Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 1 — Величие обязанности заниматься Торой — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1321

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 1. Изучение Торы – исправление порока злоязычия. Величие обязанности заниматься Торой (начало)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Есть еще одно общее средство исправления, особенно подходящее для избавления от порока злоязычия – это изучение Торы, как сказали мудрецы (Арахин, 15б) «Сказал рав Хама бен раби Ханина: в чем исправление занимающихся злоязычием? Если он мудрец Торы, пусть занимается Торой, как сказано (Мишлей, 15:4): “Исцеление языка – древо жизни”, а древо жизни – это не что иное, как Тора, как сказано (там, 3:18): “Древо жизни она для тех, кто держится ее” [либо “держит ее”]». И Писание употребляет здесь выражение «древо жизни» – согласно сказанному (там, 18:21): «Смерть и жизнь – во власти языка». И потому тот, кто занимается злоязычием, приобретает себе смерть навеки, и советует ему Писание: тот, кто хочет исцелить свой язык, должен есть плоды «древа жизни», то есть Торы; поест их – и будет жить вечно.

Но только он должен, во всяком случае, отныне и впредь, стараться оберегать себя от этого греха – так же, как человек, проглотивший по ошибке смертельный яд и старающийся спасти себя после этого, должен не принимать после того тот яд, и это поможет излечиться от отравления, случившегося в прошлом.

Так же и изучение Торы является для человека исправлением – предохранением от злоязычия, как сказали там мудрецы (Арахин, 15б): «В чем исправление занимающихся злоязычием? Если он мудрец Торы, – пусть занимается Торой». И причина этого проста, как сказали наши мудрецы (Санедрин, 99б): «”Человек рожден для трудов” (Иов, 5:7), – и я не знаю: для трудов устами он сотворен или для трудов – работы? [Хафец Хаим и другие комментаторы объясняют, что имеется в виду работа над исполнением заповедей]. Но поскольку сказано (Мишлей, 16:26): “Ибо [человек]ахаф алав пиу – [человек] постоянно вкладывает слова в уста свои” – [как на осле постоянно находится укаф – седло; ахаф – слово, однокоренное с укаф, см Раши в Гемаре], – подразумеваются труды устами. Но я все еще не знаю: для трудов [устами] над Торой или над разговором? [Многие комментаторы объясняют, что имеется в виду труд над молитвой. Хафец Хаим пишет, что имеются в виду разговоры, необходимые для служения]. И поскольку сказано (Йеошуа, 1:8): “Не отойдет эта книга Торы от уст твоих”, – подразумеваются труды над Торой». И дело здесь вот в чем: природа человека такова, что, когда ему нужно что-то сказать, его органы речи сделают свое дело и не будут медлить подобно другим частям его тела, которые требуют от человека усилия прежде, чем он приведет их в действие. Не такова сила речи; и это имели в виду мудрецы, говоря о «трудах устами». Но нужно вдуматься в то, что сила эта дана человеку только для того, чтобы он удостоился Торы. И поэтому сказали, что «исправление», цель которого – избежать злоязычия, возможно лишь путем занятий Торой, без которых человек непременно будет оступаться в запретных разговорах. Ибо по природе человека органы речи его не будут оставаться в бездействии – кроме тех людей, которые могут одолеть свое дурное побуждение и сделать себя словно немыми, как сказано в Хулин (89а).

Из этого мы можем понять, насколько нам нужно укрепиться в изучении Торы, как в силу самой по себе обязанности к этому, которую мы объясним, если будет на то воля Всевышнего, далее, так и с целью уберечься с помощью этого от всех видов запретных разговоров. И тем более в наше время, когда, из-за многих наших грехов, пошатнулся «столп Торы». Как же должен человек напрячь все свои силы, согласно сказанному об этом в Иерусалимском Талмуде, гл. «А-роэ» (Брахот, 9:5): «Раби Шимон бен Йохай сказал: если ты видишь поколение, слабое в изучении Торы, встань и укрепись в ней; и получишь награду за них за всех». А теперь поясним в какой-то мере величие обязанности изучения Торы и награды за нее – и в этом мире, и в грядущем.

Известно ведь, что само изучение Торы, кроме того, что приводит к добрым делам, является также повелительной заповедью Торы, как сказано (Дварим, 5:1): «И изучайте их, и остерегайтесь, чтобы исполнять их».

И сказали наши мудрецы (Пеа, 1:1): «Вот вещи [заповеди], плоды которых человек ест в этом мире, но основная награда [за них] остается для мира будущего… и изучение Торы равноценно всем остальным, вместе взятым». И сказано в Иерусалимском Талмуде, Пеа, гл. 1, что все заповеди не могут сравниться даже с одним словом из Торы.

Сказано (Мишлей, 4:2): «Ибо хорошее учение преподал Я вам; Торы Моей не оставляйте»; и смысл, вкладываемый здесь в слова «хорошее» и «Тора», следующий. Известно, что вещь, важная для бедняка настолько, что он называет ее «хорошей», не будет таковой для того, кто не беден, и точно так же вещь, которая важна для небедного, не будет важной для большого богача; а важная для большого богача – не будет важной для царя. И точно так же далее: важная для царя, например, завоевание какой-то страны, не важна для ангела – ведь известно, что есть ангелы величиной в несколько тысяч парса [парса – несколько больше километра], как сказали наши мудрецы в трактате Хулин (91б). И об этом сказало Писание: «Ибо учение хорошее и т. д.», как бы говоря нам этим: вглядитесь и вдумайтесь, сколь велико это благо – Тора! Велико до того, что она у Меня, Создавшего все миры, и все они как ничто предо Мною, – называется «хорошей»! И она – желанное сокровище, сокрытое у Всевышнего, которым тешит Он Себя постоянно, как сказано (Мишлей, 8:30): «И была ему утехой каждый день», и называет Он ее «Моей Торой»; и потому – «Торы Моей не оставляйте».

И действительно, нет предела святости Торы, ведь сказали наши мудрецы, что есть шестьсот тысяч объяснений на каждый стих Торы. И сказано в мидраше «Отийот де-раби Акива», что свет святых имен Всевышнего наверху – двадцать одна тысяча по десять тысяч парса, соответственно числовому значению имени из букв алеф-эй-йуд-эй, и сказали наши мудрецы в «Ялкут Теилим»: «Сказал раби Элазар: паршийот[тематические фрагменты] Торы не расположены в ней по порядку, ибо если бы они были даны по порядку, то каждый, кто читал бы их, мог бы оживлять мертвых и творить чудеса. И потому сокрыт их порядок в Торе – но он открыт Всевышнему, как сказано (Йешаяу, 44:7): “И кто, как Я прочитает”».

Сказано в Сифри, (гл. Экев): «”Изольются источники твои наружу” (Мишлей, 5:16). Слова Торы сравниваются с водой: как вода жива вовек, так и слова Торы живут вечно, как сказано (там, 4:22): “Ибо они – жизнь для нашедших их, и исцеление для всей плоти его”; и как вода поднимает нечистого из нечистоты его, так слова Торы поднимают человека из нечистоты к чистоте, как сказано (Теилим, 19:10): “Страх перед Г-сподом чист”».

[Примеч. автора. И, само собой, так же, как вода очищает человека, хотя нечистота распространилась на все части его тела, так и Тора очищает его от скверны его грехов, даже если распространилась скверна от стоп ног его до головы. И так же, как человек не очищается, пока вода не дойдет до всех частей его тела и не будет никакой преграды между ними и водой. Точно так же нужно, чтобы человек действительно подчинил и поработил все свое тело и все части его Торе, и не было никакой преграды, как сказано (Дварим, 6:6): «И да будут все слова эти… на сердце твоем»].

И как вода оживляет душу человека, так и слова Торы оживляют и возвращают его душу с дурных путей на путь добра, как сказано (Теилим, 19:8): «Тора Г‑спода совершенна, оживляет душу». И как вода дана всем в мире безвозмездно, так и слова Торы даны всем безвозмездно, как сказано (Йешаяу, 55:1): «О, все жаждущие, идите к водам, и не имеющие денег, идите, покупайте» – как за воду не берут плату, так и за слова Торы не нужно платить. Сказано (Мишлей, 3:15): «Она дороже жемчуга, и ничто из желанного тебе не сравнится с ней».

Человек создан ни для чего иного, как для Торы. Так трактовали наши мудрецы (Санедрин, 99б): «”Человек рожден для трудов” (Иов, 5:7), – и я не знаю: для трудов устами он сотворен или для трудов – работы? Но поскольку сказано (Мишлей, 16:26): “Ибо [человек] ахаф алав пиу – [человек] постоянно вкладывает слова в уста свои”, – подразумеваются труды устами. Но я все еще не знаю: для трудов [устами] над Торой или над разговором? И поскольку сказано (Йеошуа, 1:8): “Не отойдет эта книга Торы от уст твоих”, – подразумеваются труды над Торой». [См. наши примечания к данному месту в Гемаре в начале этой главы]. И в Торе – основа жизни для души, как сказано в Сифри (Экев): «Раби Шимон говорил: Сказано: “Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех слов, которые видели глаза твои, и чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей” (Дварим, 4:9). Притча о царе, который поймал птицу, передал ее своему рабу и сказал ему: “Будь осторожен с этой птицей, предназначенной сыну моему. Если потеряешь ее, – не думай, что потерял птицу, которая стоит мелкую монету, но словно жизнь свою ты потерял!”» И говорит Писание (Дварим, 32:47): «Ибо это не что-то пустое для вас; ибо это жизнь ваша».

И мир существует ни для чего иного, как для Торы, как сказано (Ирмияу, 33:25): «Если бы не завет Мой [обязывающий вас изучать Тору] днем и ночью, – законов неба и земли не установил бы Я». А вот что сказано в святой книге Зоар, гл. Берешит (47а):

«Каждый, кто ежедневно трудится над Торой, удостоится удела в будущем мире, и засчитывается ему, будто он создал миры, ибо по Торе мир строится и улучшается. И это – то, о чем сказано (Мишлей, 3:19): “Г-сподь мудростью основал землю, утвердил небо разумом”. Каждый, кто занимается Торой, улучшает миры и позволяет им существовать. Пойди и посмотри: душою создал Всевышний этот мир, и душою он существует. И это – душа тех, которые трудятся над Торой».

А вот что сказано там в главе Цав (35а):

«Раби Элазар открыл тему и сказал: “И вложил Я слова Мои в твои уста, и под сенью руки Моей укрыл тебя, чтобы устроить небеса, и основать землю, и сказать Циону: Ты народ Мой (Йешаяу, 51:16)”. Учили мы, что каждого человека, который занимается Торой и губы его движутся, произнося слова ее, Всевышний берет под защиту, и Шехина простирает над ним свои крылья и т. д. И даже более того: он дает существование миру, и Всевышний радуется ему, как будто в этот день Он основал небо и землю».

В «Ховот а-Левавот» [книга имеется в русском переводе], «Шаар Хешбон а-Нефеш» [Врата отчета перед собой], раздел третий, пятая [разновидность отчета перед собой] сказано следующее:

«Человеку следует представить себе, будто пришла к нему книга от земного царя. И вот, в этом случае, если бы он затруднился понять в ней какое-то место, будь то из-за неясности в написании или в словах, будь то из-за глубины ее содержания, из-за тонкости и сложности предмета повествования или возвышенного языка ее, – разве он не приложил бы все свои силы и не употребил бы весь свой разум, чтобы понять сказанное в ней, и не страдал бы чрезвычайно, пока не понял бы ее? И если он делал бы все это, чтобы понять сказанное в книге, написанной человеком из плоти и крови, который сегодня здесь, а завтра в могиле, то насколько же больше он обязан сделать, чтобы понять книгу Царя над царями царей, Святого благословенного, Который дарует ему жизнь и спасение, как сказано: “Ибо Он – жизнь твоя и долгота дней твоих” (Дварим, 30:20)»!

И вина многих людей в том, что они не поступают так! Они прикладывают все свои силы, чтобы понять до конца законы царя из плоти и крови, и оступаются в исполнении законов из книги Царя над царями царей, Святого благословенного, и поступают подобно тому, о ком сказано (Даниэль, 5:23): «И восхвалял ты божества серебряные и золотые, медные, железные, деревянные и каменные, которые не видят, не слышат и ничего не знают; а Б-га, у Которого в руке душа твоя и у Кого все пути твои, – ты не славил».

Сказали наши мудрецы (Эйха Раба, Птихта): «Уступает Всевышний [готов долго терпеть] грехи идолослужения, запретных связей и кровопролития, – но не уступает [во взыскании] за грех пренебрежения изучением Торы, как сказано (Ирмияу, 9:11 – 12): «За что погибла страна, опустошена, как пустыня, так что никто не проходит там? И сказал Г-сподь: за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им». И из-за того, что есть люди, для которых ничего не значит грех пренебрежения Торой, и они тратят все свое время на дела ничтожные, не считая это вообще грехом; и один грех тянет за собой другой – не ставят своих сыновей на путь Торы, – рушатся опоры мира. И я намереваюсь привести далее ряд изречений наших мудрецов, в которых говорится о величии награды за изучение Торы, как в этом мире, так и в будущем, и наоборот – о тяжести наказания, не дай Б-г; быть может, это побудит людей держаться Торы Всевышнего.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=15730