Глава 11. Законы о цицит (начало)
1. Предписывающая заповедь Торы – при ношении одежды, имеющей четыре угла (арба канфот), делать на каждом из углов кисти (цицит). И поэтому сразу после омовения рук утром, если уже занялся рассвет и можно различить между голубой и белой нитью, нужно облачиться в талит или одеть «малый талит» (талит катан), чтобы не пройти даже расстояние в четыре «локтя» без одежды, имеющей кисти-цицит(1). И тот, кто тщательно выполняет заповедь о цицит, удостоится воспринять Шехину (Б-жественное присутствие). А наказание за уклонение от выполнения этой заповеди, когда он обязан ее исполнить, велико – о таком человеке сказано: «…схватить землю за края (канфот), чтобы посыпались с нее нечестивцы» (Йов, 38:13) (2).
И уж как минимум необходимо облачиться в одежду с кистями-цицит в час молитвы. И даже молясь в пути, нужно одеть «большой талит» (талит гадоль) – а не так, как поступает множество неучей.
Во время «криат Шма» следует держать кисти-цицит левой рукой у груди, напротив сердца, чтобы, глядя на них, помнить обо всех заповедях Торы, как сказано: «И вы будете видеть их (кисти-цицит) (и будете помнить все заповеди Б-га и исполнять их)» (Бемидбар, 15:39) – так как вид их приводит к исполнению (заповедей) (3). И поэтому, когда (при чтении «Шма») доходят до строки «и, глядя на них», принято смотреть нацицит, а затем прижимать их к глазам и целовать их из любви к заповеди.
[В писаниях Аризаля указывается, что следует держать все четыре кисти-цицит так, чтобы они находились между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. А когда доходят до третьего отрывка, который связан с заповедью о цицит, берут кисти также и правой рукой и держат так, пока не доходят до слов «нээманим ве-нэхемадим ла-ад» («достоверны и вечно желанны») – тогда их целуют и отпускают («Мишна Брура», 24:4).]
2. Кисти-цицит являются обязанностью самого человека (ховат гавра) (а не «обязанностью» одежды), потому что, если человек не надевает (одежду с четырьмя углами), он не обязан делать на ее углах кисти. И хотя написано: «…пусть делают себе кисти на углах их одежды» (там же, 15:38), тем не менее, наши мудрецы получили по цепи устной традиции знание о том, что это повеление подразумевает лишь «одежду», надетую на человека, как написано: «Кисти сделай себе на четырех углах одежды твоей, которую ты надеваешь» (Дварим, 22:12).
Поэтому-то не благословляют на изготовление кистей-цицит, а только на облачение в одежду с ними. И поэтому продавцы одежды, примеряющие ее, чтобы продемонстрировать ее размер покупателям, освобождены (от обязанности сделать на ней цицит). А тот, кто надевает одежду, чтобы не платить налог за ее провоз через границу, возможно, обязан сделать на ней цицит.
3. Обязанность «сделать кисти-цицит» выполняется только в дневное время, ведь написано: «И вы будете видеть их» – т.е. подразумевается время, когда человек их может увидеть (не прибегая к искусственному освещению). И изначально (ле-хатхила)эта заповедь имеет силу, начиная со времени, когда уже можно различить между голубой и белой нитью, и до выхода звезд (цэт а-кохавим). Но, во всяком случае, если человек надел одежду с цицит после рассвета (ме-алот а-шахар) (но еще до того, как возможно различить между голубой и белой нитью) и благословил на «облачение вцицит», он не должен повторно благословлять (после того как окончательно рассветет). ]И хотя Рамо (гл. 18) пишет, что принято благословлять сразу же после начала рассвета (ме-алот а-шахар), тем не менее в комментарии «Элия Раба» и в разъяснениях гаона раби Элияу указано, что изначально поступать так не следует.[
А тот, кто благословляет на цицит еще до рассвета, благословляет «впустую» (ле-ватала). Но и в таком случае, когда рассветет, нет необходимости снимать одежду сцицит, но достаточно лишь ощупать цицит и благословить.
[В кодексе «Мишна Брура» указано, что, если он уже благословил до рассвета, то не следует благословлять еще раз – ведь, возможно, закон соответствует мнению Роша, согласно которому и ночью обязаны делать цицит на дневной одежде (и соответственно, благословлять на них) (18:10).]
После вечерней молитвы (маарив) на цицит уже не благословляют. И поэтому перед наступлением Йом-Кипура облачаются в талит еще засветло, чтобы можно было благословить.
[А если уже наступили сумерки (бейн а-шмашот), то есть разрешающие благословлять, а есть запрещающие. И, следовательно, когда человек сомневается, наступил ли уже период бейн а-шмашот, благословить, безусловно, разрешено («Мишна Брура», 18:7).]
4. Благословляют только на одежду, предназначенную для дневного времени, и лишь когда одевают ее днем, так как есть законоучители, утверждающие, что, если одежда не предназначена для дня, на ней не обязаны делать цицит, даже если ее надевают днем. С точки зрения этих законоучителей, слова «И вы будете видеть их» указывают на то, что эта заповедь не относится к ночной одежде. Имеется в виду, что, если человек надевает даже днем одеяния, предназначенные специально для ночи, он освобожден от обязанности (сделать на них цицит), а если надевает дневную одежду даже ночью, то обязан (сделать цицит). И это точка зрения Роша.
Однако, согласно точке зрения Рамбама, хотя (слова «И вы будете видеть их») исключают ночное одеяние, тем не менее, подразумевается следующее: если он ночью надевает одежду, даже предназначенную для дня, он освобождается от обязанности (сделать на ней цицит), а если днем надевает одежду, даже предназначенную для ночи, то обязан.
[Однако из сомнения запрещено надевать любую одежду с четырьмя углами без цицит: как днем – ночную, так и ночью – дневную («Мишна Брура», 18:2).]
А значит, человек, сделавший себе талит для савана (тахрихин) и иногда надевающий его еще при жизни, согласно точке зрения Рамбама, обязан (сделать на нем цицит), а, согласно Рошу, освобожден от этой обязанности – ведь такой талит подобен одежде, предназначенной для ночи, так как умерший свободен от заповедей.
5. Поскольку написано «на углах их одежды» (Бемидбар, 15:38), но не уточнено, какой именно одежды, то можно заключить, что, по закону Торы, необходимо делать цицит на одежде из любых видов ткани. Однако есть мудрецы, утверждающие, что во всех местах, где в Торе сказано просто «одежда», подразумеваются именно те виды одежды, которые упоминаются в главе о язвах, где написано: «(Если на одежде появится язва цараат) – на одежде шерстяной или на одежде льняной» (Ваикра, 13:47). Поэтому эти законоучители полагают, что по закону Торы необходимо делать цицит только на одежде из шерсти или льна, а на одежде из других материалов – лишь по постановлению мудрецов (ми-де-рабанан). И поэтому предпочтительнее носить даже «малый талит» (талит катан) из шерсти, чтобы на протяжении всего дня выполнять заповедь наилучшим образом и в соответствии со всеми мнениями.
6. По всем мнениям, не требуется делать цицит на одежде из кожи (не только по закону Торы), но даже по установлению мудрецов (ми-де-рабанан), ведь кожа нигде не называется «одеждой» (бегед). И даже если к коже пришита подкладка из шерсти или льна, делать цицит не требуется, поскольку определяющим всегда является то, из чего сделана основная часть одежды, т.е. ее лицевая сторона, – независимо от того, приводит ли это к устрожению или облегчению закона. А если часть одежды сделана из кожи, а другая часть – из иного материала, то следуют за большинством. И тем более не требуется делать цицит, когда вся одежда изготовлена из кожи, а только углы – из ткани. Но если сама одежда изготовлена из какой-либо ткани, и лишь углы – из кожи, то обязан сделать.
7. Изначально не следует делать в одежде больше четырех углов, так как написано: «(Кисти сделай себе) на четырех краях своей одежды (которую ты надеваешь)» (Дварим,22:12). И, тем не менее, если в одежде сделано пять углов или более, обязаны сделать на ней цицит, ведь написано: «(своей одежды), которую ты надеваешь» – подразумевается любая одежда, которую надевают. Но, во всяком случае, не следует делать более четырех кистей-цицит, а расположить их нужно на четырех максимально удаленных друг от друга углах.
8. Не следует делать талит длиною в два человеческих роста и более, так как есть законоучители, утверждающие, что, поскольку его невозможно надеть в развернутом состоянии, а только сложив вдвое, он не считается одеждой и не требуется делать на нем цицит. А если такой талит сложили вдвое, то следует сшить по краям и сделатьцицит на четырех углах, образовавшихся при удваивании талита.
9. Минимальная длина и ширина одежды, на которой обязаны делать цицит, должна быть такой, чтобы мальчик девяти лет мог бы покрыть ею голову и большую часть тела, а взрослый мог бы, облачившись в такой талит, без стеснения выйти в нем за порог дома или на улицу («Элия Раба»). А талит меньшего размера не называется «одеждой, которую ты надеваешь» (Дварим, 22:12), и на нем не обязаны делать цицит.
[И люди, серьезно относящиеся к выполнению заповедей, следят за тем, чтобы даже «малый талит» (талит катан) был бы длиной как минимум в «локоть» спереди и «локоть» сзади, не считая отверстия для головы. Но уж, во всяком случае, не следует делать меньше трех четвертей «локтя» в каждую сторону («Мишна Брура», 16:4).]
А у ашкеназских евреев часто используют два небольших отрезка ткани, один спереди, а другой сзади, к которым пришивают ремни (перебрасываемые через плечи с двух сторон головы), и к ним (т.е. к этим отрезкам ткани) прикрепляют кисти-цицит, – но таким способом заповедь о цицит не выполняется. И уж, во всяком случае, на такие «цицит» не благословляют, но следует утром благословить на «большой талит» (талит гадоль), подразумевая также и этот («малый талит»), – и тогда уж пусть ходит в нем весь день, так как это все же указывает на его намерение не пренебрегать в течение дня заповедью о цицит. Но Б-гобоязненному человеку не следует полагаться на это ни в коем случае, а нужно сделать настоящую одежду, какую принято носить в той или иной стране.
А во Франции я видел, как на одежде, называемой «камзол» или «вест», которая имеет сзади глубокий разрез от подола до пояса, делают кисти-цицит на четырех углах, – и благо им. Но только необходимо удостовериться, что разрез занимает больше половины длины одежды.
И также необходимо остеречься в отношении «малых талитов», которые принято изготовлять в наших землях, и не поступать, как некоторые портные, которые зашиваютталит по его сторонам, оставляя прорези для рук. Они сшивают две стороны талитапод этими прорезями, а незашитым оставляют лишь чуть больше половины расстояния от прорези до полы, ошибочно полагая, что это расстояние и есть «длина одежды». Но это абсолютное заблуждение, так как такой талит (разрез на котором не превышает половины его полной длины) не считается одеждой, имеющей «четыре угла». И очевидно, что благословляющий на кисти-цицит, сделанные на подобном талите, благословляет «впустую» (ле-ватала). И уж, во всяком случае, такой талит ничем не лучше одежды, на которой разрез занимает лишь ровно половину длины: на подобной одежде обязаны сделать цицит, но на них запрещено благословлять и запрещено выходить в такой одежде в Шабат (так как «цицит» является интегральной частью одежды только в том случае, если служит для выполнения заповеди, а одежда, в которой боковые прорези составляют менее половины ее длины, в цицит не нуждается, и поэтому они являются не частью этой одежды, а просто ношей). Ведь при измерении длины подобных талитов необходимо учитывать и ту часть, которая выше прорезей для рук, и сами прорези, как будто они зашиты, – и разрез должен занимать большую часть всей этой длины.
И если на одежде сделали цицит еще до того, как разрез занял большую часть длины, а затем продлили разрез, такие цицит непригодны (псулим), ведь написано: «Кисти сделай себе (на четырех краях своей одежды)» (Дварим, 22:12) – т.е. в час, когда ты делаешь кисти-цицит, одежда должна быть пригодной для исполнения заповеди оцицит. А поскольку в час, когда привязали кисти, одежда была непригодной, и цицитнепригодны –необходимо их развязать и снять, а затем, увеличив длину разреза до необходимой, снова привязать их.
Дополнительный комментарий
(1) Постоянно носить одежду с «четырьмя углами»
Приведенное р. А. Данцигом требование постоянно носить цицит, «чтобы не пройти даже расстояние в четыре локтя без одежды, имеющей кисти-цицит», является правилом благочестия (мидат хасидут) – но по букве закона Торы человек не обязан носить одежду с четырьмя углами ради того, чтобы выполнить заповедь о цицит.
В этой связи в Талмуде повествуется, что рав Катина сначала вообще не выполнял эту заповедь: летом он заворачивался в простыню, на которой не обязаны делать цицит, потому что это ночная одежда (см. пп. 3-4, точка зрения Роша), а зимой носил полукруглый плащ, у которого было только два угла, и, соответственно, цицит для него не требовались (см. п. 10). Но позднее ему было открыто с Небес, что «в час гнева карают» тех, кто уклоняется от выполнения этой заповеди (Менахот, 41а, Раши). Комментаторы поясняют, что «в час гнева» праведным людям необходимо защищать свое поколение – и не только молитвой, но и выполнением возможно большего числа заповедей (Маарша, «Хидушей Агадот», Менахот, 41а).
Исходя их этого, Рамбам постановил, что «благочестивому человеку не пристало освобождать себя от выполнения этой заповеди, но следует постараться всегда быть одетым в такую одежду, на которой обязаны делать цицит, – чтобы выполнять эту заповедь постоянно» (Рамбам, «Илхот Цицит», 3:11). И о том же подробно говорится в «Сефер а-Хинух» (386): «Знай, что хотя, согласно закону Торы, человек обязан выполнять эту заповедь, только если носит одежду с четырьмя углами, – так же, как сделать ограждение на крыше дома (маакэ) обязан только тот, у кого имеется крыша, – тем не менее, мудрецы указали, что следует очень постараться выполнять заповедь оцицит».
А в кодексе «Шулхан Арух» постановлено: «Хорошо и правильно было бы постараться находиться в малом талите на протяжении всего дня» («Орах Хаим», 24:1). И Виленский Гаон пишет, что заповедь о цицит нужно выполнять постоянно («Беур Агро», «Орах Хаим», 24:1).
И поскольку обычаем народа Израиля стало всегда носить одежду такой формы, на которой обязаны делать цицит, запрещено нарушать это установление, как и любой обычай всего народа Израиля, – тем более что с выполнением этого обычая связано и выполнение заповеди Торы (р. М. Файнштейн, «Игрот Моше», «Орах Хаим», 4, 4).
А согласно тайному учению (аль-пи сод), следует даже спать в малом талите с цицит –и таков был обычай величайшего каббалиста Аризаля («Мишна Брура», 21:15). В соответствии с этим, в некоторых общинах принято устрожать: не снимать малыйталит во время сна (Бен Иш Хай, Берешит 1, 9).
И Хазон Иш, хотя и не спал в цицит, тем не менее, очень старался не оставаться без них ни одного мгновения. И в случае, если надо было снять талит-катан для починки, а другого не было, он немедленно закутывался в талит-гадоль («Долэ у-Машке», Цицит, стр. 26, прим. 71).
И необходимо приучать детей, достигших возраста воспитания, постоянно носитьталит-катан – как правило, со времени первой стрижки, совершаемой в три года (если, конечно, к этому возрасту ребенок научился следить за чистотой своего тела) («Цицит», «Алаха ле-Маасе», 1:16; см. также «Ялкут Шимони», Шлах 750).
А если по какой-либо серьезной причине человек не может носить малый талит на протяжении всего дня, ему «уж как минимум необходимо облачиться в одежду с кистями-цицит в час молитвы», а также во время чтения «Шма» («Шулхан Арух», 24:1, «Мишна Брура», 3).
Что же касается большого талита, то в большинстве сефардских общин принято облачаться в него во время утренней молитвы, начиная с возраста воспитания или сбар-мицвы, а в большинстве ашкеназских общин – после женитьбы («Цицит», «Алаха ле-Маасе», 1:19/38/). И во многих ашкеназских общинах принято, что невеста дарит жениху талит-гадоль перед свадьбой («А-Нисуин кеилхата», 1, 3:101).
(2) Награда и наказание
В приведенном р. А. Данцигом стихе из «Книги Йова» содержится яркий образ: какталит берут за углы, чтобы стряхнуть с него пыль, так в будущем Творец возьмется за «края» земли и стряхнет с нее нечестивцев (Раши и Мальбим, Йов, 38:13). И из контекста, в котором р. Данциг приводит этот стих из «Книги Йова», можно было бы заключить, что не выполняющий заповедь о цицит называется «нечестивцем» (см. «Сифрей», Шлах 115; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 24:6).
Вместе с тем в талмудическом трактате Псахим (113б) сказано, что «тот, у кого нетцицит на одежде, как будто отлучен Небесами». В Тосафот оговорено, что «отлученным Небесами» считается именно тот, у кого имеется одежда с цицит, а он, тем не менее, ее не носит. Но и не имеющему такой одежды нужно постараться приобрести ее, чтобы выполнять эту заповедь (Тосафот на Псахим, 113б, «Ве-эйн ло баним»).
А выше уже упоминалась история с равом Катиной, которому было открыто с Небес, что «в час гнева карают» тех, кто уклоняется от выполнения этой заповеди (Менахот, 41а, Раши). И в Тосафот объясняется, что за это наказывали именно во времена Талмуда, когда большинство одеяний имели четыре угла, и надо было применять различные уловки, чтобы уклониться от выполнения заповеди. Но в наше время, когда на абсолютном большинстве одежд не должны делать цицит, тех, кто не покупает одежду с четырьмя углами специально ради того, чтобы выполнить эту заповедь, не наказывают с Небес. Однако и здесь составители Тосафот тоже подчеркивают: «И все же надо стараться выполнять все заповеди, …и тем более такую, как заповедь о цицит, которая равнозначна всем другим заповедям Торы» (Тосафот, Арахин 2б, «А-коль хаявин»; см. «Шита Мекубецет»).
И награда за выполнение этой заповеди огромна: по словам величайшего знатока сокровенных разделов Торы раби Шимона бар Йохая, приведенных здесь р. А. Данцигом, «тот, кто тщательно выполняет заповедь о цицит, удостоится воспринятьШехину (Б-жественное присутствие)» (см. Менахот, 43б; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 24:6). По воспоминаниям учеников Виленского Гаона, за несколько мгновений до смерти он сжал в руке свои кисти-цицит и произнес: «Как трудно покидать этот мир, где с помощью такой простой заповеди, как цицит, можно было удостоиться сиянияШехины!» («Гдолей а-Дорот»).
(3) Напоминает обо всех заповедях
В Торе сказано: «И вы будете видеть их (т.е. кисти-цицит), и будете помнить все заповеди Б-га, и исполнять их» (Бемидбар, 15:39). И в Талмуде объяснено, что взгляд нацицит приводит к тому, что человек вспоминает о других заповедях, а, вспоминая, стремится их выполнять (Менахот, 43б). И в силу этого «заповедь о цицит равнозначна всем другим заповедям Торы» (там же; см. также Рамбам, «Цицит», 3:12).
В связи с этим при надевании одежды с цицит следует подумать о том, что Святой, благословен Он, повелел облачаться в неё, чтобы помнить об Его заповедях и выполнять их («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 8:8). А некоторые законоучители подчеркивают, что совершенное выполнение заповеди о цицит зависит от указанного мысленного настроя (Бах, «Орах Хаим», 8). Но даже если человек облачился в талитбез подобного размышления, а лишь ради того, чтобы выполнить заповедь о цицит, задним числом (бедиавад) заповедь считается выполненной («Мишна Брура», 8:19).
В мидраше отмечается, что даже числовое значение слова צִיצִית (цицит), а также принятый способ завязывания кистей – пять узлов и восемь нитей – призваны напоминать о заповедях Торы. Ведь, если к числовому значению слова צִיצִית, равному шестистам (числовое значение буквы צ (цади) – 90, буквы י (йюд) – 10 и буквы ת (тав) – 400), прибавить количество нитей (8) и узлов (5), составляющих каждую из кистей, то получается 613 – число заповедей Торы («Мидраш Танхума», Корах 12; «Бемидбар Раба», 18:21; см. также Раши к Бемидбар, 15:39 и Менахот, 43б). И «заповедь о цицитравнозначна всем другим заповедям Торы» именно потому, что цицит напоминает о других заповедях – в том числе и с помощью числового значения самого слова (Бах, «Орах Хаим», «Цицит», 24).
А, кроме того, пять узлов каждой кисти намеком указывают на пять книг Торы, а четыре кисти, свисающие с четырех сторон, способствуют тому, что, куда бы человек ни повернулся, он увидит одну из них и вспомнит о заповедях. И еще, десять узлов, расположенных на двух кистях, свисающих спереди, напоминают о десяти сефирот (Б-жественных эманациях). А 16 нитей на них вместе с этими 10 узлами составляют в сумме 26, что равно числовому значению сокровенного Имени Творца י-ה-ו-ה («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 24:1 и 24:5, «Мишна Брура», 8).
И поскольку кисти-цицит призваны напоминать обо всех заповедях Торы, в кодексе «Шулхан Арух» указано, что «предпочтительно носить малый талит поверх одежды, чтобы постоянно видеть его и вспоминать о заповедях» («Орах Хаим», 8:11). Именно так, поверх рубашки, надевал талит катан Хазон Иш, и таким же образом поступает один из глав нашего поколения рав Хаим Каневский («Долэ у-Машкэ», «Илхот Цицит» стр. 20-21, примеч. 52).
Однако в кодексе «Мишна Брура» говорится со ссылкой на учение Аризаля, что малыйталит следует носить под одеждой, но сами кисти-цицит должны быть снаружи. А люди, которым приходится находиться среди неевреев, могут завернуть кисти в концы талита, чтобы скрыть их. И все же в момент благословения на цицит они обязательно должны быть открыты. И ни в коем случае не следует вправлять цицит под брюки, даже находясь среди неевреев, так как при этом не только не выполняется повеление Торы «И вы будете видеть их», но и проявляется неуважения к заповеди Царя царей. И те, кто так поступает, будут держать за это ответ перед судом Небес («Мишна Брура», 8:25-26; см. также «Маген Авраам», 8:13).
Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».