Танах рассказывает — Наказание Вашти

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1254

Мегилат Эстер.

Хвост Вашти и корова, соблюдавшая Шаббат

«На седьмой день, когда хорошо стало на сердце у царя от вина, приказал он Меуману, Бизте, Харвоне, Бигте и Авагте, Зейтару и Каркасу – семерым евнухам, состоявшим на службе у царя Ахашвероша, привести пред лицо царя царицу Вашти в царском венце, чтобы показать народам и сановникам красоту ее, так как была она хороша собой.  Но не захотела царица Вашти прийти по повелению царя…» (Мегилат Эстер, 1:9-12).

Когда читаешь комментарии на этот отрывок, то создается впечатление, что Вашти очень оскорбилась, когда услышала приказ явиться обнаженной в зал, где пиршествовал царь Ахашверош, и предстать в таком виде перед гостями. Но Рова в трактате Мегила (12а) считает, что не только Ахашверош хотел похвастаться «в полной мере» красотой своей супруги, но и сама Вашти желала того же, и именно поэтому устроила женскую часть пира в непосредственной близости с мужской половиной. Но тогда непонятно, почему она дала Ахашверошу столь грубый ответ: «Ты мне не указывай, что делать, ибо из нас двоих только я принадлежу к царскому роду, а ты был конюхом у моего отца».

Говорит раби Аси (в трактате Мегила), что у Вашти появилась проказа по всему телу, и потому она стеснялась и отказалась прийти. По другому мнению – пришел ангел Гавриэль и приделал ее хвост. Какой и чей был хвост, и почему именно хвост? На этот счет есть много мнений наших мудрецов.

Рашбо и автор книги «Арух» утверждают, что речь не идет о настоящем мохнатом хвосте, а об огромной мозоли. А назвали ее хвостом подобно тому, как говорится в стихе: «он будет головой, а ты – в хвосте». Смысл этого проклятия в том, что тот, кто «голова», будет сильным, а «хвост» – слабым. Подобно этому и мозоль, которая мешает человеку, как хвост.

Но Тосфот а-Рош говорит, что это был настоящий хвост, и учит это из стиха (Мегилат Эстер, 2:1): «После этих событий, когда утих гнев царя Ахашвероша, вспомнил он о Вашти, и о том, что она сделала, и о том, что было решено о ней  (עָלֶיהָ)». Слово «о ней» (עָלֶיהָ) звучит, как алейа. Но можно прочитать это слово с другими огласовками, как алия, что означает курдюк, хвостовая часть с жиром.

Мааршо также стоит на стороне тех, кто считает, что речь идет о настоящем хвосте, и что хвост не такой уж чуждый человеку элемент. В трактате Брахот сказано, что Всевышний создал первого человека с хвостом. А куда он исчез? Потом из него была сделана Хава.

В «Мидраш Шмуэль» приводится мнение, что ангел Гавриель был послан с целью вложить в голову Вашти мысли о том, что Ахашверош не уважает ее и относится к ней, как к хвосту, поэтому и послал к ней своих советников.

Но почему именно хвост?

Зачем животным нужен хвост? У животных нет одежды, поэтому Всевышний создал их с хвостами, чтобы могли прикрывать ими свои срамные места. Человек же имеет возможность вместо хвоста использовать одежды. Вашти желала предстать перед гостями без одежды, поэтому ангел Гавриэль приделал ей хвост, чтобы было чем прикрыть срам.

Корова, не желавшая работать в субботу

В мидраше «Псикта Рабати» приводится хорошо известная история об одном еврее, у которого была корова. Все дни недели еврей использовал ее для работы в поле, а в субботу она отдыхала, как обязывает нас Тора. Со временем хозяин был вынужден продать корову нееврею. Корова исправно работала все дни недели, но когда наступила суббота, отказалась выйти в поле, и никакие угрозы и наказания не помогли. После претензии нового хозяина, подошел еврей к его бывшей корове и сказал ей: «Раньше ты принадлежала мне, и поэтому запрещено тебе было работать в субботу.  Но теперь ты принадлежишь нееврею, и тебе не запрещено работать в субботу». И корова согласилась. Когда нееврей увидел, что произошло, то стал рассуждать вслух: «Если корова, у которой нет ни речи, ни разума смогла прийти к признанию Творца, то почему же я, обладающий разумом, до сих пор не постиг Творца?» Этот человек перешел в иудаизм, приняв гиюр, а со временем, стал мудрецом Торы, и звали его раби Йоханан бен Торта (т.е. – сын коровы). В Талмуде и в Мидрашах приведены слова Торы от его имени.

Какое же отношение к Пуриму имеет этот рассказ?

Ахашверош и Вашти ненавидели евреев. В трактате Мегила (12б) говорится, что Вашти заставляла своих работниц-евреек работать в Шаббат. Говорится в книге «Гильгулей нешамот» (перевоплощение душ), что нееврей, который прошел гиюр, был гильгулем Ахашвероша, а корова, соблюдавшая субботу, была гильгулем Вашти. И таким образом они достигли своего исправления.

http://www.beerot.ru/?p=4650

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here