Книга Эстер с комментарием Виленского Гаона — часть 9

вашти

Основано на Комментарии Виленского Гаона

Глава 1

Стих 12

(יב) וַתְּמָאֵן הַמַּלְכָּה וַשְׁתִּי לָבוֹא בִּדְבַר הַמֶּלֶךְ אֲשֶׁר בְּיַד הַסָּרִיסִים וַיִּקְצֹף הַמֶּלֶךְ מְאֹד וַחֲמָתוֹ בָּעֲרָה בוֹ:

Но отказалась царица Вашти явиться по повелению царя, данному через евнухов. И чрезвычайно разгневался царь, и разгорелась в нем ярость его.

Неизбежный вызов

«Но отказалась царица Вашти[1] явиться» — когда ангел смерти приходит к грешнику, тот сопротивляется ему изо всех сил[2], будучи уверенным, что его час еще не наступил. С другой стороны, когда ангел смерти приходит к праведникам, они с готовностью отдают ему свою душу[3].

«Явиться по повелению царя, данному через евнухов» — это приказ Всевышнего, данный Своему прислужнику Сатане. И из-за этого «чрезвычайно разгневался царь» — Всевышний, благословен Он. Мало того, что ты не выполнял Мою волю при жизни, даже сейчас, когда ты умираешь, ты продолжаешь упрямиться и сопротивляться!

Отказ Вашти

Талмуд приводит[4]: «Но отказалась царица Вашти явиться по повелению царя». Талмуд спрашивает: но ведь Вашти была распущенной, как было сказано выше: они оба [Ахашверош и Вашти] имели грешные намерения. Почему же тогда она не явилась обнаженной, когда Ахашверош повелел ей это сделать?

Талмуд отвечает: сказал раби Йосе бар Ханина: это говорит нам, что в тот момент Вашти была поражена язвой цараат и ей было стыдно показывать свое изуродованное тело. В барайте приводится другое объяснение: явился ангел Гавриэль и приделал ей хвост – в таком безобразном виде Вашти стало стыдно показаться на глаза людям. (ע״כ ל’ הגמ’)

«Вашти была распущенной», но «все пути человека чисты в глазах его[5]». Выше[6] написано, что «оба они, и Ахашверош, и Вашти, имели грешные намерения». Из этого можно было бы заключить, что грешник адекватно оценивает свои действия. В действительности же, душа постепенно меняет взгляд на собственное поведение, ведь «для того, кто согрешил несколько раз, нарушение превращается в разрешенное действие».

Из-за этого Вашти отказывается умирать и идти на суд к Царю царей.

«Сказал раби Йосе бар Ханина: это говорит нам, что в тот момент Вашти была поражена язвой цараат». Так как каждый грех и каждое нарушение — как язва для души[7]. Однако, пока человек живет, его тело скрывает эти духовные изъяны, и они незаметны даже ему самому. Из-за этого, Вашти не осознает свою виновность и не хочет идти на суд. Только в час смерти она начинает осознавать, что ее дух поражен тяжелой болезнью. Об этом сказано[8]: «заберешь дух их — умрут и в прах свой возвратятся».

В барайте приводится другое объяснение: явился ангел Гавриэль и приделал ей хвост. Хвост символизирует мать всех чертей по имени Лилит[9]. В книге Зоар приводится, что ее голова склонена вниз, и вместо головы ею управляет хвост. Очевидно, что голова — это разумное, духовное начало человека. Хвост, противоположность головы, — это земное, материальное начало. Человек был создан для того, чтобы его душа (которую мудрецы часто называют «разумом») правила его телом. Но Лилит, весь смысл существования которой состоит в том, чтобы искушать людей на греховные, запретные удовольствия[10], старается передать главенство материи, подчинить себе разум, и поставить его на службу физическому телу и дурному началу.

Талмуд[11] приводит, что грех, который совершает человек, привязывается к нему как собака, сопровождает его всю жизнь и бежит перед ним, когда приходит его время предстать перед Судом.

***

Послание Вашти

Талмуд продолжает: «и весьма разгневался царь, и возгорелась в нем ярость». Талмуд спрашивает: Почему он воспылал столь сильным гневом?

Талмуд отвечает: Сказал Рова: ’отказавшись явиться, Вашти велела передать ему следующее: ’Конюх моего отца [Бельшацара]! Отец выпивал столько вина, сколько выпивает тысяча человек, и не пьянел, а этот муж [по простому смыслу, Ахашверош] потерял голову от малого количества вина.’ Как только Ахашверош услышал эти слова, сразу ’и возгорелась в нем ярость’». (ע״כ ל’ הגמ’)

Дерзкий ответ, который Вашти послала Ахашверошу, — это ответ грешника, которого призывают в Небесный Суд.

Даже в час смерти, грешники не признают свою виновность и упрямятся, утверждая, что время расплаты еще не пришло. Они говорят Ангелу Смерти (дурному началу): «мой отец вел себя точно также, как и я, пил больше вина, чем я, и это не помешало ему прожить намного дольше!». На это намекают слова Вашти «отец выпивал столько вина, сколько выпивает тысяча человек, и не пьянел». Вашти назвала Ахашвероша «этот муж», что намекает на высказывание мудрецов[12], связанное с дурным началом: «вначале это просто прохожий, потом он становится гостем, а потом превращается в мужа». Для грешника, дурное начало — это постоянный обитатель, который распоряжается всем, что происходит в доме.

«Потерял голову от малого количества вина» — дурное начало предлагает человеку: давай выпьем еще вина! Об этом говорит пророк[13]: «приходите, возьму вина и напьемся хмельного, и будет завтра то же, что сегодня, и еще гораздо больше». Более того, человек сам подначивает свое дурное начало, чтобы вело себя привычным ему образом. Царица Вашти — это жена «старого и глупого царя», дурного начала. Она настолько привыкает к власти своих дурных наклонностей, что в конце концов сама начинает подбивать его на грехи. На это намекают слова дочери Лота[14]: «и сказала старшая младшей: ’отец наш стар, и нет человека на земле, чтобы войти к нам по обычаю всей земли; пойдем напоим отца нашего вином!’»

Подготовил Берл Набутовский


Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность издательству «Кеилат Москва» за предоставленную ей возможность пользоваться переводом текста трактата Мегила на русский язык.

В основу цитат из книги «Эвен Шлема» взят перевод издательства «Швут Ами».

  1. Выше (стих 9) написано «וַשְׁתִּי הַמַּלְכָּה», а здесь эти слова написаны в противоположном порядке: «הַמַּלְכָּה וַשְׁתִּי». Дело в том, что Вашти символизирует человека. Когда написано «царица Вашти» — речь идет о человеке, который контролирует свое дурное начало. Если же написано наоборот «Вашти-царица», подразумевается человек, находящийся во власти дурного начала.— по прим. Р. Шмуэля Малчана
  2. В «Эвен шлема» гл. 10 пункт 8 приводится: «Нечестивцы даже в час своей смерти жестоковыйны и борются с ангелом смерти, а праведники подставляют шею, как голуби (потому что намереваются выполнить тем самым волю Творца).» — прим. Р. Шмуэля Малцана
  3. См. комментарий к Бава Батра 73б (סוף מאמר ההוא אקרקותא)
  4. Здесь и далее Мегила 12б
  5. Мишлей 16:2
  6. Комментарий к стиху 9
  7. Автор приводит в книге «Барак а-шахар» (Эйха 1:1): «Написано (Вайикра 13:45-46) ’ у пораженного цараат, на котором эта язва, одежды должны быть разорваны, и голова его должна быть растрепана, и до усов должен он закутаться и кричать: «нечист! нечист!» Во все дни, доколе на нем язва, он будет нечист; нечист он, — отдельно должен он жить, вне стана жилище его.’ Известно, что каждое нарушение — это язва цараат. И то, что написано в Торе ’вне стана жилище его’ означает, что не удостоится он зайти в стан, пока не язва не заживет. А то, что его ’одежды разорваны’ говорит о том, что его душа пока обнажена… А то, что будет «кричать: «нечист! нечист!»» намекает на то, что написано в трактате Эрувин (19а), что в будущем злодеи признают справедливость вершимого над ними суда, и скажут: ’Ты осудил нас справедливо’».
  8. Теилим 104:29
  9. См. Йешаяу 34:14
  10. См. The Juggler and the King, часть 1, гл. 1.2
  11. Сота 3б
  12. Сукка 52б, см. комментарий к стиху 9.
  13. Йешаяу 56:12
  14. См. Берешит 19:31-35
http://www.beerot.ru/?p=45661

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here