Выбор и случайность

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

3447

Пурим – от слова «пур» (жребий)

Этот день называется «Пурим», соответственно сказанному: «Бросали пур, то есть жребий, перед Аманом» (Эстер, 3:7), и также: «Ибо пур Амана превратился в наш пур» (пиют «Ашер эни»), и еще сказано так: «И потому назвали эти дни Пурим – от слова пур» (Эстер, 9:26). Имя определяет содержание предмета, и потому название «Пурим» выражает и определяет корень всего, чему учат нас дни Пурима.

Мы должны понять, каким образом название «Пурим» выражает суть этого дня. Ведь пур, который бросал Аман, и который превратился в «наш пур», – это только одна из деталей, определивших дату предполагаемого истребления евреев. Аман не хотел сам назначать эту дату и бросил жребий, и это – лишь второстепенная деталь в событиях тех дней; почему же она дает имя празднику?

И еще нужно понять: если это имя дано в связи с пуром, который бросил Аман, то стоило бы назвать праздник «Пур»; какой смысл имеет название «Пурим» – множественное число от слова «Пур»?

Два взгляда на сущность жребия

Чтобы понять суть этого дня и то, чему учат связанные с ним события, нужно сначала уяснить важную вещь, касающуюся нашего служения Б-гу: понятия выбора и случайности.

Обычно человек в процессе своего выбора решает, каким образом он будет действовать, соответственно своему видению и пониманию. Однако есть вещи, в которых человеку по каким-то причинам трудно прийти к решению, и тогда он бросает жребий. Разумеется, решение, принятое таким образом, не является его выбором; это – решение свыше, источник которого – мазаль (влияние духовных сил из определенного уровня высших миров). И хотя мы видим, что и в делах, связанных со святостью, тоже пользуются жребием, как, например, в Йом Кипур, когда выбирают одного из двух козлов, которые, согласно заповеди, должны быть одинаковыми видом, ростом и денежной стоимостью (Йома, 6:1), и только жребий определяет, какой из них должен быть принесен в жертву Всевышнему и какой – отправлен к Азазелу (в пустыню). Также и раздел земли Израиля производился по жребию, как сказано: «И наделяйте землей по жребию по семействам вашим» (Бемидбар, 33:54).

Нужно знать, в чем состоит смысл жребия и как следует к нему относиться. Можно смотреть на него с точки зрения веры, как на средство обнаружения воли Творца, демонстрирующее, что решение ни в коей мере не в руках человека. Именно так обстоит со жребием в Йом Кипур, определявшим с Небес назначение каждого из козлов: какой будет принесен в жертву Всевышнему и какой – отправлен к Азазелу. То же самое – при разделе по жребию Земли Израиля: с Небес устанавливалось, по воле Всевышнего, какой удел достанется каждому из колен.

С другой стороны, человек, лишенный веры, смотрит на жребий иначе: когда он не хочет принимать решение, основываясь на своем разуме, он отдает решение на волю случая: пусть случай решает.

Основа воззрений Амана – отрицание Б-га

Аман, который возложил решение вопроса о дате расправы над евреями на жребий, сделал это не как человек веры, стремящийся положиться в своем решении на волю Всевышнего; он хотел, чтобы дело решил случай.

Вот что пишут наши мудрецы (Эстер Раба, 8:5): ««И рассказал ему Мордехай обо всем, что случилось (карау)» (Эстер, 4:7). Мордехай рассказал Атаху обо всей последовательности событий: «Сказал Атаху: иди и скажи ей (Эстер): потомок Карау выступил против вас»; Карау – это тот, о котором сказано в Торе: «Который карха (встретил) тебя в дороге» (Дварим, 25:18)».

Мордехай охарактеризовал личность Амана, назвав его «потомком Карау», то есть Амалека. Тот видел все чудеса, происходившие при выходе из Египта и рассечении моря. В час, когда все народы видели их и слышали о них, как сказано: «Тогда пришли в смятение князья Эдома, вождей Моава объял трепет, оробели все жители Кнаана» (Шмот, 15:15), Амалек не пожелал понять то, что видели и понимали все; он поднялся против Израиля и воевал с ним. Казалось бы, как он осмелился на это после того, как увидел все чудеса? Ответ таков: «Который встретил (или охладил) тебя в дороге». Амалек действительно видел весь ход событий, исход из Египта и рассечение моря, но он увидел в этом только лишь цепь случайностей – один случай, другой и третий, и отрицал наблюдение и управление Всевышнего. Точно так же – и Аман, как определил его Мордехай: «потомок Карау». Во всяком событии он видел лишь случайность и совершенно не удивлялся чудесам, поскольку отрицал правление Всевышнего.

Не только в бросании жребия, но и во всех событиях, описываемых в свитке Эстер, видно мировоззрение Амана, который во всем видит только случай.

После того, как по слову своих советников Аман построил виселицу, он пошел к царю Ахашверошу просить разрешения повесить на ней Мордехая. В ту ночь Всевышний сделал так, что сон оставил царя (см. Эстер, 6:1), и перед ним «читалась книга хроник». Когда пришел Аман, дошли до истории Бигтана и Тереша (царские стражники, задумавшие убить царя. Мордехай слышал их разговор и дело было доложено от его имени. Стражников казнили, и царь был спасен), и Ялкут (1057) пишет: «Когда (чтецы) дошли до заслуг Мордехая, они пропустили это место, и книга читалась (в этом месте) сама по себе – поскольку сказано «читалась», а не «читали ее». А некоторые говорят, что пришел пророк Элияу и написал (о заслугах Мордехая), поскольку сказано дальше: «И нашлось» (в книге написанное о его заслугах), а «нашлось» говорят только о том, что ранее пропало». И точно в это время Аман появляется во дворе у царя, чтобы взять разрешение повесить Мордехая. Царь спрашивает у него, что следует сделать человеку, которому царь желает воздать почет. И вот царь приказывает Аману, которого он возвысил над всеми вельможами, оказать почести Мордехаю – провезти его на коне по улицам города… Б-жественное правление выстроило всю эту цепь событий!

И какова же реакция Амана? «И рассказал Аман Зереш, жене своей, и всем любящим его обо всем, что карау (случилось с ним)» (Эстер, 6:13), – рассказал как о случайности! Он ничуть не удивился такому персональному управлению событиями и не увидел в них наказание с Небес за свои злые дела, а только лишь случайные совпадения, случай и еще случай, над которыми нет у него власти. Точно так и дававшие ему советы не видели во всех этих событиях направляющей руки и не поняли, что Всевышний не желает, чтобы был повешен Мордехай, и ответили Аману, глядя на вещи так же, как и он: «И сказали ему мудрецы его и Зереш, жена его: если из потомства еврейского Мордехай, перед которым начал ты падать, то не одолеешь его и совсем упадешь перед ним» (там). Во всем – случайность: «Если из потомства еврейского» – тот, кто идет против евреев, когда время благоприятствует ему, – преуспевает. Но если он случайно терпит неудачу – его мазаль плох, и случайности продолжают увлекать его вниз и вниз, и потому «совсем упадешь перед ним».

В этом суть определения, которое дал Мордехай Аману: «потомок Карау». Никакое событие не может заставить его увидеть наблюдение и правление Всевышнего; он видит во всем только случай. Есть у него удача – значит, этот случай был в его власти, а если постигла его неудача – он не чувствует вины: это был случай, ему неподвластный.

Случайное предопределяется свыше

Необходимо, однако, понять следующее. И Мордехай, и Аман пользуются словом карау. Мордехай сказал: «И рассказал ему Мордехай обо всем, что карау – случилось», и драш (толкование) этого стиха – «потомок Карау выступил против вас», однако прямой смысл этих слов – «обо всем, что случилось», то есть здесь был случай, и те же слова говорит Аман: «И рассказал Аман… обо всем, что карау (случилось с ним)» – тоже как о случайном.

В Писании есть места, где говорится о случайном. Когда Элиэзер, раб Авраама, должен был исполнить поручение – найти жену Ицхаку, он остановился возле колодца и молился Всевышнему: «И сказал: Г-сподь, Б-г господина моего Авраама! Представь мне сегодня случай…» (Берешит, 24:12). Получается, что он полагался на случай!

Также и Рут-моавитянка, вернувшись вместе с Наоми из полей Моава, оказалась благодаря случаю на поле гоэля (родственника ее покойного мужа, умершего бездетным, который должен был взять ее в жены и восстановить в Израиле имя умершего) – Боаза, как сказано: «И пошла, и пришла, и собирала колосья на поле за жнецами, и случилось так, что это было поле Боаза, который из семейства Элимелеха» (Рут, 2:3). Случайным образом пришла на поле Боаза, который должен был стать ей гоэлем.

Итак, все, что лежит за пределами нашего выбора, называется «случаем»; но на самом деле, то, что представляется нам случайным, в действительности задумано и «подстроено» самим Всевышним.

Это объясняется так. В нашем мире есть два основных способа управления. Первый – это то, что мы делаем по своему выбору (разумеется, под наблюдением с Небес), и это осуществляется реально, поскольку таков был наш выбор. А второй способ – то, что находится за пределами нашего выбора, то есть вещи, о которых предрешено свыше, не посредством выбора. Это – вещи случайные, приготовленные с Небес изначально, исходя из того, что требуется человеку для исполнения его роли в служении Всевышнему. Есть в Торе стих о городах-убежищах: «И назначьте себе города, городами-убежищами будут у вас» (Бемидбар, 35:11). Раши объясняет слово «веикритем» (и назначьте) так: слова от такого корня всегда означают «приготовление», и точно так же – в другом стихе: «Потому, что Г-сподь, Б-г твой предоставил мне этот случай» (Берешит, 27:20). Получается, что все случайное – на самом деле приготовлено свыше. В противном случае это просто не происходит.

Такое правление Всевышнего, зависящее не от выбора человека, а только от предрешенного для него свыше, называется также «правлением через мазаль». Соответственно буквальному значению, «мазаль» – влияние, проистекающее свыше, то есть то, что предопределено человеку с Небес, как его удел в служении Всевышнему, а не как воздаяние за его дела.

Каждый соответственно своей роли в исправлении творения получает влияние с Небес – обильное или скудное

Находим в Гемаре (Нида, 16б): «Ангел, ответственный за беременность, берет каплю (семени) представляет ее Всевышнему и говорит перед Ним: «Властелин мира! Капля эта — кто из нее выйдет? Силач или слабый? Мудрый или глупый? Богатый или бедный»? Однако «Нечестивый или праведный»? – не спрашивает. И об этом сказал раби Ханина: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами»».

Итак, перед формированием человека (из капли семени) Всевышний определяет его роль в этом мире, и, соответственно этому, каждый получает требуемые ему качества и «инструменты». И будут происходить с ним в грядущем все вещи, предопределенные ему свыше и лежащие вне сферы его выбора, как, например, испытание бедностью, назначенное ему как его удел в служении Всевышнему. Бывает бедность, которая не полагалась человеку, и пришла, как наказание по причине его дурных дел.

Также сказано в Гемаре (Моэд Катан, 28а): «Долголетие и пропитание не от заслуг зависят, а от мазаля». Что означает здесь мазаль? Это не случайность, не дай Б-г, а события и «инструменты», посылаемые человеку и «спланированные» для него еще до его рождения в соответствии с его уделом в служении Всевышнему. Со страхом дело обстоит иначе – «все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот, 33б). Страх этот зависит от выбора человека, хорошего или, не дай Б-г, плохого.

Сказано в Гемаре (Таанит, 25а): «Раби Элазар бен Педат терпел нужду и лишения; занимался кровопусканием, и не было у него пропитания. Однажды он съел дольку чеснока и упал в обморок. Пришли мудрецы навестить его. Когда он пришел в себя, спросили его: почему ты плакал и улыбался? Ответил им: был со мной Всевышний, и я спросил: до каких пор я буду страдать в этом мире? И Он ответил мне: Элазар, сын Мой! Хочешь ли ты, чтобы Я разрушил мир до основания? Тогда, быть может, ты родишься, имея мазаль на пропитание. Спросил я: даже так (ценой разрушения мира) это только лишь «возможно»»?

Неужели рука Всевышнего коротка? Неужели для того, чтобы дать раби Элазару бен Педату пропитание, Всевышний обязательно должен перевернуть Свой мир и создать его заново?

Правление через мазаль сокрыто в корне творения и подоплека предначертаний невидима для нас

Раби Моше Хаим Луцатто так разъясняет в своей книге «Даат Твунот» одну из основ Б-жественного контроля над этим миром: «Действительно, Всевышний распределил общее исправление Творения между всеми душами, созданными Им для служения, соответственно тому, что, как Он знал, является подходящим для каждой из них по ее сущности.

Вещь эта скрыта очень глубоко и не была постигнута ни одним пророком и провидцем, ибо относится к упомянутым выше причинам предопределений, неуловимых для сотворенных и познаваемых нами только через их следствия. Как, например: этот – богат, а этот – беден, и неизвестна нам причина, почему одному выпало в удел богатство, а другому – бедность. И оказывается, что к одному человеку в соответствии с его корнем придет изобилие влияния Всевышнего… а другому в соответствии с его корнем надлежит получить малое влияние… требуемое для совершенствования Творения.

И нет здесь ничего со стороны деяний тех людей, а только со стороны положенного им соответственно тому, как распределил Всевышний исправление Творения между сотворенными, ибо и изобилие для одного и нехватка у другого несет с собой исправление для каждого по своему пути».

Творец сотворил всех соответственно их роли в Творении, которое приходит к цели своей при соединении всех частей вместе, и каждый, исполняя свою личную обязанность в Творении, дополняет другого.

Причина того, что у каждого именно такая, а не другая роль в Творении, сокрыта в корнях его и непостижима для нас совершенно, поскольку знание ее не является жизненно важным для нашего служения. Напротив: если бы мы ее знали, это причинило бы ущерб служению, в основе которого – наша свобода выбора.

Мы, однако, должны знать, что цель Творения достигается соединением всех частей и в соответствии с задачей каждого даются ему рамки для служения Всевышнему.

Человек, рожденный мудрым или глупым, бедным или богатым, должен пользоваться Творением в соответствии с этими «исходными данными», чтобы исполнить свое предназначение в служении Всевышнему, ибо именно в этом заключается цель Творения.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=10296