Один кто знает?

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1622
один

Один! Тот, кто спросил — «один кто знает?» — действительно задал важнейший вопрос.

Дело в том, что, на первый взгляд, один — это не число. Один человек, один камень — разве это определяет какое-то количество? Ведь он — это он, а других нет. Разве это подсчет? Было бы лучше высказать это посредством отрицания — есть только он, и не более. Когда считают, начинают с единицы, но это лишь основа, на которой строится дальнейший счет, состоящий из других единиц. А «один» сам по себе — это не число. И так пишет Виленский Гаон, что один — это не число, а корень чисел. Поэтому автор этого гимна спрашивает: кто может объяснить, что такое «один»?

На это даётся ответ: «Один Б-г наш, Который в небе и на земле». Это означает, что существует совершенно другое понимание слова «один». Это не число. Это «один», который говорит о полном единстве. Он единственен, уникален, и нет другого, кроме Него.

«Один» означает, что Он — один-единственный, а другого не существует.

Эта важная основа обсуждается в книгах ришоним и ахроним. Например, Рамбам приводит её начале «Законов основ Торы»; она также приводится в первой части книги «Ховот а-Левавот» («Шаар а-Йихуд») и в других книгах. Но, вкратце, настоящая основа единства Всевышнего, в основном, базируется на двух понятиях. Первое — это в отношении ко всему, что сотворено. Так Рамбам объясняет стих «Г-сподь — Б-г истин»: Он — это единственная истинная сущность, и никакая другая сущность не обладает такой истинностью. Второе — в Его отношении с Своему Собственному бытию.

В отношении других сущностей, Он — единственная первопричина, а все остальные сущности сотворены Им из полного небытия. Получается, что всё остальное, кроме Него, не обладает самостоятельным существованием. Всё их существование — только в силу Его воли. И в этом действительно заключается сущность всего сотворённого — выражение Его воли. Получается, что, в действительности, кроме Него нет никого. Объясним это немного.

Простое правило заключается в том, что определение существования каждой вещи — это её корень и источник.

Например, сегодня можно сделать подобие древесины из нефти. Искусственным образом изменяют форму и свойства нефти, так, что она превращается в полку, которая по виду и по качествам не отличается от деревянной. Но тот, кто понимает в этом, сразу определит, что этот объект сделан из нефти. Есть также способы это проверить… С моей точки зрения, этот принцип объясняется в законах Микваот (трактат Зевахим, 22). Красные личинки пригодны для микве [то есть рассматриваются как вода, в которую можно окунаться для очищения от нечистоты]. Несмотря на то, что эти существа претерпели радикальные преобразования и фактически являются живой плотью, тем не менее, они рассматриваются как настоящая вода, так как с самого начала они были созданы из воды. Сущность каждой вещи определяется только её корнем и источником.

Следовательно, если весь мир был сотворен из ничего, то его истинная сущность — это ничто!

Если так, что же это такое? Ведь вот же он перед нами! У него есть какая-то сущность, это не небытие. В действительности, всё было сделано Его волей, посредством десяти речений творения, благодаря которым всё возникло. Выходит, что это и есть истинная сущность вещей — Его воля и Его речь. Это и есть истинная сущность каждой вещи. Получается, что нет ничего сущего, кроме Его воли и Его святых речений. На это есть удивительный намек в словах мудрецов («Мидраш Теилим» 4 и 80): «У нас нет ничего, кроме сияния лика Твоего».

Поскольку сияние лика Его является корнем и источником всего, Оно является единственной истинной сущностью. Вне Его воли не существует ничего.

И поэтому написано (Теилим, 119): «Навечно слово Твоё, Г-сподь, установлено в небесах». Объясняют, что то речение Всевышнего, которое создало небосвод, существует всегда для того, чтобы дать небосводу существование. А если бы высказывание Всевышнего «да будет небосвод» прекратилось, у небес не было бы никакого существования [и они бы мгновенно исчезли и вернулись в состояние небытия]. Таким образом, становится более понятно: так как слово Всевышнего создало небосвод, то оно и является истинной сущностью небосвода. И именно оно установлено в небесах, так как это и есть истинное существование небес.

Эта удивительная основа подробно обсуждается в книгах, посвященных служению Всевышнему. Она объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» (врата 3), см. там. Там объясняется то, что сказано: «Ты — до того, как был создан мир; Ты — после того, как был создан мир». Это означает следующее. Так же, как до создания мира был только Он, благословен Он, также и после создания мира нет никого, кроме Него. Он пишет, что чрезвычайно опасно слишком глубоко обдумывать это. И действительно, тот, кто желает жизни без ограничений, может сказать: «Меня нет, и вообще ничего нет. Поэтому буду поступать так, как подскажет мне мое дурное начало. Ведь так или иначе, в действительности ничего не существует».

По нашему объяснению становится понятно, что всё это ложь, полная ерунда и непонимание вещей. В действительности, есть Действующий истинно, и действия Его истинны. Всякое действие Всевышнего истинно, а наше бытие — это действие Всевышнего, и поэтому оно потрясающе истинно. Мы истинны не сами по себе, так как у нас самих действительно нет никакого существования. Мы существуем только в силу того, что Он, благословенно имя Его, желает этого. Если так, получается, что наоборот, разве есть более сильное и реальное существование?

Из этого выходит, что оба эти принципа верны, хоть они и выглядят как взаимоисключающие. Есть мир, и внутри него есть я-человек, заповеди и грехи, чудесный райский сад у устрашающий ад — всё это действительно существует. В то же самое время, так как всё существует в силу Его желания чтобы оно существовало, все эти объекты в действительности являются Его волей. И получается, что нет никакой сущности вне Его воли, и нет никого, кроме Него. Но из-за того, что это очень глубокий вопрос, «Нефеш а-Хаим» предупредил нас не слишком много задумываться об этом. Только периодически, во время чтения «Шма» и молитвы. И также в момент опасности, чтобы спастись.

И это смысл «один Б-г наш» — то, что упоминается в гимне. Не «один» как число, а настоящий «Один».

Ибо во всем сущем в действительности есть только одна настоящая сущность — Творец, благословен Он, и никто другой. И об этом говорят приведенные выше слова Рамбама. «И все существующие объекты, на земле и в небесах и между ними, существуют только в силу истинности Его существования». Все существующие объекты нуждаются в Нем, а Он не нуждается в них, и ни в одном из них. Следовательно, его истинность отличается от их истинности.

Об этом говорит пророк «Г-сподь, Б-г истин» — только Он истин, и никто другой не обладает Его истинностью. И об этом Тора говорит «нет другого, кроме Него». То есть нет другого сущего, как Он сущ. И там во второй главе, закон 9, он пишет так: «все существующие объекты, кроме Творца, от первой формы до мельчайшего комара, который живет в пупу земли, — всё в силу истинности Его существуют. И так как Он знает Себя, и осознаёт Своё величие, великолепие и истинность, то знает Он всё, и ничего не сокрыто от Него». Он объясняет: в силу того, что Всевышний знает Себя, Он также знает всё сущее. И эта основа прекрасно объясняется Рамбамом.

Второй вопрос, то, что касается Его существования, благословен Он, то любой другой существующий объект, кроме Него, состоит из частей, как минимум из двух частей.

Он же — это простая и единая сущность, не состоящая из частей. Это тоже обсуждается ранними комментариями. Вот, что говорит по этому поводу Рамбам: «Всевышний осознаёт Свою истинность, и знает её так, как она есть. И не знает Он её знанием, которое вне Него, как мы знаем, ибо мы не едины со своим знанием. А Творец, благословен Он, един со Своим знанием, един во всех смыслах, во всех аспектах и всеми способами. А если бы жил Он жизнью, и знал знанием, существующим вне Него, существовали бы другие божества — Он, Его жизнь и Его знание. В действительности же, это не так. Он един во всех смыслах, во всех аспектах и всеми способами. И выходит, что Он знает, Он познаваем Самим Собой, Он само знание — и всё это одно. И это невозможно высказать, невозможно воспринять, и нет у человеческого сердца возможности это ясно понять, и т. д.» И так как истинный «один» — это только Он, благословен Он, сказал автор гимна, что Один — это только Б-г наш, Который в небе и на земле.

 Из книги «Брехот бе-Хешбон» (Шир а-Ширим, 17:5). Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=64213