Мегилат Рут — С чего начинается Мегилат Рут?

С чего начинается Мегилат Рут?

Сказано в трактате Мегила (10б), что всякое место в писании, которое начинается со слов «ויהי בימי» – «и было в дни» (только такое сочетание) однозначно указывает на то, что пойдет речь о беде. Так написано в Мегилат Эстер (1:1): «И было в дни Ахашвероша …», когда Аман хотел уничтожить евреев, в Мегилат Рут (1:1): «И было в дни судей …», когда был голод. В книге Берешит (14:1): «И было в дни Амрафеля …» – была первая мировая война, в книге пророка Йешаяу (7:1): «И было в дни Ахаза …» – была война в Израиле и в книге пророка Ирмияу (1:3): «И было в дни Йеоякима …» – во время его правления было изгнание и началось разрушение Храма.

«И было, в те дни (ויהי בימי), когда правили судьи, и (когда) был (ויהי) в стране голод». Этим стихом начинается Мегилат Рут, и этот стих перечисляется среди пяти случаев в Танахе, указывающих на беду. В трактате Мегила также поясняется, какая была беда – голод в земле Израиля в течение десяти лет.

«И было, в те дни, когда правили судьи…». Наши мудрецы трактуют эти слова так: и было в те дни, когда судили судей. Поясняют, что это было время, когда народ позволял себе судить своих судей. Вина в этом была обоюдная: низкий духовный уровень народа Израиля и подобный же уровень судей. Когда судья хотел упрекнуть подсудимого и говорил ему: «Вытащи щепку, застрявшую меж твоих зубов», намекая на легкое преступление, в ответ он слышал дерзкие слова: «Сначала уберите бревно меж ваших глаз». Это был намек на гораздо большие преступления, которые совершает сам судья. И такая ситуация была не только в последних поколениях эпохи судей, а практически во все времена их правления. Как же так вышло, что о времени правления судей, длившемся около трехсот пятидесяти лет, сказано, что это былоדור שכולו הבל – поколение без содержания?

Сказано в книге Йеошуа (24:29-31): «И было, после этих событий умер Йеошуа, сын Нуна, раб Г-сподень, будучи ста десяти лет. И похоронили его в границах его надела, в Тимнат-Серахе, что на горах Эфраимовых, на севере от горы Гааш. И служил Израиль Г-споду во все дни Йеошуа и во все дни старейшин, которые долго жили после Йеошуа и которые знали всякое деяние Г-сподне, сделанное Им для Израиля». Из этих стихов видно, что положение, когда народ Израиля служил Всевышнему, длилось недолго – только во времена правления Йеошуа и старейшин, что были после него. Также видно, что Йеошуа был похоронен вблизи горы Гааш (горы-вулкана). Во всем Танахе мы больше нигде не находим упоминания о горе-вулкане, что дает основание для дополнительного толкования этих слов. И что говорят наши мудрецы? Когда умер Йеошуа, гора, возле которой он был похоронен, гремела, как настоящий вулкан, угрожая похоронить евреев под лавой. Это был гнев Всевышнего, вызванный тем, что евреи не отдали должные почести покинувшему их руководителю и наставнику и не слишком горевали из-за утраты.

Это было мирное время, наступившее после долгих лет войны за землю Израиля и ее раздела. Народ стремился обустраивать свои земли, обрабатывать поля, сажать деревья и виноградники и из-за излишней увлеченности материальным евреи быстро стали забывать не только своих учителей-наставников, много сделавших для них, но даже забывать Всевышнего, и большое здание, строившееся так тяжело, стало разрушаться.

В конце Книги Судей описана страшная история, называемая «Пилегеш бе-Гива», в которой описывается братоубийственная война, результатом которой было почти полное уничтожение колена Биньямина. И вновь мудрецы, говоря о причинах произошедшего, указывают на глав поколений. Вместо того чтобы покрепче затянуть ремень на пояснице и отправиться по городам Израиля, чтобы узнать о внутренних проблемах народа и иметь возможность заняться их решением, они, главы народа, заседавшие в Санедрине, выходили в свои виноградники, сидели под своими инжирными деревьями и финиковыми пальмами и приговаривали: «Зачем мне их проблемы? Мне и так хорошо». И об этом времени сказал царь Шломо: «Леность погружает в сон…» (Мишлей, 19:15).

Так было со времен Йеошуа и старейшин, вплоть до последнего судьи, пророка Шмуэля, и, разумеется, так было и во времена судьи Элимелеха, с рассказа о котором начинается Мегилат Рут.

http://www.beerot.ru/?p=4716

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here