Маалот а-Тора — Изучение Торы приводит к трепету перед Б-гом

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер | версия для печати версия для печати
изучение торы

8. Изучение Торы приводит к трепету перед Б-гом

Сразить злое начало можно с помощью трепета перед Б-гом. Эта война ведется путем внутренней борьбы, которая очень трудна для человека, ведь он должен сделать что-то вопреки своему желанию или воздержаться от того, что ему хочется. [В «Сефер Хасидим» по этому поводу говорится: «Корень благочестия – трепет, когда человек отказывается от чего-то желанного, преодолевая свое злое начало с помощью трепета перед Б-гом. И он поступает так не из-за того, что страшится посмертного наказания и не из-за того, что стремится к благу в этом мире и в мире Грядущем (олам а-ба), но он боится оказаться не цельным в любви к Творцу, а ведь написано: «Цельным будь с Г-сподом, твоим Б-гом» (Дварим, 18:3) – и это называется трепетом перед Б-гом» (гл. 12).

Это, безусловно, высочайший уровень «трепета». Вместе с тем, основатели движения Мусар рав Исроэль Салантер и его ученики подчеркивали чрезвычайную важность страха перед наказанием, который должен предшествовать высочайшему уровню трепета из любви к Творцу (примеч. редактора).]

Пробуждая гнев своего доброго начала против злого начала, он с помощью трепета перед Б-гом преодолевает злое начало и поступает вопреки своей воле, как написано: «[…сказал им Йосеф:] «Б-га я боюсь» (Берешит, 42:18) – а он (Йосеф) поступал вопреки желаниям своей плоти. И еще написано: «[И сказал: «Не протягивай своей руки к отроку и ничего ему не делай.] Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га» (там же, 22:12). Ведь [праотец Авраам] покорил свою волю и был готов принести в жертву своего единственного сына.

Пробуждая гнев доброго начала против злого начала и обретая трепет [перед Творцом], человек выполняет целый ряд заповедей, ведь про трепет [перед Б-гом] в Торе сказано 52 раза.

[Повеление бояться Б-га относится к тем заповедям Торы, которые могут выполняться постоянно и непрерывно. И всё то время, когда сердце человека наполнено трепетом перед Б-гом, он выполняет 52 заповеди Торы. Знатоки сокровенных разделов Торы указывают, что трепет перед Б-гом (יראת ה׳ – иръат Ашем) соответствует на языке тайной мудрости слову ב״ן (бен). Кроме того, числовое значение слова יראה (иръа – страх, трепет) равно гиматрии слова גבורה (Гвура), а это название одной из десяти сефирот, которая выражает атрибут Строгого Суда и тоже обозначается словом ב״ן (бен). Ну, а числовое значение слова бен – 52 (נ״ב), что соответствует 52 упоминаниям в Торе о трепете перед Б-гом (см. р. Ц.-А. Гольдман, «Хешбон Пратей а-Мицвот»). Кроме того, 52 (נ״ב) – это числовое значение одного из раскрытий имени Творца, которое соответствует атрибуту Суда (примеч. редактора).]

Поэтому и повеление внимать [словам Торы] повторено в Торе тоже 52 раза [«Слушание» (т.е. восприятие) слов Торы – שמיעה (шмия) – соотносится со сфирой Бина (Понимание), которая тоже часто обозначается на языке тайной мудрости словом ב״ן (бен), имеющим, как уже упоминалось, числовое значение 52 – и повеление «слушать», внимая словам Творца и Его Торы, тоже повторено 52 раза], поскольку страх и слушание (т.е. восприятие слов Торы) – это единое качество. По этому поводу написано: «Преисподняя и смерть говорят: «Своими ушами мы слышали о ней (о мудрости)» (Иов 28:22) – ведь страх, как известно, приходит через слушание. [Перед этой строчкой в Книге Иова написано: «Откуда приходит мудрость и где место разума? Скрыта она от глаз всего живого, и от птицы небесной спрятана». А затем сказано: «Только Б-г постигает ее путь и знает ее место. …И Он сказал человеку: “Страх перед Г‑сподом – это и есть мудрость, а отдаляться от зла – это и есть разум”» (см. Иов 28:20-28). Получается, что слова «своими ушами мы слышали о ней» относятся к страху перед Творцом, который «и есть мудрость».]

[В книге пророка Хаввакука написано: «Г-сподь! Услышав Твою весть, испугался я» (3:2). В святой книге «Зоар» эти слова пророка приведены в качестве доказательства взаимосвязи и взаимозависимости «слушания» и трепета перед Б-гом («Зоар Хадаш», 1, 56б). А под «слушанием» подразумевается глубокое постижение и понимание Торы, воплотившей в себе волю и мысль Творца.

Рав И.-А. Хавер указывает, что «человек может прийти к трепету перед Б-гом только через изучение Торы», как сказано: «Невежда не боится греха» (Авот, 2:5)». Ведь через изучение Торы человек постигает величие Творца, и поэтому наши мудрецы сказали (там же 3:17): «Если нет мудрости, нет и трепета [перед Б-гом]» («Ор Тора», 15). Да и в предисловии к самой книге «Маалот а-Тора» автор утверждает, что «невозможно …научиться Б-гобоязненности иным путем, кроме как через Тору, благодаря которой человек осознает серьезность своих грехов и пробуждается к раскаянию» (см. выше).

На первый взгляд, эти слова противоречат знаменитой строке псалма, в которой указан обратный порядок: «Начало мудрости (רֵאשִׁית חָכְמָה – решит хохма) – трепет перед Б-гом» (Теилим, 111:10), т.е. изучение Торы должно начинаться с трепета перед Б-гом. Да и в Мишлей царя Шломо также приведен стих, отличающийся от этой строки псалма только одним словом, которое не изменяет смысл: «Начало мудрости (תְּחִלַּת חָכְמָה – тхилат хохма) – трепет перед Б-гом» (9:10). Но как же может страх перед Б-гом стать непременной начальной базой для изучения Торы, если, по словам автора изучаемой нами книги, «невозможно …научиться Б-гобоязненности иным путем, кроме как через Тору»?!

Это противоречие разрешается в комментарии брата автора этой книги –Виленского Гаона к Мишлей (15:33): «Страх перед наказанием приводит к постижению мудрости, а мудрость приводит к трепету перед величием Творца».

В приведенных стихах из книги псалмов царя Давида и книги притч царя Шломо говорится о начальном страхе перед наказанием за грехи, и эта Б‑гобоязненность становится фундаментом для изучения Торы. А серьезное изучение Торы приводит к постижению подлинного величия Творца и к трепету перед Ним, как об этом и говорит автор книги «Маалот а-Тора». Таким образом, взаимозависимость Б-гобоязненности и изучения Торы верна в обоих направлениях. Эти два явления перетекают друг в друга, становясь, как написано выше, «единым качеством». И поэтому с полным правом в Танахе сказано: «Страх перед Г-сподом – это и есть мудрость» (Иов, 28:28).]

А трепет перед Б-гом – это основа всех заповедей и всего служения, как написано: «А теперь, Израиль, что Г-сподь, твой Б-г, просит у тебя? Только трепетать перед Г-сподом, твоим Б-гом», а затем уже «идти по Его путям и любить Его» (Дварим, 10:12), и «прилепиться к Нему» (там же, 11:22). Святой, Благословен Он, не просит от человека ничего, кроме трепета перед Ним [в Талмуде по этому поводу говорится: «Всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами, как сказано: “А теперь, Израиль, что Г-сподь, твой Б-г, просит у тебя? Только трепетать перед Г-сподом…”» (Брахот, 33б)]. А обретя это качество, человек придет ко всем остальным достоинствам, потому что Б-гобоязненность приводит к следованию по Его путям, к любви к Нему и к тому, что человек «прилепляется» к Нему, и это приводит ко всем другим заповедям, как написано: «Страх перед Г-сподом – это и есть мудрость» (Иов, 28:28).

[Выдающийся знаток тайной мудрости рав И.-А. Хавер вновь подчеркивает, что человек «прилепляется» ко Всевышнему, в первую очередь, через изучение Торы, исходящей из уст Творца. И когда человек изучает Тору, то свершается «тайна поцелуя», при котором один дух (т.е. душа человека) сливается с другим Духом. В святой книге «Зоар» объяснено, что слова Торы, произносимые человеком при ее изучении, в то же время являются речениями Святого, благословен Он, выходящими из Его уст. Об этом намеком говорит царь Шломо в стихе: «Пусть он целует меня поцелуями своих уст» (Шир а-Ширим, 1:2). Изучая Письменную и Устную Тору, человек соединяется с Творцом в «поцелуе», как невеста со своим женихом. И еще написано: «Ведь Б-г дает знание, из Его уст – мудрость и понимание» (Мишлей, 2:6).

Намек на это соединение с Творцом через изучение Его Торы содержится в самих словах заповеди: וּלְדָבְקָה בוֹ (у-ледовка во – «и прилепиться к Нему»). Последняя буква слова וּלְדָבְקָה (у-ледовка – «и прилепиться») – ה )эй) – имеет числовое значение «пять» и указывает на пять книг Письменной Торы. А последняя буква слова בוֹ (во – «к Нему») – ו (вав) – имеет числовое значение «шесть» и указывает на шесть разделов Устной Торы (т.е. Мишны и Талмуда). Вместе эти три буквы составляют число 13. А это намек на то, что человек должен объединить Письменную и Устную Тору с помощью 13 методов толкования Торы, которые используются в Талмуде. Таким путем изучающий Тору приобретёт любовь к Творцу и «прилепится» к Нему, познав Его абсолютное единство, как на это намеком указывает числовое значение слов אהבה (аава – любовь) и אחד (эхад – один или един) – тоже 13 («Ор Тора», 16).]

И написано: «За смирение – трепет перед Б-гом» (Мишлей, 22:4) – через смирение человек приходит к трепету перед Б-гом [именно так сказано в Талмуде: «Смирение приводит к боязни греха» (Авода Зара, 20б), и также сказано в мидраше: «Смирение приводит к Б-гобоязненности» («Шир а-Ширим Раба», 1:9; см. также Раши, Мишлей 22:4); иными словами, после того как человек с помощью изучения Торы достигает смирения перед Б-гом, это приводит его к еще более высокой духовной ступени – к трепету перед Ним, —причем, имеется в виду самый высокий уровень Б-гобоязненности – трепет перед непостижимым величием Творца], а также к тшуве, как написано: «[И Я …уведу их в страну их врагов], и тогда покорится их строптивое сердце, и тогда они искупят свою вину» (Ваикра, 26:41). [Прямо перед этим стихом в Торе сказано: «А теперь, Израиль, что Г-сподь, твой Б-г, просит у тебя? Только трепетать перед Г-сподом, твоим Б-гом, …соблюдать заповеди Б-га и Его уставы» (Дварим, 10:12-13). Виленский Гаон поясняет, что, благодаря смирению и покорности перед Б-гом, евреи будут выполнять все Его заповеди (Агро, Мишлей 9:1).] Благодаря этому человек будет выполнять все заповеди, [как написано:] «Устраните корку со своего сердца и не будьте больше жестоковыйными» (Дварим, 10:16). И еще написано: «Ведь смягчилось твое сердце, и ты покорился Б-гу» (Мелахим 2, 22:19). [Иными словами, черствая «корка» с сердца устраняется с помощью смирения и покорности перед Б-гом, и это образно называется «обрезанием сердца».]

Через смирение человек также приходит к любви, как написано: «И обрежет Б-г твое сердце и сердца твоего потомства, чтобы ты любил Г-спода, твоего Б-га, всем своим сердцам и всей своею душой – во имя твоей жизни» (Дварим, 30:6). А повеление любить Б-га повторено в Торе восемнадцать раз.

В Талмуде говорится: «Каждый приносящий в жертву свое злое начало и произносящий при этом соответствующий Видуй (исповедь), тем самым почитает Святого, благословен Он, в двух мирах, как сказано: «Приносящий благодарственную жертву почитает Меня» (Теилим, 50:23). Получается, что он выполняет предписывающую заповедь оказывать почет Б-гу, как написано: «…и перед всем народом Мне будет оказан почет» (Ваикра, 10:3). И написано: «…и бояться Имени почитаемого и страшного» (Дварим, 28:58). И написано: «Воздайте почет Г-споду, вашему Б-гу» (Ирмияу, 13:16), а также «Воздайте Б-гу почет и могущество» (Теилим, 29:1) и «Воздай почет Г-споду, Б-гу Израиля, и исповедуйся перед Ним» (Йеошуа, 7:19). Получается, что при этом человек выполняет заповедь об исповеди, раскаянии и возвращении к Б-гу (тшува), которая много раз повторена в Торе, в Книге Пророков (Невиим) и в Писании (Ктувим).

[Изучая Тору, которая является противоядием от злого начала, человек преодолевает свое злое начало и тем самым выполняет заповедь почитать Б-га – ведь принесение злого начала в жертву является одним из проявлений этого почитания. А принося злое начало в жертву, человек тем самым выполняет заповедь о тшуве, которая включает в себя также произнесение исповеди и раскаяния.

На эту связь изучения Торы с тшувой указывает сам автор книги «Маалот а-Тора» в предисловии к ней, где он пишет: «И невозможно обрести какое-либо достоинство или положительное качество характера или научиться Б-гобоязненности иным путем, кроме как через Тору, благодаря которой человек осознает серьезность своих грехов и пробудится к раскаянию (т.е. к тшуве)».]

А воздавая почет, человек удостаивается почета, как сказано: «…ведь почитающих Меня и Я почитаю» (Шмуэль 1, 2:30). И написано: «Богатство и почет со мною (т.е. с мудростью Торы)» (Мишлей, 8:18). А через это человек удостаивается смирения и трепета, как написано: «…прежде почета – смирение» (там же, 15:33). И написано: «За смирение – трепет перед Б-гом» (там же, 22:4). И еще написано: «…и бояться Имени почитаемого и страшного» (Дварим, 28:58). По этому поводу наши мудрецы сказали в Мишне: «[Тора] одевает его (человека, изучающего ее ради нее самой) смирением и трепетом».

[Авот, 6:1. Рав И.-А. Хавер поясняет, что Тора называется «одеянием» Б-га, ведь в ней отражены все свойства Всевышнего, через которые Он открывается Своим творениям. С помощью этих качеств Всевышнего, которые отражены в Его Торе, составленной из Его святых Имен, Он сотворил и поддерживает мир, направляя всё происходящее во вселенной. И когда человек занимается изучением Торы, он буквально облачается в Его «одеяния». А поскольку Всевышний является источником подлинного смирения, и Его смирение связано с Его величием – ведь Он скрыл и ограничил Себя, чтобы появилась возможность проявления для сотворенного Им мира, – человек, занимающийся изучением Торы, тоже облачается в качество смирения, и благодаря этому постигает свое ничтожество по сравнению с величием Б-га. И тот, кто больше занимается изучением Торы, достигая в этом истинного величия, вместе с тем достигает высочайшего смирения. Поэтому-то про нашего наставника Моше, через которого была дана Тора, написано: «А человек Моше был самым смиренным из всех людей» (Бемидбар, 12:3).

Вместе с тем, «одеянием» человека, изучающего Тору, становится и трепет перед Б-гом, достигаемый с помощью смирения, как сказано: «За смирение – трепет перед Б-гом» (Мишлей, 22:4). И хотя все духовные качества человека становятся «одеяниями» для его души, некоторые из них являются более частными, а некоторые более общими – подобно тому, как некоторые элементы одежды покрывают лишь небольшую часть тела, а некоторые одежды покрывают всё тело. Такими наиболее общими «одеяниями» для души как раз и являются смирение и трепет перед Б-гом, потому что они включают в себя все добрые духовные свойства человека («Ор Тора», 17).]

Перевод и составление: рав Александр Кац

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий