Продолжение. Начало здесь.
Урок четвертый. От одного до тринадцати и обратно
1. В полной мере единство Б-га откроется только в самом конце истории. Раби М.-Х. Луцатто (Рамхаль) указывает, что «высшее достижение, которое обещано народу Израиля – это раскрытие Б-жественного единства на глазах всего человечества» (см. «Даат Твунот», 34). Это обещание многократно повторено в словах пророков. У пророка Цфании сказано: «Тогда Я изменю язык народов и сделаю его ясным, чтобы все взывали к имени Б-га и служили Ему вместе» (3:9). А у одного из последних пророков Захарии говорится: «И будет Б-г владыкой на всей земле, в тот день Б-г станет один и Его Имя – одно» (14:9).
2. Эхад – «один» – это совершенно необычная цифра. Существует реальность, которая называется «один».
Когда считают, допустим, до трех, то включают в счет три предмета. До четырех – добавляют к ним еще один. До пяти – еще. И так – до десяти, до тринадцати и так далее. Так можно считать овец, людей, деньги – всё на свете. Так можно дойти до чисел с необъятным количеством нулей, с помощью которых можно рассчитать расстояния между космическими телами. Если можно досчитать до двух или трех, то возможно досчитать и до миллиона, и биллиона.
Давайте вдумаемся, ведь на самом деле это очень глубокие вещи. Что именно мы «считаем»?
Возможность счета заложена в самой природе вещей. Полуторогодовалый ребенок уже может считать по пальцам. Он даже может сказать, сколько у него игрушек. Эта возможность заложена в человеке.
3. В самом конце Пасхального Седера мы поем старинный пиют, который называется «Одного – кто знает?» Там производится счет от одного до тринадцати. Что же это значит? Неужели это просто детская забава? Просто игра?
Но у каждой цифры есть свой источник и корень. Счет прорастает из некого единого корня. Нам кажется, что мы просто «считаем». Но это не так. Счет начинается с цифры «один», хотя это самая проблемная цифра в мире. На самом деле это вообще не цифра. Один объект не «считают». Счет начинается, когда появляются два или три объекта. Виленский Гаон утверждал, что «один» – это не цифра, а духовный корень всех цифр.
4. Тора завершает рассказ о первом дне творения словами: «И был вечер, и было утро – день один (אֶחָד – эхад)» (Берешит, 1:5). Раши сразу же отмечает, что, на первый взгляд, следовало бы написать не «один», а «первый». Ведь дальше написано «день второй» и «день третий». Казалось бы, это просто «неверное», «неправильное» выражение! Ведь говорят «день первый», а не «день один»!
Раши объясняет это «неправильное» выражение так: написано «один», потому что «тогда Творец еще был абсолютно один в Своем мире» (Раши, Берешит, 1:5). Но разве на второй или третий день Творец не оставался тоже «один»? Как именно ответ Раши объясняет обсуждаемую «неправильность» стиля? В его ответе заключена особая глубина, которую необходимо понять.
5. В чем смысл слов «Одного – кто знает»? В чем смысл ответа, который дается в этом старинной пиюте: «Одного я знаю! Один – это наш Б-г, который на небе и на земле»? Суть в том, что «один» – это вообще не цифра. Такой цифры просто нет! «Один» – это только духовный корень всех остальных цифр.
Счет начинается с того, что к одной вещи присоединяют другую. Но одного, если он, действительно, один, не считают. Это невозможно. Это – не «счет», а «один» – не цифра. Прототип, прообраз «одного» в нашем сознании – это только Творец. Он – не первый из множества феноменов и не один из множества других. Он – просто «один».
6. Возможно, в эту минуту трудно понять то, о чем мы сейчас говорим. Без самостоятельного погружения в этот вопрос его просто невозможно понять. Давайте попытаемся проникнуть чуть глубже. Это потребует от нас приложения духовных усилий.
Всевышний – это корень, Он – источник. От Него прорастает всё множество существующих в мире вещей.
Если некая вещь входит во множество других, то она, в действительности, не одна, а, скажем, «первая» или «пятая». К ней присоединяют другие вещи или ее присоединяют к другим. Вы можете начать счет от любой из них. Тут нет «одного». Но Всевышний – корень всего множества вещей во вселенной, и только Он, действительно, «один» – эхад.
7. Названия цифр на святом языке – это не пустые слова. Эти названия отражают истинную природу вещей.
Написано: «И был вечер, и было утро – день один». Это первая «цифра», которая появляется в Торе. «Один», а не «первый». Он – один в сотворенном Им мире. В этом глубинный смысл приведенных выше слов Раши.
С этого начинается вся Тора: «Вначале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит, 1:1). «Один – это наш Б-г, который на небе и на земле» – так мы говорим, завершая Пасхальный Седер. «Один» – это не отдельная вещь среди множества подобных вещей. А счет – это не какой-то механический инструмент, состоящий из пустых и формальных обозначений. Человек рождается с «встроенной» возможностью вести счет. Мы живем во вселенной, которая упорядочена на основе определенных цифровых кодов.
8. На языке сокровенных разделов Торы всю систему управления вселенной называют словом сфирот – от сфира («счет»). Проявления Всевышнего в этом мире называются сфирот. Сефер (ספר – «книга», «свиток») – это центральное для нас слово – тоже родственно слову сфира (ספירה – «счет»). Всю вселенную называют «небесной книгой» – сефер а-шамаим.
Всевышний даровал нам книгу Торы – сефер Тора. А мудрецов называли словом софрим – это люди, понимающие тайный смысл святых книг. Письменная Тора – это книга (сефер), а Устную Тору называют «диврей софрим» («изречения книжников»). Почему были выбраны именно такие слова?
Согласно разъяснению Талмуда, мудрецов называют «софрим», потому что они «ведут счет» (софрим) – они «сосчитали все буквы в Торе» (см. Кидушин, 30а; «Мидраш Танхума», Бешалах, 16). Что в этом такого, что они «вели счет»? Сегодня почти у каждого подростка есть карманный калькулятор. Он тоже считает.
9. Сейчас мы затронули не какую-то стороннюю, а самую главную тему. В сокровенной книге «Сефер Йецира» («Книга Творения»), автором которой считается наш праотец Авраам, сказано, что Всевышний сотворил вселенную с помощью трех вещей – это сефер, сфар и сипур («Сефер Йецира», 1:1). Этот отрывок из сокровенной «Книги Творения» приведен в доступной всем книге «Кузари» (гл. 4), и каждый может посмотреть там. В этой книге разъяснено, что сефер – это Тора, книга Всевышнего, по которой был сотворен этот мир.
Сфар – это счет. Он «определяет меру и строение вещей, … ведь каждое тело образуется только с помощью чисел». В сотворенном мире «всё основано на исчислении», – и это сфар.
А сипур – это речения Творца, «голос Живого Б-га» (см. Дварим, 5:23), который в самом начале Творения произнес «Да будет свет…» (Берешит, 1:3), «Да будет свод посреди воды…» (там же, 1:6) и т.д.
В книге «Кузари» также объяснено, что «по отношению к Всевышнему сфар, сипур и сефер – одно». Однако по отношению к человеку это три разные категории («Кузари», 4:25).
10. Это высказывание из сокровенной «Книги Творения», которое мы с вами пока не понимаем до конца, включает в себя все тайны Торы. Но мы пока еще не понимаем что-то самое важное: когда человек рассказывает какую-то историю, он объединяет многочисленные детали и подробности в единое целое. Это называется сипур – «рассказ». Когда человек пишет книгу, он объединяет многочисленные частности и подробности в единое целое. Это называется «книгой» – сефер. Тот, кто способен верно сосчитать буквы Торы, понимает их истинное значение. Буквы – это корни всего бесчисленного ряда вещей. Высказывания наших мудрецов называют диврей софрим – это речения тех, кто «ведет счет».
11. В Торе рассказывается, что когда Моше, Аарон и старейшины поднялись на гору Синай, «они увидели Б-га Израиля, а под Его ногами – нечто, подобное кирпичу из сапфира, прозрачного, как небо» (Шмот, 24:10). В книгах мудрецов древности объясняется, что в этой строке Торы речь идет о самом корне Творения. Слова «под Его ногами» подразумевают корень, из которого «пророс» весь сотворённый мир. А что такое «кирпич из сапфира»? Слово סַּפִּיר (сапир – «сапфир») родственно понятию сфирот. Сфирот – это проявления Всевышнего, с помощью которых Он сотворил вселенную и управляет ходом истории.
12. Мы коснулись действительно бесконечно глубоких и грозных вещей. Давайте будем продвигаться дальше, осторожно и понемногу.
На самом деле, если эхад («один») и является в каком-то аспекте «цифрой», то это – последняя из цифр, а не первая. «Один» – это самая трудная из цифр. Это корень всех цифр и всех вещей. Но до корня невозможно добраться, пока не постигнута вся система – пока не исследовано всё «растение», вырастающее из корня.
Мы учимся считать – от одного до десяти, а потом до тринадцати. Потому что десять или, в крайнем случае, тринадцать – это последние из сущностных, «настоящих», цифр. Сейчас мы учимся понимать, что цифры – это не просто инструмент, предназначенный для того, чтобы упорядочить множество отдельных частностей и деталей. Это не просто инструмент для проведения переписи населения. Скажем, в одной стране есть двести пятьдесят миллионов жителей, а в другой – всего три миллиона. Это не просто инструмент для того, чтобы выяснить, сколько сотен миллионов китайцев существует сегодня на земле. Если кто-то знает точное число, пусть скажет.
Благодаря цифрам пересчитывают людей или вещи – и приходят к определенной сумме. Но на самом деле цифры обладают неизмеримо более высоким значением. Они исходят из предвечного источника, но после того, как они уже попали к нам в руки, их можно бесконечно умножать и делить. Десять умножить на десять и еще на десять… Ряды цифр умножаются в геометрической прогрессии, прибавляются бесчисленные нули.
Но есть сущностные, «настоящие» цифры, составляющие фундамент всего Творения. Это цифры от одного до десяти, а в определенном аспекте – от одного до тринадцати.
Десять – это пять и пять. На двух скрижалях – пять и пять заповедей. На двух руках – пять и пять пальцев. В непроизносимом Имени Творца י-ה-ו-ה (Авая – Б-г) – две буквы ה (эй), числовое значение каждой из которых – пять. Пять слева и пять справа. Пять пальцев на левой руке и пять – на правой. Наши две руки практически одинаковы. Единственное сущностное отличие, что одна из них – правая, а другая – левая. Это две различные реальности. Это корни вещей, но мы еще не затронули третье измерение.
«Один» – это точка. Через две точки можно провести линию. Это «два». Четыре точки, соединенные линиями, образуют некое замкнутое пространство. Это четыре стороны света. Шесть направлений – четыре стороны света, вверх и низ – это пространство, в котором мы существуем. За шесть дней Б-г завершил сотворение мира. Это наш мир, в котором мы живем.
Виленский Гаон отмечал, что точка – это буква י (йуд), числовое значение которой – десять. Йуд – «точка» – это первоначальный замысел Творца. Еще одна буква из Его Особого Имени – ו (вав) – это линия. А буква ה (эй), состоящая из трех разнонаправленных линий, обозначает третье измерение. Эти три буквы составляют сокровенное Имя Б-га (ведь эй повторена дважды).
13. Это может помочь только тому, кто, действительно, стремится постичь тайну. Только третье измерение создает осязаемую реальность мира. Наш мир воплощается в пространстве, в котором существует шесть основных направлений – направо и налево, вверх и вниз, назад и вперед. Четыре стороны света, верх и низ вместе создают глубину пространства.
Одна рука расположена сверху, а другая – снизу. Рука сверху дает, а рука, находящаяся внизу, внизу принимает. Одна рука наполнена изобилием, она – дающая. Вторая же рука готова это изобилие принять. На что же похожи эти две руки? Это небо и земля.
В книге пророка Йешаяу переданы слова Творца: «Моя рука (יָדִי – яди) основала землю, и Моя десница (וִימִינִי – вимини) распростерла небо» (48:13). «Десница» – это правая рука (от слова ימין – «правый»). Небо было распростерто «правой рукой», а земля основана «левой». Так написано у пророка. «Правая рука» наполнена изобилием, а «левая рука» принимает. А о будущем Храме в Торе пророчески говорится: «Ты введешь их … в Святилище Б-га, которое возвели Твои руки» (Шмот, 15:17). Две Его «руки» вместе (см. Ктубот, 5а). В Храме две Его «руки» соединены. Там находятся и источники изобилия, и способность принять благодатные дары Б-га. Символ этого – объятие двух золотых керувов на крышке ковчега завета.
14. Что находится в самом сокровенном месте Храма? Давайте мысленно продвинемся все дальше и дальше внутрь…
В самом святом месте Храма, в Святая Святых, были установлены два золотых ангела – два керува. И если это было время, когда сыны Израиля в полной мере исполняли волю Всевышнего, два керува обнимали друг друга. Вот, что находилось в самом сокровенном месте вселенной! Две руки соединялись. Два ангела сливались в объятиях. Вот, что происходило в самом святом месте мира. Это – вершина святости. В этом – предназначение Храма.
В Торе сказано: «И построят Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них» (Шмот, 25:8). В Храме всё объединено. В этом месте Творец мира как бы соединяется с нами, со Своими творениями.
15. Вот две руки. Одна из них воздействует, а другая принимает это воздействие. Правая рука обычно более активна, именно она, в основном делает всё, что необходимо. Левая же рука более слабая. Она не способна действовать так, как правая. Она может лишь придерживать, поддерживать, помогать. Она может принимать вещи. Она может что-то хранить, может сохранять уже существующее. Но если нужно сотворить что-то новое, то в дело всегда вступает правая рука. В Храме два мира объединялись. Верхний мир, из которого нисходит духовное и материальное изобилие, и нижний мир, который это изобилие принимает.
16. Всё, что совершается во вселенной, берет начало от некого Источника. Но сам этот Источник пребывает вне рамок вселенной. Всевышний приводит в движение систему небесных сфер. Но Он Сам не «встроен» в эту систему.
Весь сотворенный мир заключен в пространство, имеющее шесть направлений – четыре стороны света, верх и низ. Существует источник изобилия наверху и сосуд, принимающий это изобилие внизу. И также есть точка, в которой объединяются вверх и низ. В человеке тоже есть эти три уровня – верх и низ, а также «этаж», на котором верх и низ соединяются. Верх – это его разум и сознание. Низ – это органы действия. Средний «этаж» – передаточная система, с помощью которой мысли реализуются в реальных действиях. Если человек любит, он стремится к объекту своей любви, настигает его (чтобы присоединиться к нему). Если человек ненавидит, он бежит с мечом в руке, чтобы нанести смертельный удар.
Есть сила милосердия и есть мера суда, и есть «средняя линия», которая уравновешивает эти две силы. Но все это объединено в корне, в источнике, из которого рождается бесконечное множество вещей и явлений. В конце концов, всё это возвращается к своему источнику.
17. На цифре «десять» простой счет завершается. Это как бы возвращение к источнику – к «одному». Если после этого хотят считать дальше, то начинают как бы сначала – одиннадцать (от одного), двенадцать (от двух) и т.д.
После этого подсчет может повторяться еще и еще раз – двадцать один, тридцать один, и так цикл за циклом. Можно выстраивать бесконечные ряды математических знаков, но в сущности, все числа уже завершились на «десяти».
Всевышний произнес десять речений. Эти десять речений включали в себя всю Тору. Существует десять сфирот – десять проявлений Творца, с помощью которых Он управляет вселенной.
Особое, дополнительное значение имеет цифра «тринадцать». Тринадцать – это, как уже упоминалось, числовое значение слова אחד (эхад – «один»; א – 1, ח – 8 и ד – 4). Тринадцать – это также возвращение к «одному», но на ином уровне. Выделяют тринадцать качеств Всевышнего, связанных с Его милосердием. Наш праотец Яаков и его двенадцать сыновей – это тоже тринадцать. Они стали основой будущего народа. Перед смертью нашего праотца Яакова к двенадцати коленам было присоединено еще одно (праведного Йосефа «заменяют» два его сына – Эфраим и Менаше), и из этих тринадцати колен сложился единый народ Израиля – народ Б-га. В конце концов, всё возвращается к Одному.
Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.