги Моему народу – живущему среди вас бедняку…”, а “Ор а-Хаим” комментирует этот стих так: “Знай, что доля бедняка доверена тебе в руки, и ты даешь ему его деньги”. Так что я пришел взять залог обратно…»

Он ответил мне: «Верно, что это залог. Но с тех пор, как он мне доверен, я пустил его в дело и получил прибыль. А это – уже долг!»

Вот, господа, какие есть богачи среди нас!

***

А есть и другие. Однажды я обратился к одному известному богачу, и тот извинился: «Бизнес идет не так уж хорошо…»

Я ему сказал: «Это замечательно!» Тот удивился, и я объяснил: «Один человек сказал ребе из Сатмара, что бизнес у него идет не очень хорошо. Ребе ответил: «Главное, что идет! Ведь ко мне приходят люди и рассказывают, что бизнес у них стоит и даже падает!»

Тот испугался: «Не дай Б-г, не открывайте рот Сатану! Но поймите, я не могу дать столько, сколько в прошлом году…»

Я ответил: «Позвольте вам кое-что рассказать, и тогда уж вы решите, давать ли, и сколько. В конце трактата Гитин сказано, что Бейт Шамай (ученики Шамая) разрешает развестись с женой, только если человек обнаружил, что она нескромно себя ведет. А Бейт Илель (ученики Илеля) разрешает, даже если “у нее подгорело его блюдо”. Очень странно: ну, отвлеклась, блюдо подгорело, так уже и разводиться?»

Богач тоже задумался: да, непонятно.

«Я отвечу, — продолжил я. — Женщина варила еду, и та подгорела. Если она лентяйка – будут есть невареную еду, хлеб с луком. Если хорошая хозяйка – поспешит и сварит еду еще раз. Если она его очень любит и экономит его деньги, то сварит ему новую порцию, а сама удовольствуется хлебом с солью. Но если она злая и мелочная женщина – она сварит еду только себе, а ему скажет: “Увы, твоя еда сгорела…”

И это не просто аллегории, Мишна говорит очень точно. Не сказано: “даже если у нее блюдо подгорело”, а “даже если у нее подгорело его блюдо”».

Богачу улыбнулся: хороший пример!

«О чем речь идет? – говорю я. — Когда дела шли хорошо, вы давали приличные суммы на цдаку, и за это Всевышний вас благословит. Но вот сейчас – “еда подгорела”, бизнес хромает. Разве вы уменьшили расходы дома, не ездили на отдых, как обычно, урезали карманные расходы детям?

Или только блюдо для бедных и изучающих Тору у вас подгорело?»

***

Кроме обычной заповеди давать цдаку, есть особый закон о «Кимха де-Писха». Видимо, есть здесь глубокий и обязывающий нас смысл.

Праздник Песах – это праздник веры. Фараон отрицал Всевышнего, полагался на «силу свою и мощь руки своей», а Всевышний спас народ Израиля: «Ведь избавил Г-сподь Яакова, спас его из рук того, кто сильнее его».

Спросили однажды рава Исраэля Салантера о сказанном в Коэлет: «(Есть) у земли достоинство во всем». Наши мудрецы объясняют: это означает, что в мире нет ничего лишнего, все создано на пользу. В конце истории о Творении мира сказано: «И увидел Б-г, что все, что Он создал – очень хорошо». Нет никакой вещи, качества, силы или чувства, которые нельзя было бы применить для добра. Так для чего же создано это качество – «сила моя и мощь руки моей», игнорирование Творца? В нем же нет совершенно ничего хорошего! Ведь каждый человек должен уповать на Всевышнего и знать, что только Он совершал, совершает и будет совершать все деяния!

Ответил рав Исраэль Салантер: это качество создано для помощи ближнему, для цдаки и хеседа!

Когда приходит к тебе бедняк и просит помощи, не отвечай ему: «Всевышний тебе поможет, уповай на Него, знай, что все к лучшему, принимай страдания с любовью…»

Когда к тебе приходит бедняк – «проигнорируй» Всевышнего и скажи: «Силой моей и мощью моей руки», если я в состоянии помочь – я бегу на помощь!

Что уж более зависит от Всевышнего, чем нахождение пары! Известны слова Хазон Иша, что среди страшного сокрытия Лика Творца, которое мы переживаем в наше время, раскрытие Его личного наблюдения видно только в вопросе шидухов. Вместе с тем, как рав Шах рассказывал мне, когда к нему приходят просить благословения по поводу шидухов, он сразу же начинает думать о том, что может подойти данному человеку, и кого попросить этим заняться.

Поэтому именно перед праздником Песах, праздником веры и обязанности абсолютно полагаться на Всевышнего, благословен Он, начинают со сбора «Кимха де-Писха», чтобы научить нас, что, когда речь идет о помощи ближнему, следует прилагать все мыслимые усилия, а не «кормить» его изречениями об уповании на Творца.

Перевод: г-жа Лея Шухман

http://www.beerot.ru/?p=46065

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here