Клах Питхей Хохма — 138 врат мудрости — Врата первые

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

721
138 врат

138 врат мудрости: Врата первые

Единство — Его существование, желание и власть

[Примечание переводчика. Автор использует два разных слова, обозначающих два способа сотворения: בריאה и אצילות. Так как в русском языке нет точных эквивалентов этим словам, я перевёл слово בריאה просто как «творение» или «создание». Слово אצילות я перевёл как «сотворил-ээциль». В тексте также встречаются производные этих слов, которые переведены соответствующим образом.

Автор называет Всевышнего אין סוף, что в буквальном переводе означает «бесконечность». Однако под этим понятием подразумевается то, что Всевышний совершенно не постижим, и не поддаётся никакому описанию и определению. Я привожу это понятие без перевода — Эйн Соф.]

Единство Эйн Соф, благословен Он, заключается в том, что существует исключительно Его воля. И никакая другая воля не существует, а только та, что исходит от Него. И поэтому только Он правит, и никакая другая воля. И на этом основании построено всё здание.

Основа веры и корень мудрости — это высшее единство Его, благословен Он. Поэтому это следует прояснить в первую очередь. А именно, то, что вся «мудрость истины» [т. е. мудрость каббалы] — это мудрость, которая показывает истинность веры. [Она позволяет] понять, каким образом всё, что было создано, и всё, что было содеяно в мире, является производной Высшей воли, и каким образом всё пребывает под верным управлением Единственного Всевышнего, благословен Он, приводящим в движение всё, чтобы привести всё к полному совершенству. Эта мудрость состоит исключительно из знания всех законов и обстоятельств управления [посредством которого Всевышний правит миром]. Из этого следует, что самая первая предпосылка данной мудрости заключается в следующем. Всё, что мы наблюдаем, и сотворённые объекты, и события, которые происходят со временем – у всего этого есть лишь один единственный Господин, благословенно Имя Его. Он делает всё, и Он управляет всем. Пути Его действий и управления — это то, что мы объясняем и сообщаем, [когда преподаём] эту мудрость. Следовательно, именно это мы должны уяснить в первую очередь. Этот факт [т. е., то, что единственный Господин создаёт и управляет всем, ведя мироздание к совершенству] является основой самого творения. [То есть раскрытие единства — это основа творения, как объясняется в книге «Даат Твунот» (36)], как будет объяснено ниже, с Б-жьей помощью. Поняв это, мы поймём также основной смысл творения — на чём оно основано. Следовательно, это несомненно следует объяснить в первую очередь.

[Далее эссе разделяется на две части. Часть первая — единство Эйн Соф, благословен Он, занимается Высшим единством. Вторая часть, начинающаяся со слов на основе этого, занимается тем, что это единство является основой даже для созданий-неецалим и созданий-невраим.]

Часть 1

Единство Эйн Соф, благословен Он. Тебе уже известно, что мы вообще не обсуждаем [и не можем обсуждать] сущность Всевышнего. Однако Он является обладателем Воли. Всё, что мы обсуждаем, — это лишь сама его всемогущая и неограниченная Воля. Это нам разрешается рассматривать в большей степени, [чем сущность обладателя этой Воли]. Но и касательно этой темы существует ограничение, до какой степени её можно обдумывать, как станет понятно ниже. В любом случае, так как мы не занимаемся Его сущностью, а лишь Его Волей, нам разрешено обдумывать это в большей степени.

И вот, мы обязаны верить, что этот Высший Творец-маациль, благословен Он, и благословенно Имя Его, единен во всех смыслах. Это означает:

а) что Он един в Своей сущности, то есть Он — единственный, чьё существование обязательно (неотвратимо), и нет никого другого [чьё существование было бы обязательным],

б) что Он един в правлении.

Очевидно, что второе следует из первого. Ведь если Он единственен в существовании, то только Он и правит, а все остальные сущности являются лишь производной Его Самого. И тем не менее этот второй пункт является отдельным предметом веры. Ведь вероотступники могли сказать так, не дай Б-г: это правда, что в начале был только Он, Он по Своему желанию создал творение. Но из-за того, что Он создал их так, чтобы обладали они собственными желаниями, то если бы не Его полное единство, была бы у этих сотворённых желаний возможность помешать исполнению желания Творца. То есть из-за того, что Он наделил их свободой выбора, у них есть способность выбрать нечто противоречащее Его воле. Более того, то, что происходит в мире, на первый взгляд указывает именно на это. Хоть Он и создал мир для добра, но создал Он другую власть [т. е. власть зла], а она — плохая. И создал Он людей, обладающих свободой выбора — и они могут стать злодеями. Пришёл человек, и начал действовать греховно, исковеркал свои деяния — и замысел Всевышнего не был исполнен, не дай Б-г. А народу Израиля, который согрешил, не будет спасения, не дай Б-г. Ведь они согрешили и продолжают грешить, и из-за этого навсегда останутся как сейчас — изгнанные и преследуемые, и неоткуда прийти избавлению. И, казалось бы, об этом говорит Писание (Йешаяу, 3:8): «Чтобы бунтовать перед очами славы Его», и (Дварим, 32:18): «Создателя, породившего тебя, ты ослабил, и забыл Б-га, тебя сотворившего».

И поэтому необходимо и это знание — понимать, что кроме единства сущности Всевышнего, есть также единство Его власти. Это единство также является единством Его, благословен Он, воли, которое означает, что ничего не может отменить Его волю никогда и никаким способом. И только Он один управляет всем.

Поэтому всегда, когда мы видим, что происходят события, на первый взгляд противоречащие Его воле, — это только по Своему глубокому замыслу, возникшему в Его разуме, Он предоставляет им возможность произойти. Его всеобъемлющий замысел действует, пока не приводит всё сущее к полному и всеобщему исправлению. Сейчас он [замысел] по своему решению даёт свободу выбора на то время, на которое пожелает. Но в конце всего, благодаря раскаянию и возвращению, или благодаря наказанию, всё приходит к полному исправлению.

Это то, что называется «единство Эйн Соф, благословен Он». Ибо сейчас речь идёт о единстве Его воли [а не единстве Его сущности]. Только о Его, благословен Он, воле, воле Творца-маациль, благословен Он, мы и говорили. И это называется «единством Эйн Соф, благословен Он». [Только эта воля и существует.]

Он существует — Он обладает существованием, которое необходимо само по себе. И так же как единство Его существования необходимо [т. е., логика диктует, что оно необходимо], и без него невозможно, ибо Он — это единственная первопричина, существование которой само по себе неизбежно, а всё остальное является следствием этой причины, точно так же Его воля и Его [единоличное] правление неизбежны, ибо без этого невозможно, и только Его воля правит, а все остальные желания являются лишь производной этой воли.

И это смысл сказанного нами, что никакая другая воля не существует, а только та, что исходит от Него. И не говори: «Это истина, что все желания исходят от Него; но после того, как они были созданы, у них есть возможность захотеть [и осуществить] нечто мешающее Его воле», не дай Б-г — ибо это неверно. И поэтому только Он правит, и никакая другая воля. Подразумевается, что его правление — это тотальное правление, которому ничего не может противостоять. Это правление свойственно Высшей воле, и оно в действительности зовётся «единственной волей», которая желает всё, что ей угодно, без всякого ограничения. А другие желания, наоборот, не правят, так как являются производной Высшей Воли и подвластны ей. Из этого следует, что, хоть они и являются желаниями, они качественно отличны от Высшей Воли, так как невозможно отрицать тот факт, что они — производные этой Высшей Воли, и поэтому не могут быть равными ей, хоть и именуются «желаниями». Ибо, как только мы говорим, что они — производные Воли, само это определение, «производные», говорит о том, что они не как сама Высшая Воля, и не обладают полной самостоятельной властью [даже в отношении малейших деталей].

Общее правило таково: когда мы говорим, что есть Один Творец-маациль, благословен Он, единый и единственный во всех смыслах, это означает, что Он единственен также и в Своём правлении.

Дело в том, что не может быть двух абсолютных властелинов. Из этого следует, что правит только одна воля, а другие не правят. Это объясняется следующим образом. Если скажем, что сейчас существует множество объектов, кроме Первого Существа, это не вызовет затруднений, так как Он существует и создаёт других. И существование этих других является следствием Его существования. Но если мы скажем, что, кроме Высшей Воли, существует другая абсолютная Воля, даже если оговоримся, что в существовании этой воли нет логической необходимости, так как она является производной Высшей Воли, это отрицает [абсолютную] власть Высшей Воли, не дай Б-г, так как не может быть двух правлений.

А если скажем, что Высшая Воля сделала некое другое правление, и теперь нет абсолютной власти, ни у первого правления, ни у второго? [В ответ на этот аргумент] говорю, что Первый Творец-маациль правит единолично, и это отрицает любое другое самостоятельное правление.  Из этого следует, что, когда говорим, что у мира единственный Б-г, то есть единственный властитель и правитель, невозможно представить себе никакую другую власть. Ибо если бы было много правителей, каждый со своими заново созданными желаниями, тогда, ни один из них не назывался бы истинным властителем. И необходимость того, чтобы всё исходило из единого источника, сводилась бы лишь к прошедшему времени. То есть в начале был единый источник, [из которого всё произошло]. Но в настоящее время это было бы уже неистинно, так как есть силы, которые могут противостоять изначальному правлению. А если скажешь: это не называется, что нечто противоречит изначальному правлению, так как изначальное правление желало этого [желало появления других желаний, которые могли бы ему противоречить], этот аргумент я отвергну в следующей части, с помощью Небес.

Часть 2

И на этом основании — на основании этого единства, которое мы объяснили.  Построено всё здание — вся сотворённая сущность, и света, и отдельные объекты.

Ибо общая подоплёка всего — это единство. То есть всё мироздание — это одно единое целое, которое раскрывает истинность единства. Все части самого мироздания, высшие нематериальные светá, которые в нём видны, создания, которые в нём существуют, проявления власти и события, которые в нём происходят — всё это сделано по единому плану, который намекает и показывает тайну единства, которая раскрывается в самом прямом смысле, как мы объясним ниже (конец четвертых врат, и см. «Даат Твунот», 36).

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=46534