Законы о злоязычии (лашон а-ра) — Запрет сплетен – рехилут — Часть 4

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

392

Глава 6

О запрете верить рэхилуту, который был произнесён в присутствии трёх или более слушателей; в присутствии того, о ком говорили; когда ходят слухи, что тот, о ком говорят, причинил слушателю вред; в случае, когда рэхилут произнёс месиах лэфи тумо или тот, кому слушатель верит, как двум свидетелям

1.   Запрещено верить рэхилуту, даже если он был произнесён в присутствии нескольких человек, и даже если тот, о ком говорят, присутствовал при этом и промолчал; и даже если рэхилут произнесли, чтобы предостеречь ближнего.

2.   Запрещено человеку подозревать своего ближнего в том, что тот собирается причинить ему зло. Если ему об этом сообщили, запрещено верить, а следует только принять эту информацию к сведению, чтобы предотвратить возможный ущерб. Даже если «подозреваемый» молчал, когда окружающие бранили его за причиненный кому-либо вред, запрещено окончательно решить для себя, что он поступил так на самом деле. Как поступать, если дварим а-никарим подтверждают виновность «подозреваемого», будет рассказано ниже.

3.   Запрещено слушать рэхилут, даже если рассказчиков двое или больше, и даже когда в городе уже ходят соответствующие слухи. Тому, кому данная информация принесёт пользу, разрешено выслушать её, принять к сведению, но не верить.

4.   Согласно закону, который приводится в Талмуде, разрешено верить рэхилуту, если его произнёс человек, которому слушатель верит так же, как двум свидетелям, дающим показания в раввинском суде. Но только в случае, когда эта информация принесёт непосредственную пользу слушателю и когда нет никакой возможности оправдать того, о ком произносят рэхилут. При этом рассказчик должен быть очевидцем того, о чем рассказывает. Однако в наше время это разрешение не имеет практического применения, т.к. нельзя быть уверенным в том, что один человек верит другому в той же мере, как двоим свидетелям, дающим показания в раввинском суде.

5.   Запрещено верить рэхилуту, даже если рассказчик проговорился случайно, т.е. месиах лефи тумо.

6. Тот, кому рассказали рэхилут, может этому поверить, если ему известны дварим а-никарим (факты), подтверждающие сказанное. Однако при этом должны соблюдаться пять условий:

а)   Поступки, о которых рассказали, невозможно оправдать.

б)   Факты, подтверждающие сказанное, должны быть не «отвлечёнными», а подтверждать достоверность информации напрямую.

в)   Слушатель должен быть очевидцем фактов, которые подтверждают сказанное.

г)   Информация обязательно должна быть полезна для слушателей.

д)   В любом случае запрещено сообщать эту информацию другим, а также предпринимать против того, о ком сплетничали, какие-либо шаги, которые могли бы причинить ему ущерб или вред.

Глава 7

О том, что рэхилут запрещён в любой ситуации

1.   Рэхилут запрещено слушать, кто бы его ни произносил: мужчина или женщина, близкий родственник или посторонний человек, пожилой человек или ребёнок. Так же ни пол, ни возраст, ни родство того, о ком сплетничают, не имеет значения для закона.

2.   Запрещено сплетничать о человеке, не являющемся знатоком Торы, – и тем более о том, кто её изучает и знает.

3.   Запрещено не только рассказывать кому-либо о том, что некто сказал о нём или сделал ему что-то дурное. Запрещено также рассказывать человеку, что некто сказал что-то дурное о его родственнике или причинил тому зло, т.к. это обязательно вызовет враждебные чувства к тому, о ком говорят.

4.   Рэхилуту запрещено верить, кто бы его ни произносил, будь то даже жена/муж.

Глава 8

Об авак рэхилут

1.   Когда человеку рассказывают, что некто произносил о нём авак лашон а-ра, происходит нарушение запрета мудрецов авак рэхилут. Так, например, если кто-то сказал: «Не расспрашивайте меня о таком-то. Не хочу даже думать о том, что он из себя представляет, что с ним было, что с ним будет и т.п.», — то запрещено передавать это тому, о ком шла речь. Хотя конкретная негативная информация не была передана, тем не менее ясно, что тот человек думает или знает о ближнем что-то дурное, и, узнав о таких словах, этот ближний может обидеться или разозлиться на того человека.

2.   Запрещено хвалить кого-либо в присутствии человека, у которого эта похвала может вызвать негативное отношение к тому, кого хвалили. Это называется авак рэхилут. Такое нарушение происходит, например, когда человеку рассказывают, что его компаньон помог кому-то материально. Узнав об этом, слушатель может разозлиться на компаньона, который, полагаясь на то, что ему даны полномочия распоряжаться совместным капиталом, помогает другим людям, не посоветовавшись с ним.

3.   Если кто-либо не согласен оказать человеку помощь, запрещено говорить: «А ведь такому-то ты не отказал!» Это также считается авак рэхилут, поскольку слушатель может разозлиться на того, кому он помог, за то, что тот рассказывает об этом.

4.   Запрет произносить авак рэхилут нарушается и в том случае, когда человек рассказывает кому-либо, что некто рассказывал о нём что-то такое, что не является явно негативным. Однако, люди не хотят, чтобы о них это знали.

5.     Человек обязан хранить тайны и секреты, которые ему рассказали другие люди, не желающие их разглашения даже в случае, когда в них нет ни слова рэхилута.

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Слово – золото: книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=53592