Врата святости — Вторая часть — врата первые

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Виталь | версия для печати версия для печати
врата святости

Вторая часть делится на восемь врат:

  1. О наставлениях.
  2. О поучениях наших учителей, благословенной памяти.
  3. О награде за исполнение заповедей.
  4. О наказании за дурные качества.
  5. О наказании за запрещенные качества.
  6. О наказании за нарушение запретов.
  7. О награде за исполнение заповедей «делай».
  8. Врата раскаяния.

Врата первые. О наставлениях

А теперь, сын человеческий, прогони слепоту с глаз своих и увидь, что все наслаждения и блага этого мира – чепуха и пустые забавы. Чем ты можешь гордиться перед другими!? Высоким ростом? – Все созданы по образу Всевышнего, как и ты. Происхождением? – Все мы, дети одного человека – Авраама, Ицхака и Яакова. Может, богатством? – Сколько людей, пустых и никчемных, богаче чем ты! И еще, ведь только Всевышний насылает бедность и дает богатство и пусть богач не хвалится своим достоянием, ведь оно может быть «богатством, которое берегут во зло хозяину». Может быть, властью и почетом? – Сколько людей низменного происхождения правят в этом мире! Как сказано (Мишлей 30:22): «Под рабом, когда он царствует…». И еще, «Богатство и слава от Него» (Диврей а-ямим 1, 29:12) и «Он сбрасывает гордецов на землю». Может быть, властью и почетом? Сколько великих мудрецов страдало и в этом мире, и в будущем, подобно Доэгу, Ахитофелю и Иеровааму, и в Его руках «лишить [дара] речи ораторов[1] и понимание мудрецов забрать» (Иов 12:20). «И не похвалится мудрец мудростью своей» (Ирмиягу 9:22). Да и как ты можешь гордиться? Ведь в начале ты зародился в смрадной капле и через мочевой канал вошел и вышел, стыд и позор ты в жизни своей, гниль и черви после смерти, «прах ты, в прах и вернешься» (Берешит 3:19), и как будто и не было тебя.

Как ты можешь гневаться на других и не гневаться на себя, ведь ты сам разрываешь свою душу злостью и служишь идолам своим гневом.

И ты гневишь своего Создателя, который в будущем взыщет с тебя. И как ты можешь быть нетерпимым из-за мелочей этого мира, если в конце ты умрешь «и дух вышел из него, и нет его и даже места его не узнают[2]» (Теилим 103:16), «Видевшие его, скажут: «Где он?»» (Иов 20:7). Как ты можешь переживать о мире, который не твой[3] и не переживать из-за потери собственной души, в трепете и страхе перед тьмой, которая на нее опускается. Как человек может мечтать о накоплении золота и строительстве роскошных домов, если «Он сойдет в могилу» (Иов 21:32) – [площадью] локоть на локоть и высотой в локоть под землей, с пустыми руками, оставив все свое богатство другим. Зачем трудиться ради богатства, если все зависит от судьбы, даже «свиток Торы в Храме» (Зоар Хадаш, часть 3 лист 132). Зачем же переживать о мире, который не твой, а ты в одно мгновение перейдешь в другой, и все твои труды окажутся прахом и напрасным расходом сил. Почему ты презришь «Тору жизни» – жизни вечной, ради накопления богатств жизни временной, тем более, что ты не можешь ни добавить, ни убавить от того, что отмерил тебе Всесильный, будь то бедность или богатство, ведь только «Всевышний делает бедным или богатым…» (Шмуэль 1, 2:7). А ты потеряешь свой мир – мир вечный, не достигнув даже половины своих вожделений[4]. Для чего тешить свою плоть и беречь кости, если завтра ты сойдешь в прах, «под тобой постелют гниль, а [сверху] укроют черви» (Ишаягу 14:11).

Как можно стремиться к власти и возвышению, если «будущее человека – гниль» (Авот 4:4)?

И еще: «Одна власть не затрагивает другую, даже на толщину волоса[5]» (Брахот 48б), ведь «Власть у Всевышнего» (Теелим 22:29) и «В руках Его возвеличить и усилить любого» (Диврей а-ямим 1, 29:12) и Он «Сбрасывает даже с высот» (Шмуэль 1, 2:7). Как можно злословить о другом, который лучше тебя, если множество обвинителей «говорят о сделанном тобой зле и вспоминают твои грехи» (Зоар хадаш часть 1, лист 229б) перед Тем, по чьему слову возник мир[6]? Зачем ненавидеть врагов, если нет у тебя врага худшего, чем ты сам, ты несешь себе зло, истязаешь свою бессмертную душу и холишь тело – гниль и преходящий сгусток праха? За что любить своего ненавистника – дурное начало в тебе, желающее тебе зла и ищущее твоей смерти – «Пока стрела не рассечет печень его, как у птицы, стремящейся в силки, не зная, что они [расставлены] забрать ее душу» (Мишлей 7:23)?

Как ты можешь льстить и стыдиться рожденного, подобно тебе, женщиной, и не стыдиться великого и грозного Царя, «судящего всю землю» (Берешит 18:25), «В руках которого души всех живущих, [и который] из обители своей следит за всеми, живущими на земле» (Теелим 33:14)? Как можно «тайно» грешить, если все твои дела и речи записываются в книгу и «Глаза Его [смотрят] на все пути человеческие» (Иов 34:21), «Блуждают по всей земле[7]» (Захария 4:10), считают все твои шаги — «И все это приведет Всесильный в суд» (Коэлет 11:9), «Все сокрытое» (Коэлет 12:14)? Как ты можешь тратить свое время на преходящее, если время коротко?

Когда ты позаботишься о вечном доме? – Ведь «тот, кто не трудился в канун Субботы, не будет есть в Субботу».

Посмотри, сколькие умерли в молодости, а сколько погибает в младенчестве, или еще не родившись! Их множество. «Человек не знает срока [смерти] его» (Коэлет 9:12), когда он умрет, и исчезнет имя его. Так как же он может забыть о смерти, о суде после нее, о наказании в Гееноме и о Великом судном дне? Кто может не думать об этом, когда нет ничего, более неизбежного, и нет человека, который избежал бы смерти. А тогда врата раскаяния уже закрыты и не будет лекарства[8] от боли и грехов. Как ты можешь закрыть глаза на смерть, которая обвивает твои ноги подобно змее, и каждую ночь ты как мертвый лежишь в своей постели, для того, чтобы помнить об истинной смерти. Смерть привязана между глаз твоих, она как мгновение ока, во сне она стережет тебя, а проснувшись, ты отвернешься от нее и уставишься в обманчивые видения этого мира, на имущество, наслаждения, власть, да и весь мир, которые не принадлежат тебе?


 

  1. Перевод этого слова сделан согласно объяснению «Мецудат Цион».

  2. То есть даже следа не останется.

  3. Сердиться из-за несправедливостей, происходящих в мире.

  4. Человеку всегда хочется больше, чем у него есть, как минимум в два раза, то есть он никогда не достигает и половины своих желаний.

  5. Это значит, что ни один из обладающих властью не может войти в пределы власти другого, власть каждого определена свыше и не зависит от борьбы людей за нее.

  6. Вспоминая чужое зло, человеку стоит бояться того, что и его зло вспомнят перед Всевышним, ведь Всевышний воздает каждому «мера за меру».

  7. Глаза Всевышнего.

  8. Мудрецы называют Тору лекарством от дурного начала в человеке.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

недельная главаvideo
45 МИН
| Рав Игаль Полищук

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий