История Пурима

Дата: | Автор материала: Рав Йонатан Салем

1925

Материал предоставлен организацией «Шалом Лаам»

Что такое Пурим?

Пурим – это, по сути, не какая-то новая история, а всего лишь очередная попытка нашего злейшего врага – Амалека – уничтожить еврейский народ. Начавшись нападением Амалека на евреев после их Исхода из Египта, этот постоянный конфликт достиг кульминации, когда амалекитянин Аман убедил царя Ахашвероша уничтожить всех евреев. Книга Эстер повествует, что евреи того времени низко пали, приняв участие в пиру Ахашвероша, целью которого была пробуждение в них жажды физических наслаждений.

После этого Б-г позволил прийти к власти Аману, а тот, движимый ненавистью, бросил жребий с целью определить время окончательного уничтожения еврейского народа. Мордехай, духом святого постижения чувствовавший ситуацию и смысл событий, и царица Эстер призвали евреев вернуться к Б-гу с молитвой и постом. И тогда чудесным образом все повернулось против Амана: он был повешен на виселице, которую сам же заготовил для Мордехая. Мордехай и Эстер установили четырнадцатое Адара (а для городов, окруженных стеной со времен Йеошуа бин Нуна – пятнадцатое) как праздничный день, в который те чудеса отмечаются пиром и ликованием.

 

Когда это было?

В отличие от описанных в Торе событий, которые послужили основой для установления других праздников – Песаха, Шавуота, Суккота – история Пурима произошла гораздо позже. После эпохи Царей Израиля (2881-3338 гг.), продолжавшейся до разрушения Первого Храма, наступило время Софрим и Аншей Кнесет а-Гдола (120 старейшин Великого собрания (которые составили Сидур – стандартизированный молитвенник). Их эпоха продолжилось до конца эпохи пророчества, еще 40 лет после постройки Второго Храма (3448 г.).

В эту эпоху Софрим и произошла история Пурима, записанная в Мегилат Эстер. Поскольку ее записали в эпоху пророчества, она была включена в Священные Писания. Тогда как история Хануки, которая произошла уже после окончания эпохи пророчества, не была записана со святым духом постижения (руах а-Кодеш) (Бен Йеояда, Йома, 29а) и потому не могла быть включена в тот же список. Преимущество текста, написанного с руах а-Кодеш, в том, что в его словах и фразах, помимо простого смысла, можно находить более глубокие намеки и дополнительные значения.

Теперь, для того, чтобы понять контекст истории Пурима, стоит кратко изложить основные события, произошедшие в концу эпохи Первого Храма и в течение семидесяти лет вавилонского изгнания, по окончанию которого был построен Второй Храм.

  1. В 3327 г. Мордехай вместе с Йехоньей, царем Иудеи был уведен в изгнание из Иерусалима вавилонским царем Невухаднецаром (Эстер, 2:7)
  2. В 3390 г. Мордехай, Даниэль и члены Великого собрания вместе с царем Корешом (Киром) ушли из Вавилона и поселились в Шушане (Таргум Шени, Эстер, 2:6)
  3. В 3392 г. Ахашверош унаследовал трон Кореша, и началось его четырнадцатилетнее царство.
  4. На третий год царства Ахашвероша (3395) по наущению царицы Вашти был отменен план восстановления Храма (Эзра, 4:6) (Таргум, Эстер, 1:1). Затем Ахашверош устроил пир для всей аристократии и армии, который продолжался 180 дней (Эстер, 1:3-4). После этого он устроил еще один пир на семь дней для всех жителей Шушана (там же, 1:5). На седьмой день этого пиршества царице Вашти было приказано предстать перед царем, когда же она отказалась, ее казнили.
  5. На седьмой год правления Ахашвероша (3399) Эстер была избрана новой царицей вместо Вашти.
  6. На двенадцатый год правления Ахашвероша (3404), в день 13 Нисана перед Аманом бросили жребий, чтобы определить «подходящую» дату для уничтожения еврейского народа (Эстер, 3:7). Выпал день 13 Адара того года. (интересно, что Эстер удавалось скрывать от царя Ахашвероша свое еврейское происхождение с момента избрания царицей до конца истории Пурима, то есть на протяжении пяти-шести лет).
  7. После того, как был брошен жребий, все евреи Шушана, включая Мордехая и Эстер, постились три дня: 14, 15 и 16 Нисана (Раши, Эстер, 4:17).
  8. 15 Нисана, на третий день после объявления о дате, на которую было запланировано уничтожение евреев, Эстер вошла в царские покои и пригласила царя пожаловать к ней на пир в тот же вечер с Аманом (Раши, Мегила 16а).
  9. В ночь на 16 Нисана царю Ахашверошу не спалось. На следующее утро Мордехаю была оказана большая честь: его провели по улицам Шушана на царском коне, которого вел Аман (Эстер, 6). В тот же день на втором пире у Эстер она открылась и поведала о беде своего народа, что привело к падению злого Амана и его казни.
  10. 23 Сивана Мордехай написал послания с призывом противостоять бесчеловечному декрету Амана.
  11. 13 Адара (3405 г.), в назначенный день уничтожения евреев все перевернулось, и вместо гибели евреи сумели победить своих врагов, и были повешены 10 сыновей Амана.
  12. 14 Адара евреям Шушана было разрешено продолжить мстить своим врагам (Эстер, 9:13-15).
  13. Год спустя (3406) в ту же дату – 14 Адара – была написана Мегилат Эстер (Эстер, 9:20).
  14. Еще год спустя (3407) всем евреям были направлены послания с указаниями праздновать Пурим (Эстер, 9:29).
  15. 21 Адара (3407) Дарий (Второй), сын Ахашвероша, был коронован царем Персии и Мидии, а Эстер оставалась царицей. Ему тогда было 7 лет, и он правил 32 года.
  16. В 3408 г. 24 Элуля, через 70 лет после разрушения Первого Храма (3338) были начаты подготовительные работы по строительству Второго Храма (Эзра, 6).
  17. Само строительство началось 24 Нисана 3409 г. (Хагай, 1:15).
  18. 3 Адара 3412 Второй Храм был завершен (Эзра, 6:15).
  19. 1 нисана 3413 Эзра а-Софер начал свое восхождение из Вавилона в Землю Израиля и прибыл туда 1 Ава (Эзра, 7:9).
  20. В 3426 Нехемия бен Хакалия приехал из Шушана в Иерусалим с целью отстроить его стены (Нехемия, 3).

 

Пурим и Ханука

В книге «Левуш» (670) описана разница между двумя установленными мудрецами праздниками – Ханукой и Пуримом. В эпоху Хануки греко-сирийский царь Антиох не намеревался физически уничтожить евреев, а только хотел привить им греческую культуру и философию. Он даже не был против того, чтобы мы изучали Тору в качестве интеллектуального упражнения, лишь бы не считали ее Б-жественной. Его целью было сведение на нет святости Торы и уравнение ее с мудростью других народов. Если бы (не дай Б-г) евреи согласились перенять греческие идеи, Антиох был бы очень рад, и большего бы не требовал. Когда небольшая группа священников встала на борьбу с греческой армией, чтобы остановить духовный геноцид еврейского народа, Б-г в Своей бесконечной милости спас Свой народ и дал ему силы, необходимые для победы. Поэтому мы выражаем свою радость хвалой и благодарением Б-гу за спасение от духовного уничтожения и за данную нам возможность служить Ему и изучать Его святую Тору.

А вот в эпоху Пурима Аман хотел физически нас уничтожить, вне зависимости от нашей готовности к ассимиляции. Поэтому подходящим способом выражения благодарности и хвалы Б-гу является пир и праздник – сугубо «телесные» мероприятия.

Бах (670) объясняет еще глубже различия в праздновании Пурима и Хануки. Проблемы и опасности, которым подверглись евреи в эпоху Хануки, возникли из-за недостатка усердия в служении Б-гу в Храме. Поэтому греческий декрет запрещал служение в Храме вообще. И раскаяться надо было именно в этом, заново посвятить себя служению Б-гу. Поэтому спасение празднуется искренней хвалой и благодарностью Б-гу за данную возможность служить Ему и исполнять Его заповеди.

А вот проблемы и опасности Пурима возникли потому, что евреи пошли на пир царя Ахашвероша и наслаждались им, несмотря на предупреждение о том, что это неправильно. Поскольку их грех был физическим, декрет против них тоже был о физическом уничтожении. И раскаяние приобрело форму поста – то есть физические лишения, отказ от плотских удовольствий. Поэтому и празднование спасение должно выражаться материально – пиром.

 

Стратегия борьбы в Хануку и в Пурим

Как уже было сказано, в эпоху Хануки находилось под угрозой духовное существование еврейского народа. Когда в опасности находится духовный корень существования народа, то бороться за спасение нужно физическими средствами. Когда дело касается нашей духовности, надо выступить за себя и свои ценности, и не идти ни на какие уступки. Поэтому Хашмонаим пошли воевать (с молитвой на устах) и были готовы умереть за Тору.

В Пурим же в опасности было физическое существование, поэтому ответом была молитва Б-гу о милости и спасении. Эстер велела Мордехаю призвать всех евреев поститься три дня и три ночи, и молиться Б-гу. После этого Эстер почувствовала, что может пойти к царю Ахашверошу и попросить об отмене жестокого указа. Воевать против Амана физически никому и в голову не пришло (т.к. не в этом было исправление греха)!

 

Заповеди Пурима

Хотя Пурим был провозглашен днем празднования, он не был сделан полноценным праздником – йом тов (Мегила, 5б). Поэтому можно выполнять практически все типы работы (мелаха), запрещенные в другие праздники, и даже ходить на работу (Шульхан Арух, 696:1). Но есть места, где принято на работу не ходить. В таких местах если человек все же пойдет на работу, то ничего от этого не выиграет (Маген Авраам, там же), а то и потеряет то, что вложил (Бейт Йосеф, там же).

Мудрецы установили в Пурим шесть заповедей, исполнением которых отмечаются содеянные для нас Б-гом чудеса:

  1. Крият Мегила – чтение Мегилат Эстер в Пурим дважды, вечером и утром.
  2. Крият а-Тора – чтение отрывка Торы, повествующего о войне с Амалеком (Шмот, 17:8-16). Это чтение проводится во время молитвы Шахарит.
  3. Аль а-Нисим – вставка в молитву Шмоне Эсре и в благословение после еды (Биркат а-Мазон), описывающая чудеса Пурима.
  4. Матанот ла-эвьоним – подарки бедным. Минимум – подарок по крайней мере двум людям, каждому – стоимостью по крайней мере прута (маленькой монеты). [Прим. ред. Однако изначально следует дать подарок, равный по стоимости праздничной трапезе.]
  5. Мишлоах манот – посылки еды друзьям. Надо послать, по крайней мере, два готовых к употреблению продукта хотя бы одному знакомому.
  6. Сеудат Пурим – праздничный пир во второй половине дня. При этом надо пить вино и достичь такой степени опьянения, при которой невозможно различить между проклятием Аману и благословением Мордехаю (эта заповедь исполняется если мы пьем больше, чем обычно и погружаемся в сон [«Мишна Брура»]).

Радость Пурима

В Пурим нам велено праздновать и веселиться. Написано в Мегилат Эстер: Ла-Йеудим айта ора ве-симха ве-сасон в-икар – «Евреям был свет и радость, веселье и слава». Пурим – возможно самый радостный праздник в еврейском календаре, что выражается и в чтении Мегилы, считающимся эквивалентом чтения Алеля (хвалы Б-гу за все содеянные для нас чудеса), и в обильном питье вина за трапезой, и в стремлении порадовать подарками самых бедных и неимущих.

Важно понять, в чем именно состоит принципиальное различие между радостью Пурима и радостью других праздников. О Песахе, Шавуоте и Суккоте Тора говорит (Дварим 16:14): «ве-Самахта бе-Хагеха» – «и радуйся своим праздникам». По словам мудрецов, это означает, что человек должен есть мясо и пить вино. Также во время праздника (в дни холь а-моэд) нельзя жениться, поскольку радость свадьбы отвлечет от радости праздника (Шульхан Арух, 546:1). Также не действуют законы траура, поскольку надо веселиться (там же, 548:1). А вот в Пурим жениться можно (там же, 696:8), и не следует опасаться того, что это отвлечет от праздника. Также Шульхан Арух (там же, п. 4) гласит, что и законы траура действуют в Пурим (принятая у ашкеназов алаха говорит, что нет траура в Пурим – см. Рамо), в отличие от других праздников, когда нельзя выражать траур открыто.

Попробуем определить причину радости Пурима и на этой основе понять ее отличие от других праздников.

Чудеса, с помощью которых Б-г демонстрирует Свое присутствие в мире, бывают двух типов.

Существует то, что все называют «природой», то есть, «нормальный», «естественный» ход жизни по законам, которые Б-г установил для того, чтобы она протекала гладко, чтобы человек по опыту знал, чего от нее ждать. Например, солнце каждый день восходит и сияет, посеянное зерно вырастает, человек просыпается и функционирует и т. д. На самом деле все это – чистое чудо, но поскольку по воле Б-га оно происходит постоянно, мы называем его «природой».

Другой тип чуда – это когда мы видим, как Б-г делает что-то вопреки «природе», то есть не дает событиям идти своим естественным чередом. Это бывает нечасто, поскольку Б-г не хочет, чтобы мир выбился из своей «естественной» колеи и созданного Им баланса. Но возможность совершать такие чудеса предоставляется в экстраординарных ситуациях, в которых они становятся необходимыми. Например, Исход из Египта, во время которого происходили открытые чудеса, такие как Десять казней, рассечение моря и Откровение Б-га при Даровании Торы. Эти события, во время которых Б-г изменял естественный ход событий, были совершены ради того, чтобы мы крепко усвоили, что по сути все на свете – чудо, и что каждого еврея в его «обычной» жизни постоянно и надежно ведет Рука Б-га.

В истории Пурима мы не видим каких-либо открытых чудес – явных нарушений законов природы. Б-г спланировал все необходимые этапы спасения «естественным» путем, так, чтобы в конечном итоге мозаика истории выстроилась благоприятным для евреев образом. Даже когда они грешили и наслаждались пиром Ахашвероша, Б-г уже осуществлял план по их спасению, организуя неповиновение царицы Вашти, ее казнь и замену на Эстер.

Но чем глубже мы анализируем «естественный» ход событий, тем больше мы видим постоянное участие Б-га в этой истории. Что позволяет нам углубить понимание Его постоянного Провидения (ашгаха пратит) в нашей повседневной жизни. Урок Пурима состоит в том, что даже в самые черные дни изгнания мы можем положиться на уверенность в Нем, если откроем для себя постоянное присутствие и участие Б-га в нашей жизни и осознаем, что живем в мире, которым управляет только Он.

Мудрецы учат, что «С наступлением месяца Адар умножают радость» (Таанит, 29а). Суть этой радости в том, что в рамках естественного хода жизни Б-г чудесным образом заботится о Своем народе. Одно осознание этого уже приносит радость. Чувство безопасности и уверенности, которое испытывает человек, осознав, что постоянно находится в надежных руках Б-га, помогает ему понять, что на самом деле все в жизни происходит на благо ему лично и всему еврейскому народу. В этом и заключается радость Пурима. В отличие от законов радости, которые надо соблюдать в другие праздники, чтобы максимально использовать их потенциал, в Пурим заповедь радоваться – это сама цель, то есть обретение положительного взгляда на жизнь и спокойствия путем осознания, что нашими жизнями и всем миром управляет Б-г. (Слово бе-симха (בשמחה) – «в радости» имеет те же буквы, что и слово махшава (מחשבה) – «мысль».) В Пурим радость создается не только особой праздничной атмосферой, но и сознанием того, что Б-г заботится о нас в «обычной», будничной жизни, протекающей по «законам природы».

С начала месяца Адар мы стараемся усилить эту радость и так приходим к завершению годового цикла. (Затем мы начинаем новый цикл в месяце Нисан, когда укрепляем нашу веру празднованием открытых чудес, которые пережили в Египте и во время Исхода. Затем, по пути к месяцу Адар, мы заново усваиваем, что и природа – тоже чудо, и так приходим к высшей радости Адара.)

Таким образом, радость Пурима – это не какой-то особый закон, а внутреннее чувство радости, основанное на вере, что Б-г управляет природой самым благоприятным для нас образом. Поэтому в Пурим можно и жениться, ибо эта радость не отвлечет от радости Пурима, от общей радости жизни с Б-гом. И законы траура тоже не расходятся с этой радостью, поскольку даже в трауре еврей должен продолжать осознавать участие Б-га в своей жизни.

Повествуя о нашем злейшем враге Амалеке, который атаковал нас в пустыне, когда мы были уязвимы, Тора (Дварим, 25:17-19) говорит, что он карха ба-дерех. Раши поясняет три значения слова карха:

  1. Охлаждение. Мудрецы поясняют это на примере: представьте себе горячую ванну, в которую никто не решался войти. А один упрямый глупец взял и прыгнул! Он обжегся, но «охладил» ее для других – теперь это перестало казаться невозможным. Аналогично, когда евреи вышли из Египта, все народы, наслышавшись об открытых чудесах при рассечении моря, слишком боялись начать войну. А Амалек посмел напасть, таким образом, охлаждая и страх других перед народом Б-га.
  2. Выражение нечистоты.
  3. Выражение случайности, то есть видимость, что ничто на свете не предопределено и не управляется Б-гом, а все зависит от случая.

Но можно объяснить все эти три значения, как одно. Стратегией Амалека было охлаждение нашей веры в Б-га, любви к Нему и трепета перед Ним. Поэтому амалекитяне провозгласили, что на самом деле все на свете случайно. Так они пытались подорвать нашу уверенность и понимание Б-жественного вдохновения и участия Б-га в нашей жизни (ашгаха пратит). Когда мы были вдохновлены увиденной Рукой Б-га, Амалек пришел и попытался подвергнуть все сомнению. Это лишило нас ясности и чувства радости и удовлетворения в служении Б-гу. Поэтому слово Амалек имеет такое же числовое значение (240), как и слово сафек – сомнение. Причиной его прихода стала фраза: «Есть ли среди нас Б-г, или нет Его?»

Талмуд (Брахот, 31а) повествует, что рав Амнуна пел на свадьбах: Вай лан де-митнин – «Горе нам, ибо умрем!» Казалось бы, несколько странная манера вести себя на свадьбе. Конечно, даже испытывая счастье, человек не должен радоваться сверх меры. Но такой возглас вроде бы был уже другой крайностью и омрачал веселье. Саба из Кельма («Даркей Мусар», стр. 149) поясняет, что на самом деле эти слова, если их усвоить, только помогут человеку обрести истинную радость. Человеку в жизни дается свобода выбора, часто с обилием возможных вариантов действия. Он может выбрать правильный путь, который даст ему жизнь и на этом свете, и в вечности, или, не дай Б-г, поддаться искушению (йецер а-ра) и в конечном итоге прийти к сомнениям по поводу истины. Недостаток убежденности и ясности направления создает возможность отклонения в сторону зла. И наоборот, чем лучше человек усваивает истинность своей конечной цели (он только временно посещает этот материальный мир), и чем четче определена его истинная цель, тем большей будет его радость. Ведь, сталкиваясь с необходимостью принимать важные решения, он будет больше уверен в том, какое направление лучше и быстрее приведет его к цели. Своей песней на свадьбах рав Амнуна стремился убедить людей отбросить все сомнения, правильно взглянуть на жизнь и тем обрести истинную радость стремления к поставленной цели. По словам мудрецов, «самая большая радость – это разрешение сомнений».

Мудрецы указали, что перед Пуримом мы должны исполнить заповедь, установленную Торой (де-орайта) – напомнить себе, что нам сделал Амалек чтением соответствующего отрывка из Торы. Помимо простой причины – Аман был потомком Амалека, это чтение служит напоминанием об обязанности стереть его память (его влияние) – теперь можно понять более глубокий смысл этого указания. Сегодня у нас нет возможности опознать амалекитян, чтобы их убить, и таким образом, мы можем лишь словесно напомнить об их преступлениях и поведении по отношению к нам после Исхода. Но на самом деле даже теперь против влияния Амалека можно и нужно бороться – истребляя его влияние среди нас самих. Для обретения истинной радости Пурима, мы должны сначала избавиться от идей и мыслей Амалека, которые подвергали сомнению нашу жизненную цель и подрывали нашу духовность. Это вливание тумы – духовной нечистоты отупляет чувство ясности и осознания цели. Избавляясь от этого, мы обретаем полное сознание присутствия и участия Б-га в нашей жизни и возможность продемонстрировать нашу любовь к Нему и радость всему его Провидению, участию и заботе. В этом и заключается высшая радость Пурима.

Такова была сама история Пурима. Будущее нашего народа представлялось просто ужасным. Царь Ахашверош, уверенный в мудрости своего советника Амана, дал добро на уничтожение евреев. Царица Вашти истязала еврейских женщин и заставляла их работать в Шаббат. Но все перевернулось – венаафох у (ונהפוך הוא). Или – перевернулось у. Это слово у означает также «тот», скрытое третье лицо, тогда как слово зе (זה) – «этот» – означает открытое третье лицо. Ахашверош думал, что Аман – его истинный друг, пока Эстер на пиру не раскрыла правду. Ахашверош спросил: «Ми у зе, ве-эй зе у», меняя местами эти два слова, зе и у, и подразумевая противоположность между тем, что представлялось ему до сих пор, и истиной, которая была скрыта. До этого казалось, что Аман представлял истину и ясность цели, а теперь Ахашверош осознал, что на самом деле их представлял Мордехай. Теперь Мордехай стал новым зе, а Аман – новым у.

Наша задача в Пурим – добиться такой степени ясности, что у превращается в зе. Откровение Б-га на море было ясностью зе, что евреи и выразили в Песне (Шира): «Это мой Б-г». В истории Пурима все было мрачным, пока не открылось, что Б-г «естественным» образом спасает Свой народ, то есть мы открыли, что у – это то самое зе, что мы видели на море. [Если в слове у (הוא) заменить последние две буквы, вав (числовое значение 6) и алеф (1) на букву заин (числовое значение 7, равное сумме тех двух), и поставить ее перед буквой эй, то получится зе (זה).]

Тора (Шмот, 17:16) описывает войну с Амалеком так: «рука [Амалека] посягает на Трон Б-га». Это значит, что Трон Б-га (кес – כס), не может быть цельным (кисе – כסא), а Его Имя (Ка – י—ה) не может быть полным, пока не будет полностью уничтожен Амалек. Слову кес недостает буквы алеф (כס-א), а слову Ка – букв вав и эй (чтобы было полное Четырехбуквенное Имя). Вместе эти недостающие буквы образуют слово у (הוא).

По словам Талмуда (Хулин, 139б), в Торе (Дварим, 31:18) содержится намек на Эстер (אסתר), во фразе Ве-Анохи астер астир (הסתר אסתיר) Панай – «А Я (Б-г) сокрою Свое лицо». Это описание наших изгнаний и утраты ясности. Но в Пурим наша задача – читать Мегилат Эстер и заново открывать Б-га в природе и естественном ходе событий. Виленский Гаон пишет, что Мегилат Эстер (מגילת אסתר) означает мегале а-эстер (מגלה ההסתר) – «открывает сокрытое». По той же причине в Мегиле не упомянуто Имя Б-га, ибо в том и состоит наша задача: венаафох у – перевернуть все те «естественные» и «случайные» обстоятельства, чтобы открыть стоящего за ними Б-га.

Рамбам (конец законов Пурима) утверждает, что, в отличие от других праздников, Пурим останется навсегда. Потому что Пурим символизирует нашу истинную связь с Б-гом и благодарность Ему, а этого у нас никому не отнять.

Когда наступает месяц Адар, и мы задумываемся о руководящей Руке Б-га в природе, эта дополнительная ясность цели усиливает нашу радость. Мы приходим к Пуриму, открыв все, что скрывается за материальным миром. Мы воспаряем над ангелами и достигаем уровня понимания, при котором мы в состоянии как бы указать на Него пальцем – вот Он, мой Б-г! – и, вдохновленные Его присутствием, петь Ему Песнь.

Перевод – рав М. Мучник

http://www.beerot.ru/?p=24744

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here