Шмират а-Лашон — Часть 1
Шаар а-Тора
Глава 1. Изучение Торы – исправление порока злоязычия. Величие обязанности заниматься Торой (окончание)
[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]
Общее средство исправления, особенно подходящее для избавления от порока злоязычия – это изучение Торы, как сказали мудрецы (Арахин, 15б): «Сказал рав Хама бен раби Ханина: в чем исправление занимающихся злоязычием? Если он мудрец Торы, пусть занимается Торой, как сказано (Мишлей, 15:4): “Исцеление языка – древо жизни”, а древо жизни – это не что иное, как Тора, как сказано (там, 3:18): “Древо жизни она для тех, кто держится ее” [либо “держит ее”]».
Примечание Хафец Хаима
Я не привел здесь мнение раби Аха бар Ханина, который сказал (Арахин, 15б, выше): «Рассказал [дурное] – нет ему исправления, ибо уже отсек ему душу его от источника жизни [наказание карет] царь Давид с его духом святого постижения, как сказано (Теилим, 12:4): “Истребит Г-сподь все уста льстивые, язык, говорящий надменное”. Но в чем исправление его, чтобы не говорить о других дурное? Если он мудрец Торы – пусть занимается Торой». Я не привел его потому, что кажется непонятным: если сказавший дурное о ближнем попросил у него прощения и умиротворил его, почему «нет ему исправления»? Нет сомнения, что ему прощается грех, как говорится об этом в книге «Рокеах» (28)! А если не умиротворил, каким же образом он может получить прощение благодаря изучению Торы после того, как совершил грех в отношениях между человеком и его ближним?
Как представляется, дело здесь в следующем. В действительности, нарушение запрета злоязычия производит двойную порчу. Во-первых, это ущерб и боль, причиненные ближнему, и за это, несомненно, нет грешнику прощения, пока он не умиротворит того, кому причинил ущерб, как сказал Рабейну Йона в «Шаарей тшува» (207), и я объяснял этот закон в книге «Хафец Хаим» (правило 4, п. 12). А во-вторых, это ущерб силе речи самого грешника, и он падает все ниже с прежней ступени своей, как мы писали выше, в части «Шаар а-Зхира» (гл. 7 и 10).
Здесь разделились мнения мудрецов Гемары. Раби Хама бар Ханина считает, что если тот согрешивший постоянно занимается Торой, то он освящает этим силу своей речи, упавшую со своей ступени из-за злоязычия, и немедленно исцеляет изъян своего языка, пусть даже он не исправил еще часть греха, относящуюся к отношениям с ближним, как об этом сказано (Мишлей, 15:4): «Исцеление языка – древо жизни [то есть Тора]». А раби Аха полагает, что у человека, не умиротворившего ближнего после страданий, которые причинил ему своим злоязычием, изъян языка также не исцеляется посредством изучения Торы, и его ожидает наказание карет, как сказано: «Истребит Г-сподь все уста льстивые и т. д.». Святость, которая в речи (а речь является главным в образе человеческом), уходит от него, и это имеет в виду мидраш: в будущем Всевышний отрежет им языки, и об этом говорит стих Писания: «Истребит Г-сподь все уста льстивые, язык, говорящий надменное».
Но если человек исправил часть греха, относящуюся к делам с ближним, то, по всем мнениям, изъян его языка исцеляется посредством изучения Торы. Ибо данная разновидность карета не строже прочих разновидностей этого наказания. И мы приняли от наших учителей следующее: если человек совершил грех, наказуемыйкаретом или смертью по приговору суда Торы, то тшува [возвращение к Всевышнему] и Йом Кипур задерживают наказание [если оно с Небес, но приговор, вынесенный на земле судом Торы, ничто не может отменить], а страдания искупают грех. Известно, что изучение Торы избавляет от страданий, как сказали наши мудрецы (Брахот, 5а): «Всякй, кто занимается Торой – страдания отходят от него».
Рабейну Йона также писал в «Шаарей Тшува» (35): «Совершивший тшуву должен стараться улучшить свои дела, имеющие отношение к тому, в чем он согрешил. Если смотрел на запрещенное – должен держать в особой чистоте глаза свои, а если грешил злоязычием – должен заниматься Торой; и теми органами своими, которыми грешил, должен стараться исполнять заповеди. Так сказали наши мудрецы: праведники – в том самом деле, в котором грешили, стараются снискать благоволение Всевышнего».
А из сказанного в «Менорат а-Маор бе-Нер» (ч. 2, правило 4, гл. 3) следует, что спор мудрецов Гемары относится только к тому, кто привычен к данному греху и склонен повторить его, и потому он получил карет за этот грех, и ему не помогает изучение Торы. Но у того, кто оступился и хочет уберечь себя отныне и далее, несомненно, есть исцеление для раны его – по мнению всех мудрецов.
Перевод – рав П. Перлов