Маалот а-Тора — Скажи мудрости: Ты моя сестра!

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер | версия для печати версия для печати
мудрости

Рав Авраам, брат Виленского Гаона

5. «Ты – моя сестра!»

Еще [по поводу изучения Торы] написано: «…чтобы они слушали, и чтобы учились» (Дварим, 31:12), а также «…чтобы укрепились они в Торе Б-га» (Диврей а-ямим 2, 31:4).

И написано: «Только к Торе Б-га влечет его, и в изучение ее он погружен днем и ночью» (Теилим, 1:2), а также «Помните Тору Моего слуги Моше» (Малахи, 3:22).

В Мишлей [тоже приведено множество стихов, посвященных изучению Торы]. Так, написано: «[Слушай, сын мой, наставления отца твоего и] не оставляй Тору своей матери» (1:8; см. 6:20), «Моей Торы не оставляйте» (4:2), «Не отступайте от речений моих уст» (5:7), а также «Не оставляйте ее (т.е. Тору)» (4:6).

[И еще там написано:] «Пусть (слова мудрости) не отходят от твоих глаз – храни их в своем сердце» (3:21), «Не давай сна твоим глазам…» (6:4), «Пусть твой слух внимает мудрости, склони к пониманию твое сердце» (2:2), «К разумению направь свой голос» (2:3), а также «Счастлив человек, нашедший мудрость, и человек, обретающий понимание» (3:13).

[И еще написано:] «Создателя, породившего тебя, ты оставил» (Дварим, 32:18), а также «Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы обрести постижение» (Мишлей 4:1).

[В святой книге «Зоар» объяснено: «В час, когда евреи оставляют Тору, как бы ослабевает Его сила, как написано: «Создателя, породившего тебя, ты оставил» («Зоар» 2, 155б). Там же, в книге «Зоар», добавлено: «Все время, пока евреи заняты изучением Торы, Творец радуется созданиям своих рук и доволен всеми мирами, – тогда и небо, и земля остаются на своих местах. Более того, Творец собирает все Свое Небесное Воинство и говорит ему: «Смотрите, какой святой народ есть у Меня на земле – Тора служит ему венцом». …Но в час, когда евреи оставляют изучение Торы, Он как бы лишается Своей силы. И тогда «время действовать для Б-га» (Теилим, 119:126) – оставшиеся праведники должны изучать Тору и вершить добрые дела, чтобы Б-г усилился ими» (см. также «Нефеш а-Хаим» 4:22).

В приведенных отрывках имеется в виду следующее: Всевышний сделал нас соучастниками Его управления мирами, и Он желает, чтобы наши поступки влияли на Его управление. Но, безусловно, мы не можем в буквальном смысле «усилить» или «ослабить» Творца, не дай Б-г (подробнее см. в книге Рамхаля «Даат Твунот») (примеч. редактора).]

[И еще в книге Мишлей сказано:] «Да удержит твое сердце мои слова» (4:4), «Обрети мудрость и обрети понимание» (4:5), «Люби ее (т.е. мудрость), и она сохранит тебя» (4:6), «Начало мудрости – обрети мудрость и всеми своими силами приобрети понимание» (4:7), а также «Превозноси ее (мудрость Торы), и она поднимет тебя, она принесет тебе почет, если ты примешь ее в свои объятия» (4:8).

[И еще там написано:] «Слушай, мой сын, и прими мои слова» (4:10), «Сын мой, внимай моим речам и преклони ухо к моим словам» (4:20), «Сын мой, внимай моей мудрости, прислушайся к моему пониманию, чтобы охранять помыслы, и чтобы твои уста сохранили знание» (5:1-2).

[И еще написано:] «Пусть ее груди поят тебя во всякий час, постоянно предавайся ее любви» (5:19) – из любви к ней, ты будешь делать все другие дела лишь походя, а твои мысли всегда будут заняты только Торой. [В образном сравнении, приведенном в этом стихе из Мишлей, подразумевается Тора, которая насыщает человека мудростью, подобно тому, как материнское молоко насыщает младенца и поддерживает его жизнь. А из своей любви к Торе человек будет заниматься другими делами лишь по необходимости и понемногу – ведь его притягивает только мудрость Торы (см. Раши, Мишлей, 5:19). А Рамбам по этому поводу пишет: «Известно и понятно, что любовь к Б-гу захватывает сердце человека только в том случае, если он думает об этом постоянно, как и должно быть, и он оставляет всё, чем наполнен мир, кроме этой любви. А любовь к Б-гу выражается в познании Его. В зависимости от уровня такого постижения Творца – любовь будет слабой или сильной. Поэтому человек должен посвятить себя тому, чтобы постичь мудрость Торы, открывающую ему Создателя, в соответствии со способностью к постижению и пониманию, которая у него есть» (см. Тшува 10:6).]

[И еще там написано:] «Нанизывай их (слова Торы) на свои персты, напиши их на скрижалях своего сердца» (7:3), «…обвяжи ими свою шею» (6:21), «Сохрани мои слова, и заповеди мои сохрани при себе» (7:1), а также «Сохрани мои заповеди, чтобы жить, и мою Тору, как зеницу твоего ока» (7:2).

[И еще написано:] «Скажи мудрости: «Ты – моя сестра!», и родным назови познание» (7:4).

«Ты – моя сестра» – имеется в виду общность и взаимосвязь, как написано: «…соединены одна с другой (אִשָּׁה אֶל אֲחֹתָהּ – иша эль ахота; буквально «женщина со своей сестрой»)» (Шмот, 26:3).

[Как поясняет выдающийся знаток тайных разделов Торы р. И.-А. Хавер, слова «Скажи мудрости: «Ты – моя сестра!» подразумевают, что душа еврея соединена с Торой. В святой книге «Зоар» объяснено: «Тора, Всевышний и народ Израиля представляют собой единство». А вся Тора состоит из имен Творца («Зоар», 3, 73а), и образно говорится, что в Торе, которая дарована народу Израиля, шестьсот тысяч букв – по числу «корневых душ» народа Израиля. Поэтому мудрость Торы названа «сестрой» – чтобы подчеркнуть эту общность и близость, ведь «и брат, и сестра оба являются детьми одного отца».

С этим сокровенным единством связано также и то, что наш праотец Авраам назвал свою жену Сару своей «сестрой», как написано: «И сказал Авраам о Саре, своей жене: «Она мне сестра» (Берешит, 20:2). И еще он пояснил: «…она мне вправду сестра, дочь моего отца, но не дочь моей матери – и стала мне женой» (там же, 20:12). В святой книге «Зоар» эти слова Торы объясняются на более глубоком уровне постижения: праотец Авраам – это еврейская душа (нешама), а его жена Сара – мудрая Тора, которая еще до сотворения вселенной была предназначена в «супруги» народу Израиля, и удел еврейского народа – изучение Торы. А слова «дочь моего отца, но не дочь моей матери» указывают на то, что источником Торы является наш Небесный Отец, а не «природа» нижнего мира. Но каждый еврей, корень души которого находится также на Небесах, вместе с тем является порождением земного, материального мира – ведь он вышел из чрева матери.

А в словах «…и родным назови познание», которые завершают приведенный выше стих из Мишлей, имеется в виду глубокое постижение Торы, которое достигается при соединении небесной мудрости Торы и понимания со стороны человека. Когда душа еврея соединяется с мудростью Торы рождаются новые постижения и открытия – хидушим, подобно тому, как при соединении мужа и жены у них рождаются дети (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 8).]

[И еще написано:] «А теперь, сыновья, послушайте меня, [и внимайте словам моих уст]» (Мишлей, 7:24), «Счастлив человек, прислушивающийся ко мне, пребывающий изо дня в день у моих дверей, чтобы стоять на страже у косяков при входе ко мне» (8:34). [В мидраше переданы слова Творца: «Я дал вам Тору, чтобы вы занимались ее изо дня в день, как написано: «Счастлив человек, прислушивающийся ко мне, пребывающий изо дня в день у моих дверей…» («Шмот Раба», 25:9).]

[И еще написано:] «Идите вкушать мой хлеб и пить вино, которое я приготовил [«хлеб» и «вино» – это намек на открытую и сокровенную части Торы — примеч. редактора]» (9:5), «Оставьте пути неразумных и будете живы, ходите путем понимания» (9:6).

[И еще там написано:] «Не люби сон, чтобы не обеднеть» (20:13), «Склони свое ухо и внимай словам мудрых, обрати свое сердце к моему учению, ведь приятно сохранить их (слова мудрецов) в себе, они все утвердятся на твоих устах» (22:17-18).

[И еще написано:] «Дай мне, мой сын, твое сердце» (23:26), «…познание мудрости для души твоей» (24:14), а также «…чтобы была Тора Б-га на твоих устах» (Шмот, 13:19).

[А в Книге Пророков переданы слова Всевышнего:] «Эфраим – дорогой Мой сын, мое дитя, с которым Я забавляюсь! И каждый раз, когда Я говорю о нём, Я его еще вспоминаю» (Ирмияу, 31:19). В мидраше мудрецы толкуют: «…когда Я говорю о нём» – имеется в виду изучение Торы, поэтому-то «…Я его еще вспоминаю». А воспоминание – это благословение, как написано: «Б-г, вспоминающий о нас, благословит нас!» (Теилим, 115:12). Благодаря тому, что Всевышний помнит о нас, мы удостаиваемся всех благословений.

[В словах Всевышнего, которые передал пророк Ирмияу, имя «Эфраим» является одним из обозначений всего народа Израиля. Наши мудрецы истолковывают эти слова Творца так: «Мне дорог Мой сын – еврейский народ, и Я люблю Его. А в час, когда евреи занимаются словами Торы, это пробуждает Мое милосердие к ним, и Я их вспоминаю ко благу» (Таргум, Ирмияу 31:19; см. также Раши).

Выдающийся знаток тайных разделов Торы р. И.-А. Хавер указывает, что все миры были сотворены при помощи слов Всевышнего, запечатлённых в Его Торе, как написано: «Словом Б-га созданы Небеса, и дыханием Его уст – всё их воинство» (Теилим, 33:6). А поддерживается существование всех миров благодаря тому, что евреи занимаются Торой – и при этом создаются новые миры. Ведь, когда евреи занимаются в этом мире Торой, Всевышний занимается этим же разделом Торы в высшем мире. В мидраше утверждается: «Всевышний произносит законы от имени людей из плоти и крови» (см. «Ялкут Шимони», Хукат, 759) – и это происходит именно в тот момент, когда евреи произносят этот закон в нижнем мире. В Талмуде также рассказывается от имени пророка Элияу о том, что, когда мудрецы обсуждали один из фрагментов Танаха, Всевышний занимался этим же отрывком, повторяя их толкования и их открытия и даже признавая их правоту (Гитин, 6б). А когда Всевышний произносит в высшем мире слова Торы, это создает определенные сочетания Высшего Света, которые воздействуют на сотворенный мир. И в час, когда евреи совершают в нижнем мире новые открытия в Торе, Всевышний осуществляет изменения и обновления в высших мирах, создавая «новые небеса», о которых упомянуто у пророка: «…новые небеса и новая земля, которые Я сотворю» (Йешаяу, 66:22).

Согласно этому толкованию, приведенный выше стих из книги пророка Ирмияу можно объяснить так: когда евреи, которых Б-г называет «дорогим Своим сыном», занимаются изучением Торы, Всевышний как бы «забавляется» вместе с ними, произнося те фрагменты Торы, которые они изучают (об этом и написано «когда Я говорю»). Такое совместное изучение Торы – одновременно в верхнем и нижнем мире – пробуждает милосердие Небес (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 9).]

Благодаря тому, что Он о нас помнит, мы избавляемся от всех бед и от всякой духовной скверны, как написано: «…и вспомнит о вас Г-сподь, ваш Б-г, и будете вы спасены от ваших врагов» (Бемидбар, 10:9).

[В святой книге «Зоар» этот стих Торы объяснен так: «…и будете вы спасены от ваших врагов» – от тех, кто обвиняет вас на Высшем Суде («Зоар хадаш» 1, 25а; см. также «Маалот а-Тора», Иерусалим, 5776, с. 32/114/).

А рав И.-А. Хавер указывает, что «воспоминание» Творца о нас, о котором говорится в этом стихе Торы («и вспомнит о вас Г-сподь»), – это проявление Его Суда, ведь День Суда, Рош а-Шана, так и назван «йом а-зикарон» (буквально «День Памяти»). А отношение Б-га к Своим творениям определяется прежде всего тем, как евреи относятся к изучению и выполнению Его Торы. В час Суда Творец, в первую очередь, «вспоминает» заслуги сынов Израиля в изучении Торы – и вспоминая об этом, Он склоняется к милосердию, так как «у нас есть сестра прямо в доме царя» (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 10).]

Перевод и составление — рав Александр Кац

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий