Даат Твунот — Совершенство Творца

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто | версия для печати версия для печати
совершенство

49. Сказала душа: Подведи итог всему, что ты объяснил до сих пор.

50. Сказал разум: Две меры установил Святой, благословен Он, для управления миром. Одна – мера правосудия, другая – мера абсолютной власти Его[1]. Мера правосудия – это мера добра и зла, от которой происходят добро и зло и все их порождения, и источник меры этой – сокрытие доброты Его и отстранение совершенства. Мера абсолютной власти Его – это способ влияния, когда Он исправляет все создания своей силой, несмотря на то, что они, со своей стороны, недостойны этого, и мера эта действует скрыто, но постоянно во всех путях самого правосудия, чтобы привести все к полному совершенству. И источник ее – простая доброта Его, благословенного, который, несмотря на то, что отстранился, не прекратил следить за нами для нашего блага. Мера правосудия открыта и видима, а мера власти – отстранена и скрыта в глубине. *****

51. Сказала душа: Мне необходимы некоторые дополнительные пояснения относительно меры власти, о которой мы говорили.

Я не понимаю, как здесь действует простое совершенство Творца, благословен Он – оно, очевидно, тоже не является совершенством абсолютным[2], ведь ты уже сказал, что истинное совершенство непостижимо.

52. Сказал разум: Уточнение твое верно, и сейчас я проясню твои сомнения. Простое совершенство Творца, благословен Он, невозможно постичь никаким образом, и это – истинное совершенство, абсолютно неизвестное нам, оно само по себе выше всего, что может иметь отношение к созданным. Потому что как только Всевышний захотел творить, сразу волей своей установил качества, которые от начала и до конца относятся к созданным и совершенно не соотносимы с Ним. Следовательно, простая сущность Его абсолютно свободна от всех этих качеств. Более того, даже в тех действиях, которые соотносимы с созданными, не сделал того, что мог бы. Напротив – как будто специально сдержал доброту свою, чтобы не поступать так, как следовало бы согласно этой Его доброте. То есть даже желая управлять созданными и открываться им в доступных им границах, Он мог бы сделать это в совершенстве, по крайней мере, без недостатков, так, как это будет в мире будущем[3]. И, исходя из природы Его добра и милосердия, Творцу следовало действовать совершено, без недостатков. Но Он сдержал себя в этом и пожелал создать их с недостатками, в недостатке света, такими, какие они есть[4][15]. *****

Однако Он не хотел оставить мир таким, с постоянным водоворотом, в котором смешиваются добро и зло, и создал в великой доброте своей такой порядок, который действует изнутри самой меры добра и зла и возвращает все к самому совершенному исправлению, какое только возможно для созданных[5]. И свойство Его совершенства – действовать так, что все деяния Его в любом случае будут восполнены. Но и это не имеет отношения к истинному совершенству Его деяний, к Его непостижимой сущности, поскольку простота Его недоступна нам ни в каком виде. Но, как я уже сказал, в любом случае свойство Его совершенства – нести совершенство, даже когда Он желает действовать на уровне созданных. И источник такого пути воздействия – в глубоком замысле, о котором я говорил: привести мир к полному исправлению[6].

Однако Создатель все же вершит все дела свои, сдержав милосердие, и не создает вещи совершенными изначально, но создает их вначале с недостатком, который будет восполнен в конце, благодаря Его великой доброте.

Ведь если бы Создатель сохранил навечно меру правосудия, то творения никогда не избавились бы от своей ущербности, поскольку всегда были бы праведники и злодеи, добро и зло, благословение и проклятие. Однако теперь, несмотря на ущербное начало, конец не будет таким. И поэтому мера правосудия осталась открытой, а мера полного исправления – скрытой, поскольку влияние ее спрятано до завершения исправления всего сущего в будущем.

53. Сказала душа: Теперь понятно мне, что полное исправление берет начало в Его доброте, несмотря на желание Всевышнего действовать соразмерно нашему, а не Его уровню. *****

54. Сказал разум: В связи с этим хочу сообщить тебе еще что-то.

Во всякой мере[7], которую отмеряет нам Всевышний, есть две стороны – видимая и скрытая:

Видимая – это награда или наказание, когда каждому воздается по мере его добром или злом; скрытая – это глубинный замысел, всегда присутствующий во всех Его действиях и направленный на то, чтобы привести творение к полному исправлению. И это безоговорочно так, не найдешь ты дел больших или малых, которые не вели бы к полному исправлению, как сказано (Брахот 60б): «Все, что делает небо – добро»[8], и это смысл слов пророка (Йешаягу 12:1): «Пройдет гнев Твой, и утешишь меня»[9], так как в будущем Святой, благословен Он, откроет свои пути перед лицом всего Израиля[10], и покажет, как даже наказания и притеснения вели к добру и готовили благословение. Потому что Святой, благословен Он, хочет только исправления созданий, и не отталкивает злодеев двумя руками, а напротив, очищает в корне, чтобы исправить их, и сделать чистыми от всякой скверны. И замысел этот одинаков для всех действий, которые Он производит над нами, будь то милость или наказание.

Конечно, нужно знать, что все, что делает Всевышний, подавляюще огромно, широко и беспредельно глубоко, как сказано в Псалмах (92:6): «Как велики дела твои, Господь», и в самом малом из дел Его так много мудрости и глубины, что невозможно постичь их до конца никогда, как написано (Псалмы, там же): «Необычайно глубоки мысли Твои». ***** Нам же понятна в действиях Его только видимая, поверхностная часть, а истинное содержание скрыто, поскольку содержание это общее во всех случаях – только добро и никакого зла, а это невозможно увидеть и понять сейчас. Однако в будущем мы по крайней мере увидим и постигнем, как все видимое сегодня являлось неотъемлемой частью замысла Всевышнего принести нам добро впоследствии. И пусть не покажется нам, что постигнем мы всю великую мудрость Его, содержащуюся в этих деяниях: ведь все, что мы понимаем даже в делах Его – не более, чем капля в море[11]. Поэтому вот что станет нам известно: что поскольку хотел Всевышний пронзить добротой своей все созданное, то во всех делах Его, достигающих нас, будь то награда или наказание, содержится в глубине то, что не видно снаружи – то, что Он, Благословенный, постоянно приближает наше полное исправление. И среди скрытого есть то, что откроется в будущем сразу, как сказано (Йешаягу 35:5): «Тогда откроются глаза слепых» — это относится к тому замыслу, который можно увидеть и признать в самих действиях. То есть, как только осветятся наши глаза светом знания, будем понимать замысел из самих деяний Его[12]. Однако, конечно, есть в этих деяниях и глубокая мудрость, в самих деяниях не видимая, та возвышенная часть Его мудрости, которая не проявляется даже в Его делах. Но и то, и другое[13] – акты доброты Его, следящей за нами для нашего блага и всегда соразмерно нам, а не Ему, потому что все это проистекает из совершенства Его, хотя и делается только для нас.[14][16]

55. Сказала душа: Подведи итог и этой теме. *****

56. Сказал разум: Совершенство Его, благословен Он, в сущности своей непостижимо. Однако, желая провозгласить свою доброту через те действия, которые соразмерны нам, и не более того, Творец определил замысел и варианты проявления своей власти, которые приведут все создания к полному исправлению. И это скрытая часть всех Его деяний и их общий знаменатель. Часть сокрытого, очень малая, откроется из самих деяний, когда захочет Святой, благословен Он, открыть глаза наши. Однако большинство и тогда останется возвышенным и непостижимым, потому что глубока Его чудесная мудрость.

И еще[15] необходимо знать, что власть, исходящая непосредственно от Господа, благословен Он, – это власть совершенства, потому что Он совершенен и все дела Его совершенны.

И поскольку для всего происходящего с созданными Творец установил специальный порядок и законы, основанные на мере добра и зла, то все следствия этого порядка и законов будут рассматриваться как происходящие от Него, в соответствии с тем, что хотел заложить Творец в каждом из них.[16]

И все время, пока правление добра и зла необходимо, из самого совершенства будут проистекать действия, следующие законам ***** добра и зла. Потому что в любом случае источник всего – совершенство[17], и даже все, что происходит согласно мере добра и зла – это круговорот, движущийся к точке совершенства. Просто этот порядок (добра и зла) необходим все время, пока единство скрыто. Поэтому из самого совершенства неизбежно произойдут все эти действия; ибо согласно высшему желанию и мудрости эти действия происходят из источника совершенства все время, пока единство скрыто. И, в конце концов, плодом деяний совершенства будет полное возвращение власти к Творцу. И это уже третье явление[18], которое необходимо различать во всех Его качествах и свойствах: выведение характеристик этого качества из силы действия самого совершенства. Это как будто посредники между совершенством и каждым качеством, которые различны для разных качеств, поскольку инициируются совершенством соответственно природе каждого из них. И нужно увидеть это как самостоятельное явление и понять образ его действия[19], как мы объясним далее.

Только знай, что все эти явления[20] зависят только от воли Его, благословен Он, они существуют исключительно по желанию Всевышнего, и нет для них никакого существования, бытия и продолжения вне воли Творца, который властвует в Своем неисчерпаемом всемогуществе: ***** «Он сказал – и было, Он приказывает – и стоит»[21][17]. Поэтому воля Всевышнего проявляется во всем[22][18], ведь Он единственный поддерживает их существование во всех деталях. Также и сами создания поддерживает только Он один, и нет ни у них, ни у чего-либо другого самостоятельного существования.

57. Сказала душа: Это очевидно для меня, и нет здесь никакого сомнения.


 

  1. Она называется «мерой власти» и «властью единства», поскольку использует все происходящие события как предпосылки для раскрытия единства, управляет всеми событиями, ведя их в этом направлении, иногда в противоречии с теми намерениями, которыми руководствовались люди в своих поступках. Это власть Всевышнего, проявляемая через меру Его совершенной доброты, вне зависимости от поступков людей, привести все к совершенству. Смотри выше, прим. 83. *****

  2. Т.е. не истинным совершенством Всевышнего, в котором мы не можем постичь ничего.

  3. Власть единства называется мерой совершенства по отношению к мере суда, ***** однако это не собственное (истинное) совершенство Всевышнего, которое для нас непостижимо.

  4. [15] Всевышний сжал и ограничил Свое Творение в двух аспектах: а) в том, что не сделал его бесконечным, без размера и границ, соответственно своим неограниченным возможностям («сообразно Создателю»), а сделал его сообразно созданному, т.е. в таких размерах, которые созданные могут принять; б) сначала не сделал создания совершенными даже в подобающих им границах, а сделал их с недостатками (чтобы дать им возможность восполнить себя). Два аспекта «ограничения» (цимцума) упоминаются в книге «Клалим Ришоним», п.2: «Ограничение в том, ***** что Всевышний как будто сдержал свою доброту, творя созданных, чтобы не сделать их совершенными даже по их меркам, – и тем более не сделал их по своей мерке». См. прим.[6]. *****

  5. И это тоже проявление меры Его совершенства: само правление добра и зла будет исправлено тем, что будет использовано как средство привести мир к исправлению.

  6. Совершенным правлением, действующим скрыто. *****

  7. Как той, через которую Он несет добро и милость, так и той, через которую Он несет нам наказание и страдание.

  8. В будущем прояснится, что изначально все служило добру, и не только для конкретного человека, но и для благой цели исправления всего Творения.

  9. И в конце, когда успокоится гнев Твой, утешишь Ты меня тем, что все было ради того, чтобы привести меня к совершенству.

  10. См. конец п.170, где объяснено, что в будущем благая цель каждого события откроется всему Израилю. *****

  11. Не только в Нем, благословен Он, мы не постигаем ничего, но и дела Его, которые открываются нам, мы не можем постичь в полной мере, и то, что мы понимаем в них, подобно капле в море.

  12. В будущем откроются глаза наши, и из самих событий мы поймем, как зло и вся совокупность наказаний служили средством приведения мира к совершенству. (Таким образом объясняют стих: «Когда вернет Всевышний изгнанников Циона, все былое покажется нам сном» – т.е. тогда поймем, посмотрев назад, на дни изгнания, что мы были как во сне и не понимали, что все это было ради освобождения).

  13. Как то, что открывается из самих событий, так и глубочайшая мудрость, которую мы не видим в них, – все это соразмерно нам. *****

  14. [16] Глубина мудрости Всевышнего не раскрывается через Его дела. В будущем Всевышний откроет нам глаза и покажет нам чудеса своей мудрости – как все происходящее было только для блага и служило ***** причиной освобождения и совершенства. Углубление этого постижения и является наградой будущего мира – бесконечное восхождение в постижении единства, см. также конец п.146, прим. 345; и см. «Клалим Ришоним» (п.7). Это объясняет понятия «внутреннего света» – того, который виден внутри деяний Всевышнего – и «света огибающего», который окружает явления и открывает больше, чем просматривается внутри них. *****

  15. Власть совершенства возникает непосредственно из качества доброты Всевышнего, которое Он хочет открыть нам. А путь добра и зла, то есть образ правления награды и наказания, восходит к нему (качеству добра) опосредованно, и является только временным средством, приводящим к благой цели, и к тому, чтобы создания получили добро как плату за свои дела, и к тому, чтобы открылось единство Всевышнего. Путь добра и зла и его порождения не соответствуют качеству совершенной доброты, которое изливает только добро. После того, как Всевышний захотел и создал путь добра и зла, возникают из него вещи, обусловленные самой природой этого пути. *****

  16. Образ совершенного правления инициирует различные образы действия, соответствующие пути добра и зла в соответствии с их природой, подобно тому, как душа приводит в действие разные органы тела согласно их природе (такую аналогию проводит Рабейну в п.80). И поскольку оно (совершенное правление) инициирует формы правления добра и зла, оно в конце концов приводит их к совершенству.

  17. Первое явление – образ совершенного правления. Второе явление – путь добра и зла. Третье явление – возникновение действия всех качеств, например, пути добра и зла, в действиях совершенства.

  18. Подобно тому, как душа приводит в действие органы тела (см прим.100). Необходимо различать собственную сущность души и образ действия каждого органа в соответствии с его природой. И необходимо различать путь и образ, которыми душа приводит в действие каждый орган, что по сути служит посредником между душой и телом. Также путь, которым совершенство приводит в действие каждое качество, – это посредник, изменяющийся в зависимости от природы данного качества.

  19. Все правила и пути правления. *****

  20. [17] Эти слова книги объясняют стих (Псалмы 33): «Потому что Он сказал, и было… (появилось)». Как воля Всевышнего открылась десятью речениями во время создания и из ничего появилось Творение, так же каждую секунду действует Всевышний для продолжения существования созданных – «Он приказывает – и стоит». И если бы воля Всевышнего прекратилась на мгновение, то все Творение вернулось бы в ничто. И так же объясняет Рамбан фразу «И увидел Всевышний свет, что он хорош» (Берейшит 1:4): «Реализация вещей на деле называется «высказыванием», поэтому «…и сказал Всесильный – да будет свет..»», а поддержка их существования называется видением, и смысл видения – в сохранении воли (желании, чтобы они существовали), и если желание прервется на мгновение – объект обратится в ничто. И также см. Рамбан (Берейшит 2:17): «И воля Всесильного, которая была у Него в момент создания (любого объекта), будет поддерживать его (этого объекта) существование, подобно тому, как объяснил я стих «…И увидел Всесильный, что это хорошо». Рабейну добавляет и объясняет, что нам, кроме всего, необходимо знать: Всесильный так же поддерживает и возобновляет существование законов и путей своего правления и влияния.

  21. [18] Все пути и образы правления Всевышнего, а также логика нашего мышления не обязательно должны быть такими, какие они есть. Просто такими хотел их создать Всевышний. И поскольку Он Всемогущ, мог бы создать бесконечное разнообразие путей. Поэтому в делах Его мы видим не Его возможности, а только желание – т.е. что так Он хотел создать. Однако и в желании Его мы постигаем только то, что Он хочет нам открыть, «…ведь нам ясно, что сама по себе воля Всевышнего неисчерпаема» (из книги «Клах Питхей Хохма»), – т.е. воля Всевышнего безгранична. И так же объясняет Агро, говоря о тайне «цимцума» – ограничения: «Все, что мы говорим о Нем и о сфирот, – все по воле Его и провидению Его, чтобы мы узнали Его деяния, и это относится ко всем путям Каббалы, и известно, что так же, как Он неисчерпаем, так и воля Его …(неисчерпаема) ». *****

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

video
56 МИН
| Рав Лейб Александр Саврасов

video
61 МИН
| Рав Лейб Александр Саврасов

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий