Ступень дарования Торы

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

397
ступень дарования Торы

«Выходите и смотрите, дочери Сиона, на царя Шломо, на венец, которым увенчала его мать в день свадьбы его и в день радости сердца его» (Шир а-Ширим, 3:11).

Сказали наши мудрецы («Шир а-Ширим Раба», 3:21):

Сказал раби Йоханан: спросил раби Шимон бар Йохай у раби Элазара бар раби Йосе: «Слышал ли ты от отца твоего, что означает: “На венец, которым увенчала его мать”?» Ответил тот: «Да». – «И что же?» – Ответил тот: «Была у царя дочь единственная, и любил он ее чрезвычайно, и звал ее “дочь моя”. И не отступал от любви своей к ней, пока не назвал ее “сестра моя”; и не отступал он от любви своей к ней, пока не назвал ее “мать моя”. Так любил Всевышний Израиль сверх меры и звал его “дочь Моя”, как сказано (Теилим, 45:11): “Слушай, дочь, и смотри”; и не отступал Он от любви Своей к ним [сынам Израиля], пока не назвал их “сестра Моя”, как сказано (Шир а-Ширим, 5:2): “Открой мне, сестра моя, подруга моя”; и не отступал Он от любви Своей к ним, пока не назвал их “мать Моя”, как сказано (Йешаяу, 51:4): “Внимайте Мне, народ Мой и леуми [племя Мое]; Меня слушайте”. Слово леуми пишется [без буквы вав и может быть прочитано] как ле-ими – “Моей матери”». [То есть как бы Своей матери сказал: «Меня слушайте».]

Встал раби Шимон бар Йохай, поцеловал его [раби Элазара бар раби Йосе] в голову и сказал ему: «Если бы пришел я [в этот мир] только для того, чтобы услышать такое объяснение из уст твоих, – мне было бы довольно».

Сказали наши мудрецы («Шир а-Ширим Раба», 3:21): «Сказал раби Ицхак: мы повторили все Писание и не нашли упоминания о том, что Бат Шева [мать царя Шломо] сделала своему сыну Шломо венец». Мудрецы хотели понять пшат – прямой смысл – сказанного в стихе: «На венец, которым увенчала его мать в день свадьбы его и в день радости сердца». И действительно: после того, как этот пшат был открыт раби Шимону бар Йохаю, он был поражен так, что поцеловал раби Элазара в голову. Нужно понять, почему этот пшат вызвал такое восхищение у раби Шимона бар Йохая, которому были открыты все тайны Торы?

В приведенном высказывании наших мудрецов мы видим три ступени любви Всевышнего к Израилю, высшая из которых – ступень «мать Моя» – относится к моменту дарования Торы, как это будет объяснено далее. До этой высшей ступени Израиль находился на ступенях «дочь» и «сестра». Теперь объясним, в чем состоит суть этих разных ступеней.

Ступень «дочь»

Сын и дочь – это продолжение отца. Они – наследники, сменяющие его и продолжающие пути отцов в будущих поколениях. Термином «дочь Моя» определено предназначение общины Израиля – быть как бы дочерью Святого благословенного. Всевышний сотворил мир с целью раскрытия славы Его, и задача Израиля – продолжить это и еще приумножить раскрытие Его славы. И так сказали наши мудрецы (Раши на Берешит, 1:1): «Бе-решит – ради Израиля, называемого решит» [«первинки плодов», см. Ирмияу, 2:3; сыновья и дочери подобны плодам].

Другими словами, Израиль – тот, кто является продолжателем в достижении цели, ради которой был сотворен мир.

Рамхаль (рав М. Х. Луцатто) пишет в книге «Дерех Ашем» (ч. 2, 4:3), что в действительности все люди могли, пользуясь своей свободой выбора, привести к достижению цели творения, но этого не случилось. И было так, что «…Авраам один был избран в деяниях своих, и возвысился, и назначено ему было стать Древом превознесенным и драгоценным…». И далее пишет Рамхаль: «И тогда разделился мир на семьдесят народов, каждый из которых – на известной ступени. Все они вместе в аспекте их человеческой сути – в не столь возвышенном состоянии, тогда как Израиль – в возвышенном». Авраам – один – был корнем, и Израиль удостоился после него осуществить цель Творения согласно воле Всевышнего, а именно – открыть и приумножить славу Его.

Далее Рамхаль объясняет, что в час дарования Торы народам мира была дана дополнительная возможность удостоиться удела в достижении цели творения («Дерех Ашем», ч. 2, 4:5):

«Однако великое благодеяние содеял Всевышний всем народам, когда дополнительно задержал суд над ними до момента дарования Торы и предлагал им всем принять ее. И если бы приняли, была бы у них возможность подняться выше. Но они не захотели – и суд их свершился до конца… Но и тогда осталась возможность у каждого человека из тех народов перейти в еврейство, индивидуальным образом, и войти, по своему выбору, под Древо праотца нашего Авраама».

Таким образом, один только Израиль продолжил [и продолжает] исполнять волю Всевышнего, состоящую в раскрытии славы Его в сотворенном мире. И удостоился тем самым ступени «дочь Моя». Истинная любовь к сыну – когда он идет путями отца, как сказано (Мишлей, 13:1): «Мудрый сын радует отца», и потому «…и звал ее “дочь Моя”».

[Примеч. ред. А как же праведные геры? Они не образуют отдельный народ, служащий Творцу, в качестве представителей своих прародителей из других народов; они просто становятся интегральной частью народа Израиля.]

Ступень «сестра»

Вторая ступень – это ступень «сестра», в аспекте «[отношений] между равными», соответственно словам наших мудрецов: «”Сестра моя, подруга моя, голубка моя, тамати” (Шир а-Ширим, 5:3); сказал раби Янай: [читай не тамати, а] теомати – сестра-близнец моя; то есть как бы говорит: я не больше ее, и она не больше меня» («Шир а-Ширим Раба» там).

Объясняет рав Хаим из Воложина («Нефеш а-Хаим», 2, гл. 3), что в действительности нет и не может быть постижения сущности Всевышнего.

Возможно только постижение Его со стороны «присоединения» Творца к мирам – в той мере, в которой Он открывает это в путях Своего правления в Творении. Но при этом Он открывает пути правления лишь соответственно тому, что Израиль способен постичь [пусть даже не сразу в ходе происходящего, а в дальнейшем, как это было ярко видно, к примеру, в событиях Хануки]. И Израиль делается «равным Всевышнему», потому что раскрытие Всевышнего в Творении зависит только от Израиля и постижения его. И вот как объясняет там раби Хаим (в своих примечаниях) слова раби Яная в мидраше. «И вследствие сказанного нами выясняется, что после всех постижений в том немногом, что говорят о Нем, благословенном – это лишь со стороны “присоединения” Его к мирам – и все изначальное намерение Его при сотворении миров и при Его “присоединении” к ним было лишь ради Израиля, как сказали наши мудрецы: “Бе-решит – ради Израиля, называемого решит”. И об этом сказал [раби Янай]: “Теомати – сестра-близнец моя – то есть как бы говорит: я не больше ее, и она не больше меня”, то есть “мы вдвоем”».

Таким образом, все намерение Творца при сотворении мира состояло в раскрытии Имени Его – путей правления Его – через Израиль. И раскрытие Имени соразмерно силе восприятия и постижения Израиля, как сказано в молитве: «И Имя Твое, великое и святое, Ты возгласил над нами». Другими словами, Имя Святого благословенного открывается в Творении через Израиль. Но лишь в той мере, в какой община Израиля раскрывает его , как сказано в молитве: «Ты возгласил над нами». Другими словами, по мере постижения Израиля раскрывается и провозглашается Имя Всевышнего в Творении.

Об этом мы говорим в молитве: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова – Б-г Великий, Могучий и Грозный».

Но откуда мы знаем, что Всевышний – великий, могучий и грозный? Мы знаем об этом потому, что каждый из праотцов открыл одно из тех Б-жественных качеств и следовал ему на своем пути. Соответственно тому, что им открылось, раскрывалось Имя Всевышнего в Творении. Авраам открыл у Всевышнего качество хесед – милость, то есть величие Его. Ицхак силой того, как он устоял при связывании его на жертвеннике, открыл у Всевышнего качество гвура – могущество [как оно определено в Пиркей Авот (4:1): «Кто могуч и т. д.», – тот, кто владеет собой, – из страха перед Небесами]. И соответственно открытию его Всевышний был назван Гибор – «Могучий». Яаков постиг у Всевышнего качество эмет – истина. [Которая есть гармония между двумя вышеназванными качествами, столь разными, унаследованными Яаковом от своих отцов, Авраама и Ицхака, – и он держался их, не отклоняясь ни влево, ни вправо, а держась середины; см. «Шаарей Ора», 7]. И благодаря этому открылась в Творении сущность имени Всевышнего Нора – «Грозный». [Проявление этого – в том, что благодаря страху других народов перед Ним еврейский народ может выжить среди этих народов в изгнании (см. Йома, 69б). То есть, с одной стороны, еврейский народ пребывает в изгнании – по мере суда, а с другой стороны он может там выжить – по мере милости Всевышнего.]

Таким образом, лишь в меру того, что открылось праотцам, открывается имя Всевышнего в мире.

Из этого мы также сможем понять слова наших мудрецов («Дварим Раба», Экев, 3:5): «История о раби Шимоне бен Шетахе, который купил у одного ишмаэльтянина осла. Ученики раби посмотрели – и увидели драгоценный камень, висящий на шее у осла. Сказали: “Раби! “Благословение Г-спода – обогащает!” (Мишлей, 10:22)”. Сказал им раби Шимон бен Шетах: “Осла я купил; драгоценный камень я не покупал!” Пошел и вернул камень тому ишмаэльтянину, и тот воскликнул: “Благословен Г-сподь, Б-г Шимона бен Шетаха!” Оказывается, таким образом, что из верности и надежности существа из плоти и крови ты постигаешь верность и надежность Святого благословенного».

Почему же тот ишмаэльтянин благословил Всевышнего, а не самого раби Шимона бен Шетаха? Он понял, что это был не обычный человеческий поступок. Из величия его он понял, что раби Шимон бен Шетах открыл Б-жественную цельность и совершенство, и в силу сказанного в Торе (Дварим, 28:9): «И ходи путями Его» принял на себя обязанность вести себя в соответствии с этой цельностью и совершенством. Потому ишмаэльтянин благословил Всевышнего – ведь поступок раби Шимона бен Шетаха явил собой дополнительное раскрытие цельности и совершенства Всевышнего. Но только раскрытие совершено было не Самим Всевышним, а раби Шимоном бен Шетахом, поскольку открытия Имени Всевышнего полностью зависят от силы постижения и раскрытия Израиля. И если так, то народ Израиля – как «сестра» Всевышнему в этом деле, – в том, что открытия Его, благословенного, зависят от силы их открытий.

Ступень «мать»

Третья ступень, на которой в наибольшей мере раскрывается любовь Всевышнего к Израилю, это ступень «мать Его». Когда же взошел Израиль на эту ступень?

«На венец, которым увенчала его мать в день свадьбы его» – сказали наши мудрецы (Таанит, 26б), что событие это – дарование Торы.

В день дарования Торы изменилась сущность правления Всевышнего в Его Творении, и появился у Израиля аспект «матери» в отношении Всевышнего.

А именно, со времени Адама – первого человека – до дарования Торы прошли двадцать шесть «поколений милости Всевышнего». [Двадцать – от Адама до Авраама (см. Пиркей Авот, гл. 5), и шесть – от Авраама до Моше]. В течение всего этого времени Всевышний изливал Свою милость на Творение – сверху вниз, и влияние это не зависело от деяний человека в Творении. Об этом сказал царь Давид в своих двадцати шести благодарениях [каждое из которых завершается словами] «Ибо вовеки милость Его» (Теилим, 136) – соответственно тем двадцати шести поколениям (см. Псахим, 118а). И хотя все Творение создано было с условием, что Израиль примет Тору, – все же, пока ее не приняли, влияние это было милостью Всевышнего и совершенно не зависело от Израиля. [И так можно сказать даже в отношении поколений, живших до Авраама, – поскольку Израиль существовал в замыслах Всевышнего с самого начала творения мира, как говорилось выше.] Другое дело после принятия Торы: правление Творением теперь определяется соответственно делам Израиля.

И это выглядит так, будто Израиль влияет сверху на Святого благословенного, – как мать, оказывающая влияние на своего сына.

Вот как объясняет это рав Хаим из Воложина («Нефеш а-Хаим», 1:9): «Сказано (Шир а-Ширим, 1:9): “Кобыле в колеснице фараона уподобил я тебя, подруга моя”. Это означает: так же как в войске фараона, вопреки обычаю всего мира, не наездник, сидящий в колеснице, правит лошадью, а лошадь правит наездником, как сказали наши мудрецы,  – точно так и Я уподобляю тебя, подруга моя, той “кобыле в колеснице фараона”, хотя и сказано обо Мне: “Оседлал небеса [подобно воину на колеснице]” (Теилим, 68:5), – ты, тем не менее, как бы правишь Мною посредством дел своих. Так что “присоединение” Мое к мирам [то есть Мое влияние – излияние добра на них – и Мои сокрытые действия в них] пробуждается в зависимости от дел твоих – от того, куда они клонятся. И об этом сказано: “…оседлал небеса с помощью твоей” (Дварим, 33:26), – народ Израиля на земле посредством своих дел как бы направляет и влияет на Б-жественное правление на небесах. И то, что Всевышний “оседлал небеса”, – с помощью Израиля делает Он это, как сказано: “…с помощью твоей”».

Народ Израиля влияет посредством самоустранения перед Всевышним

Еще пишет Раши в комментарии к стиху (Шир а-Ширим, 3:11): «На венец, которым увенчала его мать в день свадьбы его» следующее: «Это – день дарования Торы, в который они [сыны Израиля] короновали Его [Всевышнего], чтобы Он был им Царем, и приняли бремя власти Его». Нужно понять следующее: согласно сказанному выше, в час дарования Торы они удостоились ступени «матери Его» – и, как говорится в «Нефеш а-Хаим», они влияют с того часа на Небесное правление. Но если так, то как понимать сказанное сразу после этого у Раши, что при даровании Торы они были в состоянии «самоустранения» перед Царем, поскольку приняли на себя бремя Его? Однако в этом наверняка нет противоречия: ведь действительно в момент принятия Торы они приняли бремя Его в самоустранении перед Ним, и таковым было желание Творца.

Однако при этом Он желает, чтобы они короновали Его и влияли на правление, – и чтобы без их коронования не было бы над ними Его царства.

Сказано (Дварим, 7:7): «Не по многочисленности [либо: по величию] вашему из всех народов возжелал вас Г-сподь и избрал вас, ибо вы малочисленнее [либо: малыми считаете себя среди] всех народов». И вот как объясняют это наши мудрецы (Хулин, 89а, и «Ялкут Шимони», 845): «Так трактовал [этот стих] раби Элиэзер сын раби Йосе а-Глили… сказал Всевышний Израилю: “Желанны вы Мне, – ведь даже в час, когда Я даю вам величие, вы приуменьшаете себя! Когда Я дал величие Аврааму, он сказал: я – прах и пепел (Берешит, 18:27); когда Я дал величие Моше и Аарону, они сказали: а мы – что есть мы? (Шмот, 16:7); когда Я дал величие Давиду, он сказал: я – червь, а не человек (Теилим, 22:7)”». И в этом – истинное величие Израиля: даже когда они находятся на высокой ступени величия и влияния, они устраняют его перед лицом Всевышнего.

В час дарования Торы Израиль действительно возвысился до ступени «матери, влияющей на сына своего». До этого момента исправление мира или порча его не зависели от дел Израиля, ибо в те времена миром правила милость Всевышнего.

Но с момента дарования Торы, когда правление сотворенным миром стало зависеть от дел Израиля, исправление и порча его зависят только от Израиля и дел его, как говорится в 1 главе «Месилат Йешарим» (Рамхаля; имеется в русском переводе): «…Ибо если человек увлекается делами этого мира и отдаляется от Творца своего, – он портится сам и портит мир вместе с собой. Но если он властвует над собой и прилепляется к Творцу своему, и пользуется этим миром только так, чтобы он был ему в помощь при служении его Творцу, – тогда тот человек возвышается, и мир возвышается вместе с ним». И на ступень эту – на которую становится возможным подниматься самому и поднимать с собой мир, – взошли сыны Израиля в час дарования Торы, когда стали «матерью», которая поднимает и влияет.

При этом, однако, возможность влияния на Творение приходит только при условии самоустранения и принятия на себя бремени Царя! Ведь именно в том состоит Его желание – чтобы они короновали Его на царство над собой посредством влияния их дел.

Подобный взгляд на общину Израиля, – как на поднявшуюся при даровании Торы, чтобы стать «матерью», – позволяет изменить всю систему отношений человека с сотворенным миром и Торой. И потому раби Шимон бар Йохай, потрясенный подобным новым знанием, поцеловал раби Элазара бар раби Йосе в голову. Ведь голова [у человека] – самый возвышенный из органов тела, и посредством обретенного нового знания раби Шимон бар Йохай достиг наивысшего осознания сущности принятия Торы. И потому он сказал: «Если бы я пришел [в этот мир] только для того, чтобы услышать такое объяснение из уст твоих, – мне было бы довольно». Ибо достаточно этого знания, чтобы дать человеку правильный взгляд на его роль в сотворенном мире и наполнить истинным содержанием его жизнь в нем. Чтобы знал он, каким образом каждая деталь в его деяниях устанавливает в высших мирах на путях описанного выше влияния образ правления сотворенным миром.

Обретение Торы требует углубленного постижения ее ценности

При даровании Торы Израиль поднялся на ступень как бы «матери», и с тех пор народы утратили свою власть в мире. [И если в период изгнания Израиля, казалось бы, они, напротив, имеют власть над ним, – в действительности, если обратиться к духовным корням, не силой своей они ее установили, а Израиль своими грехами установил над собой их власть.] Сказали наши мудрецы (Звахим, 116а; «Ялкут Шимони», в начале главы Итро): «”И услышал Итро…” (Шмот, 18:1), – что же он услышал и пришел?… Раби Элазар а-Модаи сказал: о даровании Торы услышал и пришел, – ибо в час дарования Торы содрогнулись все цари земные в чертогах своих, как сказано: “И в чертоге Его все гласит: Кавод – Слава!” (Теилим, 29:9). [И этот стих можно также трактовать: “И каждый (царь) в чертоге своем возглашает славу (Всевышнего – ощущая, что в этот момент Он творит что-то необычайное)”]. В тот час собрались все народы мира — они пришли к Биламу и спросили: быть может, Всевышний делает с нами то, что Он сделал с поколением потопа? … Сказал он им: глупцы! Ведь Он уже клялся Ноаху, что не наведет больше на мир потоп! … Спросили: быть может, потоп водяной не наведет он больше, а потоп огненный – наведет? Ответил им: не наведет Он ни потоп водяной, ни потоп огненный, – но только Тору Он дает народу Своему, как сказано: “Г-сподь могущество дает народу Своему” (Теилим, 29:11). И когда все услышали это из уст его, разбежались все и вернулись каждый на свое место».

Цари народов  содрогнулись в чертогах своих; они чувствовали, что «в чертоге Его все гласит: Кавод – Слава!», то есть что место «славы» – лишь в чертоге Всевышнего.

Онкелос перевел кавод как Екара, то есть выражение высокой ценности. И раз это так, – в тот час они обратили свои сердца к тому, что у всех ценностей слава их – в чертоге Всевышнего, и жизнь их внезапно утрачивает ценность. И тогда они почувствовали себя утерявшими власть и побежали к Биламу, ощущая, что земля уходит у них из-под ног, и спросили его: быть может, Всевышний наводит потоп? А когда он ответил, что Всевышний не наводит потоп, – опять спросили: быть может, Он наводит потоп огненный?

Объясним это. Как результат дарования Торы Израилю они ощутили столь сильное критическое обличение в свой адрес (обличение, обращающее в ничто все ценности, которыми они живут), что они почувствовали себя буквально сжигаемыми огнем той критики, и потому спросили: быть может, Всевышний наводит на них потоп огненный? И так ответил им Билам: не огненный потоп это, а дарование Торы Израилю, как сказано: «Г-сподь оз – “могущество” – дает народу Своему»; оз – это «сила и крепость»! Всевышний дал Израилю могущество, чтобы он властвовал над Творением – через исполнение Торы, ведь сказали наши мудрецы (Гитин, 62а): «Кто цари? Мудрецы Торы».

Израиль подобен истинным царям, ибо правление Творением зависит от дел его, – и, естественным образом, покинула сила и власть народы мира.

И об этом говорит окончание стиха (Теилим, 29:11): «Г-сподь благословит Свой народ миром» – хотя народы ощущали себя как будто гибнущими из-за дарования Торы, а сотворенный мир оказался на грани разрушения, – тем не менее, именно Тора – это то, что приводит в Творение мир и совершенство! А когда Творение достигает совершенства и есть благо у Израиля, – это на благо всему миру, поскольку предназначение всего мира – быть в помощь Израилю, занимающемуся Торой, – и суть всякого блага состоит в том, что каждый исполняет свое предназначение.

И об этом говорит Рамбам («Илхот Млахим», 12:4): «Ни для чего иного не желали мудрецы и пророки наступления дней Машиаха, – ни для того, чтобы установить свою власть над всем миром, ни для того, чтобы господствовать над другими народами, ни для того, чтобы превозносили их народы… – но только чтобы быть свободными для Торы и мудрости ее».

Цель существования народов не в том, чтобы быть под властью Израиля, а в том, чтобы быть частью Творения, помогающего Израилю быть свободным для Торы.

И действительно, если бы народы мира признали в тот час силу, которая была дана Израилю для властвования в Творении, то им нужно было бы без промедления присоединиться к Израилю, но они «разбежались все и вернулись каждый на свое место». Они поторопились и не задумались о глубине и великой ценности Торы, и дарование Торы не оставило никакого следа в их сердцах — каждый вернулся на свое прежнее место, ни в чем не изменившись. И один лишь Итро, который еще до тех событий стал на путь поиска истины, задумался, и, понимая великую ценность Торы и величие, обретенное Израилем благодаря ей, совершил возвышенный поступок и принял еврейство. Но тот, кто не ищет истину, – даже если увидит ее прямо перед собой, она не произведет на него никакого впечатления. Человеку тяжело изменить свою ступень и свою сущность, если он не принадлежит к тем, кто ищет истину.

Для нас же из этого следует, что при всей великой перемене в духовном уровне Израиля в час дарования Торы, – такой, что он возлагает корону на Святого благословенного, – тем не менее, если человек не будет обращать пристального внимания и с особой глубиной вдумываться в сущность дня дарования Торы, – возможно, у него не останется никакого следа в душе и сердце от этого великого дня.

И потому требуется предварительная подготовка еще до дарования Торы. Сыны Израиля готовились к этому три дня и сказали: желание наше – увидеть нашего Царя! Это стремление и стало тем, что привело Тору на землю и возвело Израиль на уровень «матери Моей». Эти устремления мы должны укреплять в себе, вдумываясь в великую ценность Торы. И тогда мы удостоимся в день дарования Торы обрести ее.

Перевод: рав Пинхас Перлов

http://www.beerot.ru/?p=46511

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here