Законы о злоязычии (лашон а-ра) — Запрет сплетен – рехилут — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

286

Глава 2

О случае, когда рехилут произносят в присутствии трёх или более слушателей, и другие законы о рехилут

1.  Рехилут запрещено произносить как в присутствии одного слушателя, так и в присутствии нескольких.

2.  Если то, что один человек сказал о другом или сделал другому, можно оценить как позитивно, так и негативно, ясно, что рассказывать об этом другому в негативном свете – значит нарушать запрет рехилут, и передавать информацию в такой форме запрещено. Человеку, который склонен воспринимать слова и поступки других как негативные, не разрешается передавать такую информацию, даже если в сказанном не будет ничего негативного.

3.  Согласно мнению большинства раввинов, даже если информация о ближнем (его словах или действиях в отношении другого человека) была озвучена в присутствии трех и более слушателей, не считается, что об этом узнали все, как это упоминалось выше. И такую информацию запрещено передавать тому, о ком говорили или в отношении кого было совершено действие. Так, например, запрещено сообщать человеку, что его компаньон собирался расторгнуть контракт, даже если тот говорил об этом в присутствии трех человек.

Глава 3

О том, что рехилут запрещён как в присутствии того, о ком идёт речь, так и в его отсутствие

1.  Рехилут запрещён, даже если рассказчик готов к тому, чтобы тот, о чьих словах и действиях он рассказывает, узнал об этом; и даже если тот человек присутствует при разговоре. Более того, если сплетничают в присутствии самого «предмета сплетен», нарушение становится более серьёзным, поскольку в этом случае слушатель более склонен поверить сказанному. (А также происходит ряд других нарушений, о которых упоминалось во вступительной части).

2.  Когда один человек говорит другому: «Некто сообщил мне, что ты обо мне рассказывал», он произносит рехилут о «некто», и это является нарушением. И даже если он скажет то же самое, не упоминая имени, но при этом слушатель будет иметь возможность догадаться, о ком речь, это будет рехилут и это запрещено.

3.  Запрещено рассказывать кому бы то ни было, что один человек сказал о другом дурное или причинил ему зло, даже если предупреждают слушателя, чтобы он не передавал этого человеку, о котором сказали или которому сделали дурное; и даже если есть уверенность, что слушатель об этом не расскажет. Ведь в такой ситуации, даже если не нарушается запрет рехилут, нарушается запрет лашон а-ра – распространение негативной информации о том, кто говорит о ближнем дурное или причиняет ему зло своими действиями.

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Слово – золото: книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!


http://www.beerot.ru/?p=53465