Свобода от египетского колдовства

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

511
колдовства

Мы читаем в недельной главе Итро, что на горе Синай Всевышний открылся еврейскому народу десятью речениями. Поговорим о самом первом из них. Всевышний сказал: «Я — Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Шмот, 20:2). Удивительно здесь то, что главное деяние, которым Всевышний определяет Себя перед нашим народом, это вывод евреев из Египта.

В начале книги «Клах Питхей Хохма» («138 врат мудрости») Рамхаль объясняет, в чем состояла главная ошибка философов народов мира, которые не отрицали существования единого Творца.

Они считали, что с момента создания мир существует независимо от воли Всевышнего. Рамхаль же подчеркивает, что Первопричина сотворения мира является также и источником постоянной поддержки его существования. И поэтому Он и только Он правит миром. Это то, что выражается словами: «Всевышний правит, Всевышний правил, Всевышний будет править всегда». Материальные и духовные плоды человеческого труда продолжают существовать после их создания, — даже тогда, когда их создатель уже покинул этот мир. Однако творения Всевышнего не существуют без Его воли и без Его постоянной поддержки. У созданного Им мира нет возможности выйти за рамки установленного Всевышним выбора между добром и злом. В итоге, несмотря на свободу выбора, замысел Творца (принести совершенное добро творениям) полностью осуществился. Именно этот аспект существования мира ярко проявился при исходе из Египта.

Наши мудрецы говорили, что из Египта не мог сбежать ни один раб. Что это значит? Страна была окружена колючей проволокой? В древнем Египте эта охрана осуществлялась силами колдовства, которыми очень хорошо владели египтяне. В ответ на казни жрецы по приказу фараона продемонстрировали свои магические способности. До тех пор, пока египтяне не увидели руку Всевышнего в казни вшами, это все выглядело в их глазах, как своего рода противостояние колдунов, и не более того.

Суть понятия кшофим (колдовства) я хочу объяснить на основе известной гемары в трактате Хулин.

Там цитируется стих «Нет (ничего), кроме Него (помимо Его воли)» (Дварим, 4:35). Далее гемара приводит слова раби Ханины о том, что это относится даже к силам колдовства. То есть они могут существовать и действовать, только когда есть на это воля Всевышнего. После этого следует рассказ о том, что раби Ханина сказал женщине, хотевшей использовать дорожную пыль из-под его ног для колдовства против него, что она ничего не сможет сделать, поскольку нет ничего помимо воли Всевышнего. Раби Йоханан говорит на это: «Почему (колдовство) называется кшофим? Потому, что эти силы макхишим (как бы отрицают) свиту Небес (т. е. силы Б-жественного правления, объединенные волей Творца и Властелина мира)». То есть раби Ханине следовало бы с ними считаться. Дело в том, что кшофим – это сверхъестественные силы скверны. И видя результаты их деятельности, человек может подумать, что в мире есть власть, противостоящая власти Творца. Гемара отвечает на это, что раби Ханина отличался своими заслугами перед Всевышним, в силу которых он был неуязвим для колдунов (Хулин, 7б). Рав Хаим из Воложина объясняет, что даже человек, не находящийся в целом на уровне раби Ханины (однако, полноценно верующий и всецело полагающийся на Творца), неуязвим для сил скверны. Другими словами, каким-либо силам, помимо Всевышнего, дается власть над человеком настолько, насколько он в своем сознании их этой властью наделяет.

Египет являлся местом особой концентрации кшофим, отрицающих Б-жественное правление.

Именно при выходе евреев оттуда раскрылся смысл того, о чем говорил раби Ханина. Вся видимость власти сил зла в этот момент была Всевышним разрушена. Таким образом, стало ясно, что какие-либо силы в мире способны противостоять Всевышнему лишь постольку, поскольку Он сам дает им такую возможность. Однако они становятся бессильны тогда, когда Он их этой возможности лишает. Это подробно объясняет Рамхаль в своей книге «Даат Твунот».

Один из аспектов всесилия Творца раскрывается в конце недельной главы Ваэра, где описывается одна из десяти казней — град. Она побудила фараона признать свою вину и просить Моше и Аарона помолиться Всевышнему о прекращении казни: «И вышел Моше от фараона из города, и воздел свои руки к Г-споду, и прекратились громы, и град, и дождь не изливался на землю». Объясняет Раши: «Даже те (дождь и град), которые были (уже) в воздухе, не достигали земли» (Шмот, 9:33, Раши там). Здесь проявился очень важный аспект всесилия Всевышнего. Человек не способен остановить выпущенную стрелу, однако Творец может остановить свои «стрелы».

Говорят наши мудрецы, что одним из важнейших качеств египетских казней было то, что они останавливались после молитв Моше рабейну, обращенных к Творцу. Таким образом, уроком для фараона, а также для еврейского народа, были не только казни, но и способ их прекращения. Это само по себе было свидетельством того, что Всевышний правит всем в созданном Им мире. Ведь в основе египетской скверны лежали верования о том, что Всевышний после сотворения материального и духовного миров оставил их в полном распоряжении созданных Им сил, в частности, фараона и его жрецов. И до казней и выхода нашего народа из Египта все течение жизни в царстве фараона вроде бы подтверждало эту теорию.

Именно в этом месте торжества сил скверны (как бы отрицающих безграничность власти Творца) Всевышний раскрыл фараону, его подданным и еврейскому народу великую истину: Он не только Творец, но и единственный Властелин над всем сотворенным.

Это и есть объяснение первого речения: «Я — Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Именно во время исхода Всевышний раскрылся как единственный и постоянный Властелин мира, способный останавливать в полете выпущенные им «стрелы» града.

Это качество Творец продемонстрировал и при разрушении Сдома. Сказано в недельной главе Ваера (Берешит, 19:24): «И Г-сподь дождем обрушил на Сдом и на Амору серу и огонь, от Г-спода, с небес». Объясняет Раши: «Дождем обрушил на Сдом на рассвете, как сказано: “как только заря взошла”, (a это есть) время, когда луна стоит на небе вместе с солнцем. Поскольку часть (жителей города) поклонялась солнцу, а часть — луне, то Святой, благословен Он, сказал: “Если Я взыщу с них днем, то поклоняющиеся луне скажут: будь это ночью, когда властвует луна, разрушение нас не коснулось бы. А если взыщу с них ночью, поклоняющиеся солнцу скажут: будь это днем, когда властвует солнце, разрушение нас нe коснулось бы”. Поэтому написано: “как только заря взошла” — взыскал с них тогда, когда солнце и луна (вместе) властвуют».

Сказано в трактате Макот, что пророк Хавакук установил всю Тору на единую основу, выраженную словами: «Праведник верою своей будет жить» (Макот, 24а). Истинная жизнь – это связь с Творцом. Когда человек живет в этом мире с верой в то, что все происходящее, как хорошее, так и плохое, является проявлением воли Творца, что все сотворенные Им силы (сами по себе) не могут сделать ничего (ни хорошего, ни плохого), — то эти силы не смогут влиять на него. В жизни такого человека — «мера за меру» — раскроется Единство Творца. Это — величайший урок и важнейший совет, как избежать влияний и зависимостей.

Хотя мы, безусловно, не находимся на уровне постоянной и цельной веры, работать над собой и укрепляться в этом просто необходимо!

Двадцать восемь лет назад, накануне окончания американского ультиматума Ираку, многие боялись, что в ответ на американскую атаку Саддам Хуссейн обстреляет Израиль ракетами с химическими и бактериологическими зарядами. Это было нелегкое время. Иностранные авиакомпании отменяли свои рейсы в Израиль. Многие тогда покинули Израиль. Я тогда учился в ешиве Мир в хевруте с человеком, зарабатывающим на жизнь строительными подрядами. В разговоре он коснулся своих строительных планов, оговорившись при этом: «…если Саддам Хусейн нам ничего не устроит». Мне это высказывание не понравилось. Разве мы живем по прихоти Саддама Хусейна? Мальбим по этому поводу пишет страшную вещь: когда человек в своем сознании ставит себя в зависимость от земных сил, он на самом деле попадает в зависимость. Ведь Всевышний управляет миром по принципу «мера за меру». Человеку, знающему, что он зависит только от Творца, Он дает все, что необходимо. Тот же, кто считает, что он зависит от прихоти начальника или курса акций на бирже, действительно попадает в зависимость от этих факторов.

Мне уже приходилось рассказывать историю моего соседа, американского еврея. У его деда в Нью Йорке в шаббат сгорел незастрахованный магазин, а он пел и танцевал — не потому, что с ума сошел, а потому, что с ним осталось его главное достояние — Всевышний. Нам нужно научиться изжить из себя ту важность, которую мы уделяем нашему имуществу и другим материальным вещам. Нам нужно освободиться от зависимости от них, жить по воле Всевышнего. Это можно сделать следующим образом. С нами постоянно происходят какие-то события, которые нам не очень нравятся. Есть замечательные слова раби Акивы о том, что все, сделанное Всевышним — к добру. Величайшим достоинством еврейских мудрецов и праведников всегда была жизнь в соответствии с этими словами. Нам, безусловно, далеко до этих святых людей. Однако после того, как эти слова были записаны в Талмуде и стали частью устной Торы, мы можем, углубляясь в них, получить какую-то связь с тем уровнем, на котором эти люди находились, и учиться этому. Всевозможные «пожары», случающиеся в нашей жизни, мы должны уметь использовать для того, чтобы лишний раз напомнить себе, что все — от Всевышнего, и все — к лучшему. Тем самым мы постепенно сможем выйти из своего внутреннего «Египта» и разрушить в себе оковы всевозможных зависимостей. Очень подходящим для этого является время, когда мы читаем недельные главы Торы о выходе из Египта. Дай нам Б-г извлечь эти уроки из Торы и постараться жить с ними.

Подготовил: рав Цви Маламуд

http://www.beerot.ru/?p=44934

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here