Святое партнерство — соглашение «Звулун-Иссахар»

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

288
соглашение

В еврейской традиции колено Иссахара — это колено мудрецов Торы, обучающее весь народ ее законам и, благодаря полной вовлеченности в ее изучение, владеющее самыми тайными ее разделами.

В мидраше («Берешит Раба», Ваеце, 72:5) говорится, что 200 глав Санедрина являлись представителями этого колена. Все их братья (весь еврейский народ) спрашивали законы у представителей колена Иссахара, и те давали им настолько правильный и четкий ответ, будто он прямо сейчас был получен ими на горе Синай (на которой Всевышний открылся всему народу и даровал Тору). «Но кто является “виновником” всего этого величия? — задают наши мудрецы в мидраше риторический вопрос, — не кто иной, как Звулун, который занимался торговлей и обеспечивал Иссахара,  чтобы он благодаря этому мог всецело посвятить себя изучению Торы. И когда Моше благословлял перед смертью колена Израиля, он вначале благословил колено Звулуна, и только потом – колено Иссахара: “Радуйся, Звулун, в поездках своих, а Иссахар в шатрах своих!” (Дварим, 33:18). Некоторые даже толкуют имя Иссахар, как еш схар (есть плата)».

Поясним: речь идет об обоюдном соглашении представителей колена Звулуна и колена Иссахара о том, что представители колена Иссахара, наделенные особыми способностями к постижению Торы и ее законов, полностью посвящают себя учебе, а представители колена Звулуна, которые находятся в постоянных деловых разъездах, будут создавать материальную базу для этого. За эту великую миссию Всевышний обещает Звулуну невероятно высокую награду. Он удостоится вечной жизни в Грядущем мире, как сказано: «Древо Жизни она (Тора) для поддерживающих ее» (Мишлей, 3:18). Он будет восседать в Небесном Доме учения, где находятся исключительно души мудрецов Торы, в месте, где близость Всевышнего ощущается максимально сильно, как сказано: «Око не видело, Всевышний, ничего, кроме Тебя» (Йешаяу, 64:3). Тот, кто предоставлял материальную базу для изучения Торы, удостаивается восстать из праха во время воскрешения из мертвых, как сказано: «Ибо роса света роса Твоя» (Йешаяу, 26:19). Мудрецы в мидраше говорят, что величайшей заслуги изучающих Тору удостаиваются оба колена в равной степени, как сказано: «Ибо под сенью мудрости, как под сенью денег» (Коэлет, 7:12).

Каким образом и при каких условиях становится возможным приобретение всех этих великих благ?

Автор комментария «Афлаа» к трактату Ктубот во вступлении («Питха Зеира», п. 43) пишет: недопустимо предполагать, что соглашение «Звулун-Иссахар» — это нечто вроде продажи. В этом возвышенном и чрезвычайно тонком вопросе, конечно же, не идет речь о торговых отношениях. Каждый член этого партнерства получает полную плату от Творца мира, подобно тому, как при зажигании одной свечи от другой возникает еще одно пламя, не умаляя силу первого. Аналогично этому пишет также автор «Хидушей а-Рим» («Йорэ Дэа», 246). Для того, чтобы прояснить механизм действия этого уникального соглашения, обратимся к словам наших учителей.

В кодексе законов «Арбаа Турим» («Йорэ Дэа», п. 246) сказано: «Каждый еврей обязан изучать Тору, будь то неимущий или богач, физически здоровый или больной, молодой или дряхлый старик. И даже нищий, который побирается по домам, и даже тот, у кого есть жена и дети, должен установить постоянное время для изучения Торы, как сказано: “Не отойдет книга Торы этой от уст твоих, и трудись над ней днем и ночью” (Йеошуа 1:8). А тот, у кого нет возможности самому учиться, либо из-за того, что он вообще не знает, как это делать, или у него слишком много забот, должен поддерживать изучающих Тору. Эта заповедь ему засчитается, как будто он сам изучал Тору, как это выводят мудрецы из стиха “Радуйся, Звулун, в поездках своих, а Иссахар в шатрах своих”». Автор «Шулхан Аруха» (там же, п. 1) привел этот закон, опустив последнюю фразу, а именно: он не написал, что поддержка изучающих Тору засчитается человеку, как будто он сам ее изучал. Но ашкеназский законоучитель Рамо цитирует эти слова из «Арбаа Турим» и продолжает: «Один человек может заключить договор с другим о том, что будет заниматься Торой, а тот обеспечит его всем необходимым. Заслуги за изучение Торы будут поделены между ними. Однако награду за то, что он учил Тору до сих пор, задним числом продать за деньги невозможно».

Хафец Хаим в книге «Шем Олам» («Шаар Ахзакат Тора», п. 6) поясняет фразу из «Шулхан Аруха» «слишком много забот» вот как: «Тем, у кого обширные деловые отношения и им очень трудно их сократить, Тора предлагает выход – соглашение «Звулун-Иссахар». И Тора не только не пренебрегает такими людьми, но, напротив, благословляет их, как сказано: “Радуйся, Звулун, в поездках своих”».

В комментарии «Сифтей Коэн» (п. 2) к «Шулхан Аруху» сказано: «И разделит с ним плату, т.е. плата за изучение Торы и заработанные деньги они делят между собой». Из этих слов представляется, что и духовную плату, и материальный достаток Иссахар и Звулун делят между собой поровну. Хотя не все согласны с таким ограничением. Так например, автор респонсы «Хаим Шааль» (ч. 2, п. 38) считает, что договор между Иссахаром и Звулуном может распространяться на любой процент изученного материала и, соответственно, на любой процент от материальных доходов.

Чтобы избежать перенасыщения множеством мнений и подходов к рассматриваемой теме, не исключая их, но и не пренебрегая ими, хотелось бы предложить ознакомиться с позицией двух наших учителей, выдающихся мудрецов нашей эпохи – рава Ицхака Вайса и рава Моше Файнштейна.

Заметим, что многие из высказанных ими идей разделяли и другие авторитеты Торы, но особо основательный разбор темы соглашения Звулуна и Иссахара в его законодательном аспекте был проделан именно этими законоучителями.

Рав Ицхак Вайс в респонсах «Минхат Ицхак» (ч. 6, п. 100) приводит источник, на который полагался Рамо при установлении вышеприведенного закона. Рабейну Йерухам в книге «Толдот Адам ве-Хава» (натив 2, ч. 4) пишет: «Занимающийся изучением Торы перед началом изучения может заключить договор с другим человеком, занимающимся торговлей, подобный контракту, заключенному между Звулуном и Иссахаром. Однако после того, как он изучал Тору некоторое время, он не может задним числом уступить другому человеку, как это приведено в трактате Сота (21а)». «Представляется странным, — пишет рав Вайс, — высказанная Рамо идея о том, что заслуги в изучении Торы и материальные доходы должны быть разделены между “Звулуном” и “Иссахаром” строго пополам». Очевидно, эти слова не следует понимать буквально, и разделение может быть осуществлено в любых пропорциях, как это явно вытекает из слов рабейну Йерухама, и как в отношении этого считал автор респонс «Хаим Шааль» (см. выше). Но, по всей видимости, в данном вопросе Рамо последовал позиции Раши в трактате Сота (там же). Автор комментария к Торе «Ор а-Хаим» (Шмот, 30:13) пишет, что Звулун и Иссахар, а также многие подобно им поровну делят между собой заслуги за изучение Торы, достигнутые одним, и материальные доходы, достигнутые вторым. Причем то, что получает «Звулун» от святого за половину своих денег, никоим образом не умаляет заслуги «Иссахара», ибо «святой шекель» (награда за изучение Торы) является двойным. Так что в результате у каждого в руке окажется по целому шекелю. Аналогично этому пишет и Хида в книге «Рош Давид» (Мишпатим). В «Собраниях писем Хазон Иша» (п. 47) приведена составленная Хазон Ишем форма контракта между Иссахаром и Звулуном, где сказано, что заслуги за ту учебу, которая была возможна благодаря поддержке такого-то (имя «Звулуна»), будет поровну разделена между изучающим и поддерживающим его, как это указано в примечаниях Рамо. Там же в книге «Рош Давид» дается объяснение, почему договор может быть заключен исключительно перед началом учебы, но не может распространяться на то, что было изучено прежде. Ведь изученное «Иссахаром» по договору было возможно благодаря финансовой поддержке «Звулуна»: освободившись от бремени добывания материального достатка, мудрец получил возможность всецело предаться изучению Торы. Поэтому спонсор, благодаря которому это стало возможным, по праву удостаивается части заслуг в изучении Торы. Но то, что было изучено мудрецом без материальной поддержки, в результате финансовых лишений, не может быть приобретено за счет того, что после этого мудрецу станет комфортнее, ведь эта часть Торы была изучена до того. Другими словами, здесь не идет речь о покупке заслуг, но о той роли, которую сыграл спонсор в изучении Торы, ибо в этом деле не может быть речи о купле-продаже.

Подведем итог: рав Вайс от имени Хида приводит объяснение, почему невозможно заключить договор после того, как человек учил Тору.

Часть заслуг, приобретенная «Звулуном», не умаляет части заслуг, которых удостаивается «Иссахар». Необходимо составлять договор в письменной форме, как это делал Хазон Иш. И, наконец, поднят вопрос о том, обязательно ли разделение заслуг и доходов должно быть пополам. В отношении последнего, а точнее первого, с чего начал рав Вайс выяснение вопроса, представляется уместным упомянуть еще ряд источников. В книге «Законы Виленского Гаона и его обычаи» (п. 297), написанной равом Моше Штернбухом, говорится, что «Иссахар» может оставить некоторое время вне договора – для личных заслуг. Рав Шломо Одая в книге «Шалом ле-Ам» (ч. 3, п. 17) пишет, что договор может быть заключен даже на один день в неделю. Согласно свидетельствам очевидцев, рав Исер Залман Мельцер заключал договор со спонсором на основе соглашения «Звулун-Иссахар» только на издание своих книг. Важно упомянуть также объяснение, которое дал рав Моше Соловейчик, связанное с механизмом совершения заповеди за другого человека. Ведь в заповеди изучения Торы обязан каждый еврей, а раз так, то как эта заповедь может быть засчитана «Звулуну», если ее исполнял «Иссахар»? Рав М. Соловейчик считает, что основа заповеди изучения Торы – это увеличение знания Торы, а в этом «Звулун» принимал активное участие («Коль Тора», 39:19).

Теперь обратимся к респонсе рава М. Файнштейна из сборника «Игрот Моше» («Йоре Дэа», ч. 4, п. 37). Полностью привести респонсу вследствие ее объема (более 16 стр. мелкого текста!) в рамках данной статьи не представляется возможным, поэтому ограничимся кратким ее пересказом.

Прежде всего, следует понять суть соглашения «Звулун-Иссахар». Как известно, заповедь изучения Торы предполагает, что каждый представитель еврейского народа обязан изучить всю Тору и хорошо знать ее.

И хотя мало кому по силам изучить всю Тору как положено, — даже тем, кто удостоился долгих лет жизни, все же тот, кто приложил для этого все свои силы, считается исполнившим эту заповедь. Но большинство людей лишено возможности постоянно учить Тору, т. к. заботы о пропитании не позволяют им этого, и, поскольку это явно уважительная причина, Всевышний их прощает. Учитывая все это, Звулун и Иссахар заключили договор, согласно которому, Звулун полностью обеспечит Иссахара всем необходимым, чтобы он, не отвлекаясь на заботы о пропитании, мог с полной отдачей посвятить себя постижению всей Письменной и Устной Торы во всей ее глубине. Таким образом, они сообща смогут исполнить заповедь изучения и знания всей Торы – одну, но самую великую заповедь, заслуга за которую будет поделена между ними поровну. Другими словами, соглашение «Звулун-Иссахар» — это когда два человека заключают между собой договор о том, что один из них, освобожденный от вопросов пропитания, всецело посвящает себя углубленному изучению Торы, а второй обязуется обеспечить ему все необходимые для нормального существования материальные средства. Если у первого имеется имущество, способное приносить доходы, второй берет на себя также заботу об этом. При этом, «Иссахар» делит со «Звулуном» поровну всю награду, которой его одаривает Всевышний в заслугу за изучение Торы, как в этом, так и в Грядущем мире. То правило, что Тора оберегает и охраняет от бед и напастей тех, кто ее изучает, всецело распространяется и на «Звулуна». Речь, понятно, идет о той части знаний и величия в Торе, которые «Иссахар» приобрел благодаря поддержке «Звулуна».

Рав Файнштейн подчеркивает, что соглашение «Звулун-Иссахар» не имеет отношения к заповеди одаривать неимущих (цдака), ведь колена Иссахара и Звулуна, от которых берет начало это соглашение, получили наделы в Земле Израиля и особой бедностью представители колена Иссахара не отличались.

Еще одно доказательство: законоучители привели возможность контракта «Звулун-Иссахар» в разделе, занимающемся законами изучения Торы, но не в разделе, занимающемся законами помощи неимущим. Данное утверждение имеет ряд важных следствий. В отличие от заповеди о цдаке, соглашение «Звулун-Иссахар» не предполагает, что «Иссахар» должен быть обязательно человеком нуждающимся, нет обязанности предпочесть мудреца Торы более высокого уровня. Возможно, напротив, предпочтительнее выбрать на роль «Иссахара» именно молодого, подающего надежды ученика, который благодаря договору сможет вырасти в большого знатока Торы.

В случае договора «Звулун-Иссахар», в отличие от законов цдаки, нет обязанности предпочесть коэна левиту или простому еврею, или левита – простому еврею. (Разве что при прочих равных коэн предшествует остальным.) Если в случае с цдакой существует большой положительный момент распределить пожертвования среди как можно большего числа нуждающихся, то соглашение «Звулун-Иссахар» предусматривает полное обеспечение нужд конкретного «Иссахара», и средства, предназначенные на это, не распределяются между другими изучающими Тору. На нужды цдаки разрешено дать не более пятой части имущества, тогда как при соглашении «Звулун-Иссахар» часть, причитающаяся «Иссахару», не ограничена определенной суммой.

При заключении соглашения «Звулун» должен руководствоваться исключительно желанием увеличения изучения Торы в мире и не исходить из прочих интересов, таких как симпатии к «Иссахару», желание ему помочь и пр., хотя за помощь ближнему и с подобными намерениями награда велика.

Договор «Звулун-Иссахар» должен быть заключен с ясным и подробным перечислением всех условий. [В этом вопросе мнения законоучителей разошлись. Некоторые разделяют точку зрения р. М. Файнштейна и считают, что все условия должны быть подробно оговорены при заключении соглашения (см. «Мешив Давар», ч. 3 п. 14; «Афаркаста дэ-Ания», ч. 1, п. 67). Другие считают, что в этом нет надобности (см. «Диврей Малкиэль», ч. 4 п. 80; «Эц При», п. 27; «Минхат Ицхак», ч. 8, п. 81).] Дополнительных действий, официально закрепляющих контракт, как это происходит при заключении сделки, не требуется. Нет необходимости также ни в составлении письменного документа, ни в свидетелях. Но поскольку основная цель соглашения в том, чтобы освободить «Иссахара» от забот и предоставить ему возможность полностью посвятить себя занятиям Торы, он среди прочего должен быть спокоен, что «Звулун» выполнит все взятые на себя обязательства. Если в отношении этого существуют некоторые сомнения, следует заключить официальный договор, имеющий юридическую силу в раввинском суде.

Может ли «Иссахар» заявить, что он согласен «уступить» «Звулуну» меньше половины своих заслуг? Рав Файнштейн считает, что это запрещено, т.к. это умаляет величие такой важной заповеди, как поддержка изучающих Тору, которую исполняет «Звулун», и степень великого милосердия, оказанного ему «Звулуном», предоставившим ему возможность безбедно изучать Тору. Также и «Звулун» не имеет права уменьшить «плату», выдаваемую им «Иссахару», даже если тот, в свою очередь, согласен на это с искренней готовностью, ибо любому человеку строго запрещено принижать важность Торы. Теперь зададим обратный вопрос: разрешено ли прибавить плату «Иссахару»? Рав Файнштейн приводит ряд причин, что и этого делать не следует. Другими словами, соглашение «Звулун-Иссахар» предполагает именно равное распределение заслуг и платы.

Далее автор «Игрот Моше» говорит о том, что договор должен быть достаточно продолжительным, ибо в противном случае «Иссахар» не сможет освободиться от бремени материальных забот, чтобы спокойно изучать Тору. По мнению рава Файнштейна, договор должен быть заключен хотя бы на три года, на крайний случай – минимум на год.

Когда речь идет о людях, финансовые возможности которых велики, соглашение может быть заключено ими сразу с несколькими «Иссахарами». При этом «Звулун» обязуется обеспечить им достойное материальное положение, соответствующее людям с высоким достатком, включая расходы на женитьбу их детей. В таком случае тот факт, что он посвящает свои средства нескольким людям, а не одному, не является пренебрежением к Торе, т. к. каждому из них он создает достойное материальное положение.

Если есть два человека, каждый из которых по отдельности не имеет возможности полностью содержать «Иссахара», а общими силами – могут, то они имеют право заключить договор «Звулун-Иссахар». При этом каждый из них получает четверть заслуг «Иссахара». [Заметим, что по мнению автора книги «Кдушат Йом Тов», каждый из них получает полностью все заслуги за изучение Торы.] Аналогично этому они могут поделить свое спонсирование по неделям или месяцам. Например, четыре месяца один, затем четыре месяца другой и т.п.

Соглашение «Звулун-Иссахар» действительно не только в отношении определенного частного лица. При спонсировании ешивы или колеля человек также удостаивается разделить поровну заслуги, достигнутые их учениками благодаря его помощи. При этом главы этих организаций должны получить на это согласие учеников.

Тем, что «Звулун» щедро спонсирует изучение Торы, он не освобождает себя от того, чтобы в свободные от добывания материальных средств часы установить определенное время для изучения Торы. Это время должно быть установлено в соответствии с его занятостью, и в тот день, когда он не имеет возможности посвятить время занятиям Торы, он исполнит заповедь изучения Торы во время вечернего и утреннего чтения молитвы «Шма, Исраэль» и других отрывков из Торы, входящих в состав ежедневных молитв.

Таковы вкратце основные положения договора «Звулун-Иссахар», изложенные в респонсе «Игрот Моше».

Заметим, что величайшая заповедь материальной поддержки изучающих Тору исполняется в любой форме, и плата за нее невероятно велика. В данной статье была разобрана только та ее форма, которая регулируется правилами соглашения «Звулун-Иссахар», когда духовные заслуги и материальные доходы равно делятся между участниками. Тот, кто хочет исполнять ее в иной форме, не должен заключать специальных договоров, не ограничен рамками времени, масштабами оказываемой помощи, количеством тех, кого он спонсирует. Ему разрешено использовать для этой цели денежную десятину, а если изучающий Тору имеет по закону право на получение цдаки, то и из денег, предназначенных для цдаки.

Теперь несколько слов о самом главном «спонсоре» каждого изучающего Тору – о его жене.

В заслугу того, что они поддерживают своих мужей в изучении Торы, женщины также удостаиваются равной с ними награды в этом и в Грядущем мирах. Среди прочего, законоучители («Диврей Малкиэль», ч. 4, п. 80) учат это из истории, приведенной в Талмуде (Ктубот, 63а; Недарим, 50а). Когда раби Акива, став выдающимся мудрецом, вернулся в родной город, жители вышли навстречу, чтобы чествовать посетившего их самого великого знатока Торы, окруженного тысячами учеников. Вместе со всеми вышла и его жена Рахель, которая уговорила его начать изучать Тору и ради этого была готова сама вести хозяйство и растить их детей. Увидев ее в огромной толпе, раби Акива обратился к своим ученикам со словами, которые стали крылатыми: «Вся Тора, которую я удостоился постичь, и вся Тора, которой я обучил вас, — принадлежит ей».

Однако статус жены отличается от статуса Звулуна: никакого дополнительного союза, кроме брачного, она с мужем заключать не должна. Виленский Гаон пишет (Брахот, 61а), что муж и жена были созданы как одно целое, ибо предназначение человека в этом мире – постижение мудрости Торы. А если бы был создан только мужчина, ему бы пришлось часть времен посвящать бытовым вопросам, и он не смог бы полностью отдать себя изучению. Поэтому сказал Творец: «Нехорошо быть мужчине одному, сделаю ему помощника, соответствующего ему» (Берешит, 2:18).

Хафец Хаим в книге «Шем Олам» («Шаар Ахзакат Тора», п. 11, в примеч.) рассказывает, что жена одного из глав поколения обратилась к своему великому мужу с просьбой уступить ей часть его заслуг в Торе. На это раввин ответил, что нет нужды в дополнительных просьбах, ибо все, чего удостоится он, автоматически удостоится и она. Аналогично тому, как в материальном мире, если муж богат, то и жена богата, так же обстоит дело и в отношении заслуг в мире Грядущем.

http://www.beerot.ru/?p=44942

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here