Корень праведности Рахав — Афтара главы Шлах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

4053
Рахав

В афтаре главы Шлах читается отрывок из книги Йеошуа (2:1-24).

«И как услышали мы, оробело наше сердце, и ни в ком не стало уже духу противостоять вам, ибо Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г на небе, вверху, и на земле, внизу» (Йеошуа, 2:11).

Окно, веревка и лен

Сказано в трактате Звахим (116б), что все важные министры и властители, которые посещали город Йерихо, обязательно «навещали» Рахав-блудницу. Когда народ Израиля вышел из Египта, Рахав исполнилось десять лет, и она начала заниматься блудом. Делала она это все сорок лет, пока евреи были в пустыне. Когда же народ Израиля вошел в Святую Землю, Рахав прошла гиюр, будучи в возрасте пятидесяти лет. Сказала Рахав: «В трех вещах я грешила, и поэтому прошу, чтобы грехи эти были прощены мне в заслугу трех вещей: окна, веревки и льна». По веревке, через окно, Рахав спустила двух еврейских разведчиков. А до этого скрыла их на крыше своего дома, накрыв сушившимися там стеблями льна.

После чудесного взятия Йерихо Рахав прошла гиюр и вышла замуж за Йеошуа бин Нуна. Говорится в трактате Мегила (14б), что среди потомков Йеошуа и Рахав были восемь пророков народа Израиля: Нерия, Барух, Срая, Мехасья, Ирмияу, Хилькия, Ханамель и Шалум. К этому списку также добавляют и пророчицу Хульду.

Тот факт, что Рахав спасла двух еврейских разведчиков, может объяснить, почему нужно было оставить в живых ее и ее семью. Но стать частью народа Израиля, и более того, выйти замуж за Йеошуа, величайшего ученика Моше, через которого Тора была передана следующим поколениям,  и создать такую славную династию!? В заслугу чего? Ведь это та Рахав, о которой сказано, что она была корнем нечистоты Йерихо, а по некоторым мнениям, еще и стояла во главе особой секты идолопоклонников.

Корень праведности Рахав

Сказано в «Мидраш Ялкут» (11:224): «Там, где народ Израиля осуждается, Рахав, в тех же случаях, восхваляют. О Рахав сказано: “Теперь же поклянитесь мне Г-сподом“ (Йеошуа, 2:12), в то же время об Израиле сказано: “Хотя и говорят они: “(как) жив Г-сподь!”, клянутся ложно” (Ирмияу, 5:2). О Рахав сказано: “…как я оказала вам милость, так и вы окажете милость дому отца моего и дадите мне верный знак”, а об Израиле сказано: “Друг над другом издеваются и правды не говорят; приучили язык свой говорить ложь, грешат до изнеможения…” (Ирмияу, 9:4)».

Рав Ланиадо из Арам-Цова удивляется сказанному в этом мидраше. Разве в приведенном стихе из книги Йеошуа говорится о достойном поведении Рахав? Ведь клятву дали и сдержали разведчики, а не Рахав. Также и «верный знак» не Рахав давала, а именно разведчики. Как же учит мидраш особую праведность Рахав из этих стихов?

Поясняет рав Ланиадо, что при всех своих страшных грехах, Рахав обладала очень важным качеством – правдивостью. Если бы в своей жизни она не придерживалась правды, то ни за что не стала бы полагаться на клятвы и знаки, данные ей разведчиками. Только человек, четко придерживающийся этой линии, может поверить в то, что и другой способен на подобное.

Возможно, это и было корнем праведности Рахав, позволившим ей полностью очиститься от прежней нечистоты.

Маарша (Санедрин, 92а) приводит интересный рассказ. Однажды заядлый вор пришел к праведнику за советом. Он раскаивался в своих преступлениях, но сомневался, по силам ли ему принять на себя соблюдение многочисленных запретов Торы. Предложил ему мудрец принять на себя лишь один запрет – никогда не лгать. Всего один запрет?! Это не выглядело столь сложным, и раскаявшийся вор с радостью принял на себя эту заповедь – отдаляться от лжи. Однажды, когда он вновь вышел на «промысел», по дороге встретил знакомого. Приятель спросил его, куда он направляется. Бывший вор хотел солгать, однако вспомнил о своем обете и рассказал всю правду приятелю. То же произошло и с еще одним знакомым. И тут он поймал себя на мысли, что те двое могут свидетельствовать против него, и понял, что сегодня ему воровать не стоит. Так происходило с ним и дальше, пока он не оставил полностью свое прежнее ремесло и стал жить честно.

Правдивость привела к исправлению не только того вора, но и Рахав, потому что это один из важнейших принципов, необходимых для выполнения заповедей Торы.

Царящий над землей и небом

Говорится в мидраше «Дварим Раба»: «Нааман, превознося Всевышнего, воцарил его на земле, как сказано: “И пришел (Нааман), и стал пред ним, и сказал: вот, узнал я, что нет Б-га на всей земле, а только у Израиля; а теперь прошу, прими дар от раба твоего” (Млахим 2, 5:15). Рахав, превознося Всевышнего, восхваляла Его как Г-спода, что над землей и небом, как сказано: “И как услышали мы, оробело наше сердце, и ни в ком не стало уже духу противостоять вам, ибо Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г на небе, вверху, и на земле, внизу” (Йеошуа 2:11). Моше говорил о Всевышнем, как о Властелине земли и неба и всей вселенной, как сказано: “Познай же ныне и восприми сердцем твоим, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу, и нет другого” (Дварим 4:39).

Сказал Всевышний Рахав: “Ты говорила обо Мне, как о Б-ге, что правит над всей землей и над небесами. На земле ты могла видеть Мои деяния, но разве могла ты знать, что Я правлю и на небесах? За то, что ты проявила веру, сказав о том, чего глаза твои не могли видеть, Я дам тебе потомка, который будет видеть такие видения, которых не видели глаза других пророков”.

Сказал раби Ицхак: “Почему истина удаляется из нашего мира? Потому что люди врут, и этим изгоняют правду, а Всевышний поступает с нами в точности так же, как поступаем мы сами”». Ложь первых разведчиков стало причиной того, что вхождение в Землю Израиля задержалось на сорок лет. Исправлением того греха была приверженность разведчиков, пришедших в Йерихо и Рахав, истине, без которой обретение Святой Земли было невозможно».


http://www.beerot.ru/?p=15599