Изучение Мишны — Трактат Брахот — Глава шестая — Мишна первая

благословения на плоды

Глава шестая. Мишна первая

Предисловие

В этой главе обсуждаются благословения, связанные с едой, и порядок проведения трапезы. Данная мишна разъясняет, какие благословения следует произносить перед употреблением разных видов пищи.

כֵּיצַד מְבָרְכִין עַל הַפֵּרוֹת? עַל פֵּרוֹת הָאִילָן אֹמֵר «בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ». חוּץ מִן הַיַּיִן, שֶׁעַל הַיַּיִן אוֹמֵר «בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן». וְעַל פֵּרוֹת הָאָרֶץ אוֹמֵר «בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה». חוּץ מִן הַפַּת, שֶׁעַל הַפַּת אוֹמֵר «הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ». וְעַל הַיְּרָקוֹת אוֹמֵר «בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה». רַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר: «בּוֹרֵא מִינֵי דְּשָׁאִים»:

Каким образом произносят благословения на плоды? На плоды дерева произносят «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ], кроме вина. А на вино произносят «Сотворивший плод виноградной лозы» [בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן]. На плоды земли произносят «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], кроме хлеба. А на хлеб произносят «Выращивающий хлеб из земли» [הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ]. На зелень произносят «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה]; раби Йеуда говорит: «Сотворивший разнообразные виды трав» [בּוֹרֵא מִינֵי דְּשָׁאִים].

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Кроме вина. Ибо из-за его особенной значимости для него установили отдельное благословение. И то же самое относится к хлебу.

Сотворивший разнообразные виды трав [בּוֹרֵא מִינֵי דְּשָׁאִים]. [Для зелени требуется отдельное благословение], поскольку среди плодов земли есть как травы, так и зерновые культуры, как, например, бобовые; а раби Йеуда требовал, чтобы каждое благословение соответствовало той категории растений, на которую оно произносится. Но закон не установлен по его мнению. А то, что написано в мишне, что на зелень следует произносить благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה] — это только в случае, когда данную зелень обычно едят в сыром виде, и тот, кто произносит благословение, ест ее в сыром виде, или ее обычно едят в вареном виде, и тот, кто произносит благословение, ест ее в вареном виде. Но если то, что обычно едят в сыром виде, он ест в вареном виде, или то, что обычно едят в вареном виде, он ест в сыром виде, то должен произнести на них ни что иное, как благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ]. А на те виды зелени, которые едят и в сыром, и в вареном виде, следует произносить благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה] независимо от того, сырые они или вареные.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Каким образом произносят благословения на плоды? О законе, по которому перед едой следует произносить благословение, мишна уже сообщила нам выше (гл. 3, мишна 4): «Испустивший семя произносит “Шма” мысленно, и не произносит благословение ни до, ни после нее. А что касается еды, он произносит благословение после нее, но не произносит благословение перед ней». Из этого высказывания можно сделать вывод, что в обычной ситуации следует произносить благословение перед едой[1].

Талмуд (Брахот, 35а) задается вопросом, откуда вообще берется закон, по которому надо произносить благословения перед едой и после нее. Он отвечает, что это диктуется здравым смыслом — ведь вся земля принадлежит Всевышнему, как написано (Теилим, 24:1): «Г-споду земля и наполняющее ее», и каждый, кто получает пользу от этого мира, не благословив предварительно Всевышнего за то, что Тот ему дал, как будто обирает Его. Поэтому мудрецы постановили, что следует благословлять перед любой едой и после нее[2].

Есть также несколько видов еды, после которых следует произносить благословение по закону Торы, а не только из-за постановления мудрецов. Написано (Дварим, 8:8-10): «В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и финикового меда. В землю, в которой без скудости есть будешь хлеб, не будешь в ней терпеть недостатка ни в чем; в землю, камни которой — железо, и из гор которой высекать будешь медь. И будешь ты есть и насытишься, и благослови Г-спода, Б-га своего, за землю хорошую, которую Он дал тебе.» В этих стихах перечисляются семь видов растений, о которых написано «и благослови Г-спода, Б-га твоего» — пшеница, ячмень, виноград, смоковница, гранат, маслины и финики. Многие комментаторы делают из этого вывод, что благословение, которое надо произносить после употребления еды, сделанной из этих видов, — это заповедь Торы. Но по мнению комментария «Кесеф Мишне» (Брахот 1:2), Рамбам считал, что только на того, кто поел блюдо, сделанное из злаков и имеющее форму хлеба, и насытился, распространяется заповедь Торы произносить благословение после еды. Во всех остальных случаях благословение после еды – это заповедь мудрецов. И так постановил кодекс «Шулхан Арух»[3].

Сотворивший плод дерева [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ]. В действительности все благословения начинаются со слов «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной» [בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלֹקֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם]. Но так как в этом нет разницы между благословениями, автор мишны не стал писать это[4].

Сотворивший плод дерева [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ]. Вопрос о том, что рассматривается как дерево с точки зрения закона Торы, подробно обсуждается в комментарии к следующей мишне.

Сотворивший плод дерева [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ]. Это благословение произносится именно когда едят плоды дерева в спелом или близком к спелому состоянии. Но если едят плоды, которые только начали завязываться, а также листья, ветки или какие-то другие части дерева, то на них произносят благословение «сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה].

Кроме вина. Среди семи видов, которыми восхваляется земля Израиля, четыре вида выращивают с тем, чтобы обработать их и сделать из них какой-то конечный продукт. Первые два вида — это пшеница и рожь. Из них делают муку, а из муки делают хлеб или другие мучные изделия. Другие два вида — это виноград и олива. Из винограда делают вино, а из оливы — масло. В случае мучных изделий и вина, продукт, для производства которого выращивают данное растение, приобретает новое благословение. На мучные продукты произносят «Сотворивший виды питания» [בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת] или «Выращивающий хлеб из земли» [הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ]. На вино произносят «Сотворивший плод виноградной лозы» [בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן]. И только на масло нет отдельного благословения, которое отличалось бы от благословения на оливу, из которой его производят. Талмуд (Брахот, 35б) объясняет, что хлеб и вино обладают особыми достоинствами, как сказано (Теилим, 104:15): «И вино развеселит сердце человека… и хлеб сердце человека укрепит». Причем хлеб только укрепляет сердце, а вино выполняет двойную функцию, они и веселит, и укрепляет. Поэтому на эти виды продуктов мудрецы установили особые благословения. У масла же нет ни одного из этих достоинств. Наоборот, масло в чистом виде почти непригодно для еды. Поэтому, на него произносят то же благословение, что и на оливы, «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ], да и то только в случае, если оно смешано с другим продуктом, причем таким образом, чтобы утратить свои вредные свойства и при этом не потерять свою значимость, и при условии, что его пьют с тем, чтобы воспользоваться его целительными свойствами[5].

На вино произносят «Сотворивший плод виноградной лозы» [בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן]. Даже если оно пастеризованное или вареное. Это благословение произносят также на вино, которое настояли на специях, на вино в начальной стадии скисания, которое все еще сохраняет вкус вина, но уже пахнет как уксус[6], и на виноградный сок[7].

На вино произносят «Сотворивший плод виноградной лозы» [בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן]. Что делать тому, кто произнес это благословение на виноград (на который следует говорить «сотворивший плод дерева»)? «Шулхан Арух»[8] пишет, что в таком случае благословение распространяется и на виноград, так как виноград тоже является плодом виноградной лозы. Но в противоположном случае, когда на вино произнесли «сотворивший плод дерева», существует разногласие между законоучителями[9].

Сотворивший плод земли [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה]. Мишна упоминает плоды дерева раньше, чем плоды земли, так как они более значительны. И поэтому в случае, когда необходимо произнести два благословения, «Сотворивший плод дерева» и «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], следует начать с «Плодов дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ]. И хотя есть мнения, по которым приоритет не дается ни одному из них, закон таков: если не отдается явное предпочтение виду, на который произносят «Плоды земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], следует в первую очередь произнести «Плоды дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ]. Что касается благословения «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ], то оно по всем мнениям произносится в последнюю очередь[10].

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Среди плодов земли есть как травы, так и зерновые культуры. По мнению мудрецов, в эту категорию входят все виды овощей, как корнеплоды, так и зеленые овощи, и овощи, приносящие плоды. Как упоминалось раньше, тот, кто ест листья или ветки дерева, не должен произносить на них благословение «сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ]. В овощах этого различия не существует. На любую часть овоща, будь то корень, стебель, ветка, лист или плод, произносится благословение «сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה]. Только если едят что-то вредное или несъедобное, требуется произносить другое благословение, или не требуется благословлять вообще.

Единственным исключением из этого правила является рис. Хотя по мнению мудрецов рис и не является злаком по закону Торы (см. Псахим 35а, где также высказывается другое мнение по этому поводу), если его сварили или сделали из него кашу, хлеб, печенье, макароны и прочее, то на это блюдо произносят благословение «Сотворивший разнообразные виды питания[11]» [בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת].

Ее обычно едят в вареном виде. То же самое относится к отвару. Если плод обычно едят в вареном виде, то на его отвар произносят то же самое благословение, что и на сам плод. Если же его обычно в вареном виде не едят, то на отвар произносят «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ].

На зелень следует произносить благословение «сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה] только в случае, когда данную зелень обычно едят в сыром виде, и тот, кто произносит благословение, ест ее в сыром виде, или ее обычно едят в вареном виде, и тот, кто произносит благословение, ест ее в вареном виде. Но если то, что обычно едят в сыром виде, он ест в вареном виде, или то, что обычно едят в вареном виде, он ест в сыром виде, то должен произнести на них ни что иное, как благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ]. А на те виды зелени, которые едят и в сыром, и в вареном виде, следует произносить благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה] независимо от того, сырые они или вареные. «Шулхан Арух»[12] пишет: «На зелень произносят благословение “Сотворивший плод земли” [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], даже если сварил ее; также на плоды и на бобовые, которые хороши и в сыром, и в вареном виде, после варки произносят благословение, подходящее для них до варки. Но… на другие овощи, которые лучше в вареном виде, чем в сыром, когда едят их в сыром виде, произносят благословение “все было создано речением Его” [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ]».

Из слов «лучше в вареном виде, чем в сыром» можно сделать вывод, что на овощи и фрукты произносится подходящее для них благословение только в одном из вариантов: если их лучше есть в сыром виде, то только когда они сырые, а если в вареном — когда они вареные. Но комментаторы[13] пишут, что по закону, на любой фрукт или овощ, который большинство людей ест и в сыром, и в вареном виде, произносят соответствующее ему благословение. Но если большинство людей употребляет данный фрукт или овощ только в одном из видов, то тот, кто употребляет его в не обычном для него виде, произносит благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ].

Например, яблоки едят и сырыми, и вареными, и печеными. Поэтому и на сырое, и на вареное, и на печеное яблоко произносят благословение «Сотворивший плод дерева[14]» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ].

Чеснок и репчатый лук обычно в сыром виде не едят. Поэтому на них произносят благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ]. Но если из лука сделали луковый суп, то произносят «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה][15].

Перевод и комментарий: рав Берл Набутовский


 

  1. ברכות דף ל״ה ע״א תוס’ ד״ה כיצד מברכין

  2. Из этого правила есть определенные исключения. См., например, мишна 3, где написано «Раби Йеуда говорит: “не произносят благословения на виды, которые являются проявлением проклятия”». Благословения после еды произносят только при условии, что было съедено определенное количество. В гл. 3, мишна 1, упоминался закон, по которому тот, у кого умер один из близких родственников, не должен произносить благословения перед тем, как тело похоронят. См. также гл. 3, мишна 4.

  3. אורח חיים ס’ רט ס״ק ג וע’ במשנה ברורה שם Этот вопрос обсуждается более подробно в конце этой главы в 8-ой мишне.

  4. תוספות יום טוב

  5. ע’ שו״ע אורח חיים ס’ רב סע’ ד

  6. תפארת ישראל, יכין ג’

  7. См. также гл. 7 мишна 5, где вопросы использования виноградного сока обсуждаются более подробно.

  8. אורח חיים ס’ רח סע’ טו

  9. משנה ברורה ס’ רח ס״ק ע

  10. תוספות אנשי שם Эти законы более подробно обсуждаются в мишне 4.

  11. תפארת ישראל, בועז (ה)

  12. אורח חיים סי’ רה סע’ א

  13. מגן אברהם שם ס״ק ג וע’ מחצית השקל שם ומשנה ברורה שם ס״ק ג

  14. שלחן ערוך או״ח ס’ רב ס״ק יב ומ״ב שם

  15. ע’ שו״ע אורח חיים ס’ רב סע’ י״ב וס’ רה סע’ א ומשנה ברורה סי רה ס״ק ג, ה, ו ובאור הלכה ד״ה שטובים חיים ומבושלים


http://www.beerot.ru/?p=43096