Законы лечения в Шаббат и праздники — законы, связанные с опасностью

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник | версия для печати версия для печати
связанные с опасностью
От редакции. Все законы, приведенные в этой статье, относятся только к лечению евреев. Законы лечения неевреев отличаются (например, наши мудрецы запретили лечиться евреям, но не неевреям). Поэтому тот, кого касаются вопросы лечения неевреев, должен отдельно проконсультироваться с компетентным раввином.

 Дополнительные законы, связанные с опасностью

Животные, представляющие опасность

В субботу разрешено умерщвлять животных, которые представляют опасность для жизни человека: бешеную собаку, змею, желтого скорпиона. В месте, где находятся люди, чувствительные к укусам пчел или ос, разрешено умертвлять пчел и ос. Любого представителя животного мира, который является переносчиком опасного заболевания, разрешено умертвить в субботу. Умерщвлять животных, представляющих опасность для жизни, разрешено, даже если они находятся на большом расстоянии от человека и даже если они убегают. Разрешено в субботу специально выискивать таких животных, чтобы их истреблять («Шулхан Арух», там же, 316:10, «Мишна Брура» там же).

Животных, которые не представляют угрозу для жизни человека, но их укусы вызывают сильные физические страдания, разрешено отлавливать, чтобы предотвратить страдания, вызванные их укусами. Если невозможно их отловить, разрешено умертвить таким образом, чтобы со стороны казалось, что человек сделал это будто бы непреднамеренно. В случае, когда такое животное преследует человека и его невозможно отловить или обезвредить другим способом, его разрешено умертвить («Мишна Брура», там же, 27 и 48).

Представителей животного мира, укусы которых не доставляют особенно сильных страданий, запрещено умерщвлять и ловить, а разрешено только отгонять. Но если насекомое, которое может ужалить, уже находится на теле человека и его невозможно отогнать, не прикасаясь к нему руками, разрешено его аккуратно устранить рукой, при этом, стараясь его не умертвить.

Животное, которое очень раздражает людей, но не причиняет боли, запрещено брать в руки, даже если оно уже находится на теле человека. Муравьев и других насекомых, которые двигаются настолько медленно, что не представляет труда поймать их, не запрещено ловить в Шаббат. Поэтому разрешено аккуратно замести их на совок и выбросить, стараясь при этом их не умертвить. Хотя любое животное в Шаббат является мукцэ – предметом, который специальным постановлением мудрецов запрещено перемещать, тем не менее, считаясь с чувствами людей, у которых некоторые виды насекомых вызывают неприязнь, в данной ситуации мудрецы разрешили их переносить, чтобы отдалить их от местопребывания людей.

До наступления Шаббата разрешено разложить яд для умерщвления грызунов и насекомых, включить электроприбор для истребления комаров, поставить капкан или установить мышеловку. В субботу разрешено на некотором расстоянии от животного положить средство, которое может его отогнать от места, где присутствуют люди. В субботу разрешено также распылять средство для истребления вредителей, оставляя при этом окна открытыми и не направляя пульверизатор напрямую на животных, чтобы не совершить явное умерщвление животного.

Разрешено нанести на тело человека жидкость, отпугивающую насекомых, но пользоваться для этого мазями и кремами в субботу запрещено.

Предметы, представляющие опасность

Любой предмет, который представляет угрозу для жизни человека, необходимо как можно быстрее обезвредить, даже если для этого необходимо прибегнуть к действиям, запрещенным в субботу Торой. Предмет, который не представляет угрозу для жизни, но из-за которого люди могут удариться, обжечься или споткнуться, разрешено переместить в безопасное место, даже если для этого придется нарушить запрет мукцэ. Так, например, разрешено убрать в безопасное место осколки, горячие угли или гвозди, которые находятся в месте, где человек может из-за них пострадать.

Для того чтобы обезвредить предмет, представляющий угрозу пораниться более чем для двух человек, разрешено не только нарушить запрет мукцэ, но и совершить любые другие действия, запрещенные в Шаббат мудрецами. Поэтому предметы, от которых может пострадать более чем два человека, разрешено переносить даже в таком месте, где, согласно постановлению мудрецов (но не Торой!), перемещение предметов запрещено.

Когда в целях предотвращения опасности для жизни или здоровья людей разрешено совершать действия, запрещенные в Шаббат, желательно это делать измененным способом при условии, что это не повлияет на эффективность спасения.

Человек, заметивший в субботу подозрительный предмет, который может оказаться взрывоопасным (должны быть обоснованные причины опасаться этого), должен срочно вызвать силы безопасности, так как жизнь людей находится под угрозой («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, там же, 329:6; «Мишна Брура», там же, 16; «Циц Элиэзер», 4:4).

Гололед

Разрешено посыпать солью или песком скользкие места, образовавшиеся из-за оледенения или пролившегося масла. Если для предотвращения гололеда необходимо убрать снег, разрешено это сделать в Шаббат вручную, при условии, что не говорится о месте, в котором запрещено Торой переносить предметы и при условии, что снег лежит на утоптанном грунте или на асфальте. И все же желательно попросить нееврея очистить снег, и в этом случае разрешено убирать снег даже в таком месте, где перенос предметов в субботу запрещен Торой.

Пожары

Пожар, который может представлять угрозу для жизни людей, необходимо срочно тушить, даже если для этого придется совершать запрещенные в субботу Торой действия. Подобно тому, как это приводилось ранее в отношении спасения опасно больных, следует по мере возможности уменьшать нарушение субботы, если это не отразится негативно на эффективности спасения жизни («Менуха Нахона» от имени Хазон Иша).

Даже если в доме, в котором начался пожар, нет жильцов, но он находится в непосредственной близости к другим жилым зданиям, на которые может перекинуться пламя, разрешено предпринимать все необходимое для его скорейшей ликвидации («Хут Шани», 2, 35:3).

Разрешено затушить загоревшиеся колючки или тлеющие угли, если есть вероятность того, что люди могут получить ожег, и это невозможно предотвратить, не прибегая к нарушению Шаббата. Вызывать пожарную команду разрешено только в случае, если может возникнуть опасность для жизни людей.

Если пожар явно не представляет угрозу ни для жизни, ни для здоровья людей, запрещено предпринимать какие бы то ни было запрещенные в Шаббат действия по тушению пожара. Существуют специальные законы о том, что разрешено в Шаббат выносить из горящего здания ради спасения имущества. Эти ограничения были приняты мудрецами для того, чтобы в порыве спасения своего имущества, человек не забыл о законах субботы и не стал тушить пожар («Шулхан Арух», там же, 329; «Мишна Брура», там же).

Горящую свечу, которая упала в такое место, где она может вызвать пожар, разрешено аккуратно, стараясь не погасить пламя, перенести в безопасное место. Если свеча упала на стол, то следует приподнять стол и аккуратно стряхнуть свечу на пол. Свечу, которая упала на пол, разрешено переместить ногой в то место, где не может возникнуть опасность пожара. Искру, упавшую на скатерть или другую поверхность, которая может загореться, разрешено стряхнуть обычным способом.

Воры, грабители и террористы

Несмотря на то, что цель воров и грабителей – завладеть материальными ценностями других людей, тем ни менее они могут представлять угрозу для жизни людей: постараться ликвидировать нежелательных свидетелей преступления или покуситься на жизнь хозяев, вставших на защиту своего имущества. Поэтому, даже если есть ничтожная вероятность того, что воры или грабители могут угрожать жизни человека, необходимо вызвать полицию и предпринять другие меры по обеспечению безопасности – своей и окружающих, даже если при этом придется совершать действия, запрещенные в субботу Торой. Это верно и в случае ссоры, которая может перейти в драку, опасную для жизни людей («Шулхан Арух», там же, 329:6-7; «Мишна Брура», там же, 17; «Циц Элиэзер», 4:4).

Человек, заметивший в субботу подозрительных личностей, которые могут оказаться террористами, должен срочно вызвать силы безопасности, так как существует вероятность того, что жизнь людей находится под угрозой («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, там же; «Мишна Брура», там же, 16; «Циц Элиэзер», там же).

Охрана безопасности людей, как от внешних, так и от внутренних врагов, является великой заповедью. В целях защиты, когда есть вероятность того, что их жизнь находится под угрозой, армии и полиции разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены в субботу Торой.

Маленький ребенок

Поскольку в случае, если маленький ребенок потерялся, оказался запертым в каком-либо помещении или упал в яму, стресс от страха может привести к летальному исходу, разрешено совершать запрещенные в Шаббат Торой действия по его спасению («Мишна Брура», там же, 328:38).

Риск потери дееспособности какого-либо органа

В случае, когда жизни человека не угрожает опасность, но есть вероятность потери одного из органов либо нарушения его нормального функционирования, разрешены любые действия по спасению этого органа, если их будет совершать нееврей, а если это запреты мудрецов, то и еврей («Шулхан Арух», там же, 328:17).

Продолжение следует

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий