Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления полотнищ. Работы «прясть», «натягивать нити», «ткать», «распускать»

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1171

Продолжение (начало здесь)

(16) Работа «прясть»

Следующая основная работа (ав мелаха) – «прясть» (טּוֹוֶה – тове). Эта работа заключается в изготовлении шерстяных, льняных или хлопчатобумажных нитей – как вручную, так и с помощью веретена или на прядильном станке (Рамбам, «Шаббат», 9:15; «Хаей Адам», 25:1; «Мишна Брура», 344:11:2).

При изготовлении Шатра Откровения пряли шерстяные нити, чтобы ткать полотнища для Шатра («Мишнат а-Шаббат», 21).

Минимальным размером нити, за прядение которой нарушитель ответственен по закону Торы, является длина в четыре тефаха («ладони») (Рамбам, «Шаббат», 9:15; «Хаей Адам», 25:1). Но и делать нити меньшей длины тоже запрещено из Торы, однако в таком случае нарушитель не должен приносить грехоочистительную жертву хатат («Мишнат а-Шаббат», 21).

Производной работой (толада) от основной тове является сплетение двух или более нитей в одну более толстую («Хаей Адам», 25:1; «Мишна Брура», 344:11, 2). И если распустилась нить-цицит на талите, запрещено ее снова скручивать («Мишнат а-Шаббат», 21, с. 166-167).

Производной работой от тове является также изготовление войлока (Рамбам, «Шаббат», 9:15; «Хаей Адам», 25:1). Но, по мнению Раавада, при изготовлении войлока совершается другая работа – боне («строить»; см. далее).

Мудрецы запретили заплетать в пряди шерсть на живом животном (например, на козе или овце) (Рамбам, «Шаббат», 9:7; «Мишна Брура», 340:5, 3, «Шаар а-Циюн», 12; «Мишнат а-Шаббат», 21).

(17) Работа «натягивать продольные нити»

Принцип ткачества – в переплетении продольных и поперечных нитей, которые вместе образуют готовую ткань.

Этот процесс совершается на ткацком станке. Старинный ткацкий станок (נול – нуль) представлял собой деревянную основу, подобную столу на четырех ножках, но без столешницы. С двух торцов стола закрепляли два деревянных валика: один на другом конце от ткача, а второй – прямо рядом с ним. На дальний валик, который называется в Танахе менор (Шмуэль 1, 17:7, «Мецудат Цион»), наматывали продольные нити (שתי – шти), а на ближний к ткачу наматывается уже готовая ткань.

Первый этап работы заключается в том, что продольные нити с дальнего валика расправляют и натягивают до ближнего к ткачу валика. При этом нити располагают с небольшими интервалами между ними.

Продольные нити, натянутые на валики ткацкого станка, называли מסכת (масехет), а работу, связанную с их натягиванием, – מֵּסֵךְ (мейсех – «натягивает продольные нити»). Это основная работа – ав мелаха (Рамбам, «Шаббат», 9:17-18; «Тиферет Исраэль»).

Нарушитель ответственен по закону Торы, если ширина натянутых им на валики продольных нитей достигает как минимум «двух пальцев» (около 4 см) (Рамбам, «Шаббат», 9:18; «Мишнат а-Шаббат», 22).

При изготовлении Шатра Откровения натягивали шерстяные нити, чтобы ткать полотнища для Шатра («Мишнат а-Шаббат», 22).

В Талмуде названа также производная работа (толада) от мейсех – шовет («ударять палкой») (Шаббат, 75б, Раши). В случае необходимости ткач ударял палкой (бе-шевет)по натянутым на станке нитям, чтобы расправить их и отделить друг от друга (Рамбам, «Шаббат», 9:17-18; «Хаей Адам», 25:4-5).

(18) Работа «делать две петли»

Следующая работа – «делает две петли» (עוֹשֶׂה שְׁנֵי בָתֵּי נִירִין – осе шней батей нирин).

С двух сторон ткацкого станка установлены два блока с перемычками, на которых закреплены две деревянные рамы. Внутри каждой из рам натянуты веревки, подобно струнам (нирин) – по числу приготовленных на станке продольных нитей. В середине каждой «струны» сделана небольшая петля или вдето кольцо – эти петли или кольца называют «батей нирин».

Все продольные нити продевают в батей нирин: четные – в кольца одной из рам, а нечетные – другой («Тиферет Исраэль», 18).

Рамбам указывает, что работа «делать две петли» заключена в изготовлении самих «батей нирин» – т.е. петель или колец на струнах, в которые затем уже вставляются продольные нити («Шаббат», 9:16; см. «Тосафот Рид», Шаббат, 73а). Поэтому в своем перечне 39 запрещенных работ он сначала называет осе шней батей нирин («делать две петли»), а потом уже – мейсех («натягивать продольные нити») (Рамбам, «Шаббат», 7:1, 9:16-17). Очевидно, он понимал, что сначала готовили веревки и петли на рамах, а потом уже натягивали продольные нити от дальнего валика к ближнему, сразу же продевая их в эти петли.

Производной работой от основной «осе шней батей нирин» (т.е. от изготовления петель) является изготовление корзин, а также решета или сита (Рамбам, «Шаббат», 9:16; «Хаей Адам», «Шаббат», 25:3; «Мишна Брура», 344:11, 3).

При изготовлении Шатра Откровения делали петли в рамах (а затем продевали в них продольные нити) для того, чтобы ткать полотнища для Шатра («Мишнат а-Шаббат»,23).

Минимальное количество петель, за создание которых нарушитель ответственен по закону Торы, указано в самой мишне: «делают две петли» (там же).

Раши объясняет работу «осе шней батей нирин» несколько иначе: это продевание двух продольных нитей в две петли (Раши, Шаббат, 73а и 105а).

(19) Работа «ткать»

Работа «ткать» (אוֹרֵג – орег) заключается в изготовлении ткани путем переплетения продольных и поперечных нитей (Рамбам, «Шаббат», 9:17).

При изготовлении Шатра Откровения ткали полотнища и завесы для Шатра, а также одежду для коэнов (Шаббат, 96б; «Мишнат а-Шаббат», 24).

Минимальное количество ткани, за создание которой нарушитель ответственен по закону Торы, указано в самой этой мишне: «ткет две нити». Имеется в виду, что ткач дважды проводит поперечную нить между продольными – один раз справа налево, а другой – слева направо. Получаются два ряда ткани (Шаббат, 105а; «Мишнат а-Шаббат», 24).

Это и есть основная работа (ав мелаха) – «ткет две нити» (אוֹרֵג שְׁנֵי חוּטִין – орег шней хутин) (Рамбам, «Шаббат», 9:17-18).

Как уже упоминалось, продольные нити (שתי – шти) закрепляли в рамах ткацкого станка – в одной все четные нити, а в другой – нечетные (см. выше – коммент. 20-21). А поперечная нить (ערב – эрев) была намотана на небольшой валик («челнок» – бухъяр), который находился в руках ткача (Шаббат, 96б).

Сначала с помощью деревянной педали или рукой (в зависимости от конструкции станка) ткач поднимал раму с четными продольными нитями над второй рамой и в образовавшемся между ними интервале проводил поперечную нить справа налево, под прямым углом к продольным нитям. При этом он перебрасывал челнок из правой руки в левую (или работник, стоящий справа от станка, перебрасывал стоящему слева). В результате этой работы в первом образовавшемся ряду ткани все четные продольные нити оказывались над поперечной, а нечетные – под ней.

Второй ряд делали в противоположном направлении – слева направо. Ткач поднимал раму с нечетными продольными нитями и в образовавшемся интервале проводил поперечную нить, передавая челнок из левой руки в правую. Получался второй ряд ткани, в котором теперь уже нечетные нити оказывались над поперечной, а четные – внизу («Мишнат а-Шаббат», с. 168-169).

Производной работой (толада) от основной «ткать» является переплетение нескольких нитей в одну, более толстую. Но некоторые законоучители считают, что при этом совершается не работа «ткать», а другая работа – «прясть» («Хаей Адам», 25:1; «Мишнат а-Шаббат», 24).

К работе «ткать» относятся также различные виды плетения – например, плетенье корзин из веток (РашиШаббат, 74б; «Хаей Адам», 25:6; «Кицур Алахот Шаббат», 23:1). Запрещено плести циновку или плетенку из древесных волокон («Зихру Торат Моше»,28), а также переплетать стебли растений или солому. Запрещено вязать из шерсти и сплетать проволоку («Суббота, праздники, будни», гл. 20, п. 19).

Производной работой от орег является также переплетение срезанных волос (если оно продержится в течение долгого времени). А мудрецы запретили переплетать срезанные волосы даже в том случае, если это переплетение неустойчиво, и волосы скоро вновь расплетутся. Поэтому в Шаббат запрещено заплетать парик. Но заплетать волосы на голове, например, в косу, мудрецы запретили по иной причине: это похоже на другую запрещенную работу – бонэ, «строить» («Мишна Брура», 303:82).

(20) Работа «распускать»

Работа «распускать две нити» (פּוֹצֵעַ שְׁנֵי חוּטִין – поцеа шней хутин) заключена в выдергивании поперечной или продольной нити из ткани, чтобы исправить неудачное (например, чересчур толстое) переплетение. Это основная работа – ав мелаха (Раши, Шаббат, 73а; «Хаей Адам», 25:7; р. Овадья из Бартануры, Шаббат, 7:2).

Минимальное количество нитей, за распускание которых нарушитель ответственен по закону Торы, указано в самой этой мишне: «две нити» («Мишнат а-Шаббат», 25).

При изготовлении Шатра Откровения распускали нити, чтобы исправить ткань для полотнищ (Раши, Шаббат, 73а).

Производная работа (толада) – распускать заплетенное, чтобы поправить (Рамбам, «Шаббат», 9:20). Запрещено расплетать толстую нить на несколько тонких, из которых она была сплетена («Мишнат а-Шаббат», 25).

А мудрецы запретили распускать косу или завивку на парике, так как это похоже на производную работу от основной «распускать» («Шаар а-Циюн», 303:71).

Некоторые законоучители считают, что запрещено рвать вату, так как при этом тоже совершается работа поцеа («Менуха Нехона», «а-Поцеа»). Хотя другие оспаривают это мнение, в плоскости практического выполнения закона в Шаббат вату не рвут («Шмират Шаббат ке-Илхата», 35:19/48/; «Орхот Шаббат», 11:20/31/).


http://www.beerot.ru/?p=30121