Законы лечения в Шаббат и праздники — лежачие больные, беременные, кормящие и другие случаи

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник | версия для печати версия для печати
лежачие больные
От редакции. Все законы, приведенные в этой статье, относятся только к лечению евреев. Законы лечения неевреев отличаются (например, наши мудрецы запретили лечиться евреям, но не неевреям). Поэтому тот, кого касаются вопросы лечения неевреев, должен отдельно проконсультироваться с компетентным раввином.

Лежачие больные

Для лечения человека, который настолько болен, что ему либо необходим постельный режим (даже если он по какой-либо причине не лежит в кровати), либо у него болит все тело, но болезнь которого не представляет опасность для жизни, разрешено попросить нееврея совершать любые действия. Еврей для такого больного, в случае необходимости, может сделать измененным способом только то, что запретили в субботу мудрецы. Так, в случае, когда перенос предметов запрещен мудрецами, а не Торой, еврей может доставить больному лекарства и медикаменты измененным способом, например, положив их под головной убор или в носок («Шулхан Арух», там же). Для нужд такого больного при необходимости разрешено переносить мукце измененным способом («Мишна Брура», там же, 58). Воспользоваться телефоном, чтобы вызвать врача к такому больному, отвезти такого больного в больницу, наложить ему гипс, сделать снимки, выписать для него рецепт еврею запрещено. При необходимости разрешено попросить все это сделать нееврея.

Лежачему больному, в случае необходимости, разрешено сделать внутримышечный или подкожный укол. Внутривенный укол, для осуществления которого предварительно необходимость извлечь из вены небольшой объем крови, разрешено сделать в субботу, только если попросить об этом нееврея. Соединить составные части шприца и разбить капсулу с лекарством в случае, когда речь идет о лежачем больном, разрешено. Когда говорится о лежачем больном, в вену которого до Шаббата уже установлена игла, разрешено в Шаббат к этой игле присоединить капельницу для того, чтобы через нее вводить в организм лекарственные препараты.

Любому человеку, как бы плохо он себя ни чувствовал, и как бы голоден он ни был, если его жизни не угрожает опасность, нет разрешения есть некошерную пищу, даже такую, которая запрещена постановлением мудрецов. Когда речь идет о лежачем больном, которому необходим прием пищи, а готовой кошерной еды в наличии не имеется, разрешено попросить нееврея приготовить для такого больного кошерную еду.

Если в Шаббат нееврей сварил еду или вскипятил воду для больного, здоровому человеку запрещено это есть и пить (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же, 318:2). Но если нееврей включил свет для больного, разрешено и здоровым людям пользоваться этим светом («Шулхан Арух», там же, 318:2; «Мишна Брура», там же, 9). Подобно этому если для опасного больного вынуждены были открыть холодильник, в котором не отключили до Шаббата подсветку, разрешено здоровым людям достать для себя находящиеся в нем продукты питания, хотя для них самих открывать в Шаббат холодильник с работающей подсветкой было бы запрещено. После того, как опасного больного в целях спасения доставили в Шаббат в больницу, сопровождающим его лицам разрешено проведать находящихся там родственников или знакомых.

Все приведенные выше послабления для лежачих больных действуют только в случае необходимости. Если действия, запрещенные в Шаббат, не требует срочности исполнения, к ним запрещено прибегать до исхода субботы («Мишна Брура», там же, 46).

Дети до возраста трех-четырех лет имеют статус лежачего больного. Поэтому, в случае необходимости, разрешено совершать для них все те действия, которые разрешено совершать для лежачего больного. Если маленький ребенок боится темноты, разрешено попросить нееврея зажечь свет. Если ребенку холодно, разрешено попросить нееврея включить обогревательный прибор (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же, 328:17, 376:1; «Мишна Брура», 376:6; «Меламед Леоиль»). Если ребенок голоден, и ему ничего дать поесть, то если ему еще не исполнилось девять лет, разрешено попросить нееврея приготовить для него еду («Минхат Ицхак», 1:78).

Пожилой человек считается больным, только если он особо ослаблен, и в каждом конкретном случае необходимо выяснить его статус («Орхот Шаббат», 20, примечание 163 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

В случае если человеку, даже если он абсолютно здоров, очень холодно, и невозможно согреться одеялами и теплой одеждой, разрешено попросить нееврея включить отопление, так как страдания, вызванные холодом, приравниваются к состоянию лежачего больного («Шулхан Арух», там же, 276:5; «Мишна Брура», там же, 44).

Беременные женщины и кормящие матери

Беременной женщине разрешено в Шаббат принимать витамины и любые лекарства, связанные с беременностью («Ашрей а-Иш», «Орах Хаим», 2, 37:27).

Кормящей матери, которая испытывает страдания из-за избытка молока, разрешено сцедить его руками или механическими приспособлением для сцеживания молока. Сцеженное молоко должно сразу попадать в такое место, где оно будет непригодно для пользования: в раковину, в емкость с веществом, портящим вкус молока и тому подобное. В ситуации, когда женщина знает, что если она вовремя не сцедит молоко, она может его потерять, ей разрешено сцедиться, чтобы стимулировать приход нового молока. В этом случае также необходимо, чтобы сцеженное молоко сразу попадало в такое место, где оно становиться непригодным для использования («Шмират Шаббат ке-Илхата», 36, примечание 65 от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Если грудной ребенок не может есть материнское молоко естественным образом, разрешено сцедить молоко измененным способом с тем, чтобы покормить ребенка из ложки или из бутылки («Эт Лаледет», стр. 57 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Легко больные и люди, испытывающие легкие недомогания

В случае необходимости разрешено попросить нееврея лечить легко больного, а также совершать для него другие действия, которые запрещены еврею в субботу постановлениями мудрецов. Но просить нееврея совершать для легко больного действия, запрещенные еврею Торой, не разрешено. Для людей, испытывающих легкие недомогания, запрещено прибегать к любому виду нарушения субботы («Шулхан Арух», там же, 307:5, 328:25; «Мишна Брура», там же, 83).

Постановление о запрете лечения в субботу

Мудрецы Торы запретили лечиться в Шаббат. Данное постановление было вызвано опасением, что для лечения человек, забыв о субботе, человек может растолочь целебные травы (нарушив запрет молоть в субботу), заварить их в кипятке (совершив запрет варки в субботу) либо непреднамеренно совершить какое-либо иное нарушение субботы («Хут Шани», 4, 89:2). Ранее шла речь об опасно больном (первая группа, см. первую часть этой статьи, опубликованную в №155), для которого не только разрешено, но и обязаны совершать любые действия, включая те, которые в обычной ситуации Тора запрещает в Шаббат. Понятно, что и постановление о запрете лечиться, не относиться к таким больным.

В случае, когда есть вероятность потери одного из органов или нарушения его нормального функционирования (вторая группа), когда разрешены любые действия по спасению органа, если их будет совершать нееврей, а если это запреты мудрецов, то и еврей, – постановление мудрецов, ограничивающие лечение в Шаббат, также не распространяется.

Постановление о запрете лечения в Шаббат не действует и в отношении лежачего больного, либо он передвигается, но слабость и ощущение боли настолько сильны, что болит всё тело (третья группа). Однако такому больному не разрешено принимать лекарства от лёгких недомоганий, не связанных с его болезнью («Игрот Моше», «Орах Хаим», 3:53).

Больным этих трёх групп разрешено принимать лекарства в субботу даже после выздоровления, в случае если врач считает, что в этом есть необходимость во избежание рецидива болезни.

Постановление о запрете лечения в субботу распространяется только на легко больных, на людей, страдающих легкими недомоганиями и на здоровых людей, то есть на представителей четвертой, пятой и шестой групп. И даже в отношении представителей этих групп в определенных случаях разрешено предпринимать некоторые меры по лечению, оздоровлению и укреплению организма, как это будет объяснено ниже.

Действия, которые совершают здоровые люди

Постановление мудрецов, ограничивающие лечение в Шаббат, не распространяется на такие действия, которые совершают абсолютно здоровые люди, даже если их совершают исключительно в лечебных целях («Шулхан Арух», там же, 328:37, 327:1).

Человеку, страдающему зубной болью, разрешено выпить алкогольный напиток для того, чтобы успокоить боль. Делать это надо совершенно естественным образом, не задерживая напиток в районе источника боли и не делая полосканий («Шулхан Арух», там же, 328:32).

Больному сахарным диабетом разрешено принимать в пищу определенные виды пряностей, которые понижают уровень сахара в крови («Орхот Шаббат», 20, примечание 186 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Если принято, что для согревания тела здоровые люди, пользуются грелкой, ею разрешено воспользоваться и для того, чтобы облегчить боли в спине или в животе, если со стороны это действие можно расценить как согревание от холода. Наполняя грелку кипятком, следует учитывать законы варки в Шаббат: заливать в нее кипяток, когда она изнутри полностью сухая, либо наливать в нее горячую воду не прямо из чайника, который стоял на огне, а предварительно перелив ее в сухую посуду («Шулхан Шломо», 2, страница 142). Разрешено пользоваться в субботу простынями и одеялами с электрическим подогревом. Чтобы предотвратить непреднамеренную регулировку уровня температуры и отсоединение вилки из розетки, в месте, где находится регулятор температуры, а также в месте подсоединения к источнику питания до наступления субботы необходимо сделать какой-либо предостерегающий знак («Игрот Моше», «Орах Хаим», 3:50; «Шулхан Шломо», 326:8).

При обычном поносе, когда нет оснований опасаться, что человек ослабеет или наступит обезвоживание организма, запрещено принимать лекарства, но разрешено есть крепящие продукты и пить крепящие напитки, которые обычно едят и пьют здоровые люди. Таков же закон в отношении людей, страдающих запором.

Разрешено есть миндаль и пить молоко для того чтобы облегчить изжогу, хотя пользоваться для этого лекарствами или даже питьевой содой запрещено.

Употребление специальных леденцов, сделанных для облегчения боли в горле, считается лечением, запрещенным в субботу.

Болезни, которые не поддаются лечению медикаментозным способом

Человек, испытывающий физические страдания, которые не поддаются лечению медикаментозным способом, может лечить их в субботу, так как в отношении лечения, которое невозможно осуществить с помощью лекарств, постановление о запрете лечения в субботу не распространяется. Сделать массаж спины или точечный массаж головы для устранения боли запрещено, поскольку для снятия головной боли и боли в спине используют также и лекарства. В случае если боли несильные, любой вид лечения запрещен, так как это расценивается как будничное занятие («Шулхан Арух», там же, 328:43; «Мишна Брура», там же, 136).

В случае если с помощью физиотерапевтических занятий лечат то, что невозможно вылечить медикаментозным способом, а также, если их прерывание в один день может резко отрицательно сказаться на эффективности курса лечения, они разрешены («Ор ле-Цион», 2, 36:12; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 16, примечание 99 от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Человеку, страдающему варикозным расширением вен, разрешено в субботу носить эластичные чулки или наложить эластичный бинт («Ашрей а-Иш», «Орах Хаим», 2, 36:46).

В субботу разрешено вправить вывихнутую руку или ногу («Арух а-Шулхан», 328:40).

Приспособлениями для исправления зубов и супинаторами разрешено пользоваться в субботу, так как это вид медицинского вмешательства, который невозможно заменить медикаментозным («Маор а-Шаббат», 1, 12 письмо рава Ш. З. Ойербаха, пункт 3; «Хут Шани», 4, 89:2).

Эликсиром для полоскания зубов разрешено пользоваться в субботу только в случае, если он предназначен для того, чтобы создавать во рту приятное ощущение, но не для лечения («Хут Шани», там же, 47).

Лечение, которое незаметно для окружающих

Разрешено перед наступлением субботы растворить нужное лекарство в еде или в напитке так чтобы, оно было незаметно: растолочь таблетку и смешать полученный порошок с едой или подмешать капли в напиток, а затем в субботу съесть это блюдо или выпить этот напиток. На данную ситуацию постановление о запрете лечения в Шаббат не распространяется. В отношении окружающих нет опасения, поскольку они даже не догадываются о том, что этот человек принимает лекарство. Сам больной, после того, как его обязали перед Шаббатом подмешать к еде лекарства, будет четко помнить о запрете готовить лекарства в субботу и не допустит нарушения субботы («Шмират Шаббат ке-Илхата», 34, примечание 24 и 27 от имени рава Ш. З. Ойербаха). В случае если человек хочет принимать в субботу специальные средства для облегчения поста, который начнется после Шаббата, он тоже должен предварительно их смешать с едой или растворить в напитке до Шаббата («Орхот Шаббат», 22, примечание 284 от имени рава Й. Ш. Эльяшива и рава Ш. Вознера).

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий