Глава одиннадцатая. Мишна первая
В этой мишне рассматриваются случаи, когда предмет не выносят, а перебрасывают из одного субботнего владения в другое. Такое перебрасывание – это производная работа (толада) от основной работы «выносить из одного владения в другое».
הַזּוֹרֵק מֵרְשׁוּת הַיָּחִיד לִרְשׁוּת הָרַבִּים, מֵרְשׁוּת הָרַבִּים לִרְשׁוּת הַיָּחִיד, חַיָּב. מֵרְשׁוּת הַיָּחִיד לִרְשׁוּת הַיָּחִיד וּרְשׁוּת הָרַבִּים בָּאֶמְצַע, רַבִּי עֲקִיבָא מְחַיֵּב. וַחֲכָמִים פּוֹטְרִין:
Перебросивший вещь из частного владения в общественное владение или из общественного владения в частное владение – подлежит ответственности по закону Торы.
Перебросивший из частного владения в частное владение, а общественное владение посередине – рабби Акива возлагает ответственность по закону Торы, а другие мудрецы освобождают от ответственности.
Комментарий рава Овадьи из Бартануры:
Перебросивший из частного владения в общественное владение. «Частное владение» (решут а-яхид) – это место, окруженное с четырех сторон ограждениями высотой, как минимум, в десять «ладоней» (тфахим), и между ними пространство в четыре «ладони» на четыре «ладони» или больше этого. И может быть расстояние даже в несколько милей, если это пространство ограждено со всех сторон для проживания в нем – например, город, окруженный стеной, ворота в которой закрываются на ночь (1). И огороженные проулки (мевоот – букв. проходы), вокруг которых есть три стены, а с четвертой стороны – лехи (2), и холмы высотой, как минимум, в десять и шириной в четыре «ладони» или ямы глубиной, как минимум, в десять и шириной в четыре «ладони», и даже утварь – например, катер и деревянный шкаф и тому подобное, если их внутреннее пространство включает, как минимум, четыре «ладони» на четыре «ладони», а высота ограждений не меньше десяти – всё это «частные владения» (3).
А пространство над «частным владением» считается тоже «частным владением» – вплоть до небосвода. И верхние грани стен, ограждающих «частное владение», тоже считаются «частным владением» (4).
«Общественное владение» (решут а-рабим) – это торговые площади, улицы и пустыни, и проложенные дороги, если ширина улицы, как минимум, шестнадцать «локтей» (амот), и над ней нет крыши. И есть говорящие, что по ним должны ежедневно проходить шестьсот тысяч (шишим рибо) человек, как это было в стане сынов Израиля в пустыне (5).
А пространство над «общественным владением» считается общественным владением лишь до высоты в десять «ладоней». Но выше десяти «ладоней» над «общественным владением» – это «разрешенное место» (меком птур). И поверхности, не достигающие по размеру четыре на четыре «ладони», начиная от трех «ладоней» в высоту, – тоже являются «разрешенными местами». Даже колючие кусты, кучки песка (барханы) или кучи навоза в общественном владении, если они не ниже трех «ладоней» и не достигают по размеру четыре на четыре «ладони» – это «разрешенные места». И также огражденное место, не достигающее по размеру четырех на четыре, или яма, не достигающая четыре на четыре и имеющая в глубину не менее трех «ладоней», – это «разрешенные места» (6).
Место, окруженное с четырех сторон ограждениями высотой от трех до десяти «ладоней» и имеющее размер четыре на четыре или больше, или возвышение, имеющее размер четыре на четыре или больше и высоту от трех до десяти, или углубление, имеющее размер четыре на четыре и глубину от трех до десяти, или проход (мавой), огороженный с трех сторон, но не имеющий с четвертой стороны ни лехи, ни кора, а также море и долины – всё это кармелит. А слово כרמלית (кармелит) происходит от (арамейского) слова כארמלית (ке-армелит – «как вдова»): как вдова уже не является девушкой, но и не находится замужем, так и это владение – оно и не «частное» (решут а-яхид), и не «общественное» (решут а-рабим). А пространство над кармелитом до высоты в десять «ладоней» – тоже считается кармелитом. Но выше десяти над кармелитом – это «разрешенное место» (7).
И выносящий из частного владения в общественное владение или вносящий из общественного владения в частное владение обязан принести грехоочистительную жертву (хатат) (8). А выносящий из общественного владения на кармелит или из частного владения на кармелит или из кармелита в одно из этих двух владений свободен от ответственности (по закону Торы), но поступать так запрещено. Однако выносить из частного владения или из общественного владения в «разрешенное место» или из «разрешенного места» в одно из этих двух владений – изначально разрешено (мутар ле-хатхила). И излишне говорить, что выносить с кармелита в разрешенное место или из разрешенного места в кармелит – тоже разрешено.
А переносящий с одного конца отрезка в четыре «локтя» (арба амот) до другого конца в общественном владении – обязан принести грехоочистительную жертву, а на кармелите свободен от ответственности (по закону Торы), но поступать так запрещено (9). А в частном владении и в разрешенном месте – изначально разрешено переносить вещи по всему этому владению и даже на расстояние в несколько миль (10).
Рабби Акива возлагает ответственность по закону Торы, так как он считает, что, если предмет пролетел над общественным владением на высоте, не превышающей десяти тефахов, то считается будто он приземлился. А по мнению других мудрецов, предмет, пролетевший над общественным владением на высоте, не превышающей десяти тефахов, не считается приземлившимся (11). Но если предмет пролетел на высоте, превышающей десять метров, по пространству, которое считается «разрешенным местом», то никто не спорит, что бросивший освобожден от ответственности. И закон определен в соответствии с мнением большинства мудрецов (12).
Комментарий «Дополнительная душа»
(1) Основные характеристики «частного владения»
В первой мишне этого трактата и в шести предыдущих главах (от 5-ой до 10-ой) рассматривались различные вопросы, связанные с переносом предметов из одного субботнего владения в другое. Уже было разъяснено, что нарушитель несет ответственность по закону Торы только в том случае, если он поднял предмет в одном владении (например, внутри дома) и вынес его, опустив его на землю или на какую-либо опору в другом владении (например, на улице) (см. комментарий рава Овадьи из Бартануры к мишне 1:1, с. 100). Но в этой мишне рассматривается особый вид «переноса», когда предмет не переносят, а перебрасывают из одного владения в другое.
В этой связи в комментарии рава Овадьи из Бартануры кратко упоминаются основные параметры всех субботних владений.
Первое из них – «частное владение» (решут а-яхид). Определяющим признаком «частного владения» является то, что оно закрыто для прохода большого количества людей, – например, с помощью стен и перегородок (мехицот), как здание (Шаббат 6а; Шулхан арух 345:2;). По мнению Рамбама, необходимо ограждение со всех четырех сторон, и только тогда это место считается по Торе «частным владением» (Шаббат 14:1). Но, по мнению большинства авторитетных законоучителей, достаточно, чтобы перегородки огораживали «частное владение» лишь с трех сторон. Однако мудрецы все же запретили переносить в таком месте – до тех пор, пока не будет огорожена четвертая сторона (Шулхан арух, 363:1, Беур алаха, «Асру хахамим»).
Крое того, «частное владение» имеет чёткие количественные, критерии, которые приведены в Талмуде и книгах законоучителей. Так, минимальная площадь «частного владения» – четыре ладони (тефаха) на четыре ладони. А минимальная высота ограждений – десять ладоней («ладонь» или тефах – это мера длины, равная ширине ладони в месте соединения четырех пальцев, за исключением большого; в современных мерах – 9,6 см. по мнению Хазон Иша или 8 см. по мнению р. Х. Наэ).
Важно отметить, что термин решут а-яхид не подразумевает, будто данное огороженное пространство является частной собственностью. Ведь при определенных условиях статусом решут а-яхид может обладать огороженный общий двор и даже огороженный стеной город, если его ворота закрываются хотя бы на ночь (Рамбам, Шаббат 14:1; см. также т. 1, «Введение в законы Шаббата» с.86-87 и комментарий к мишне 1:1, с. 92-94).
(2) Что такое «мавой» и «лехи»?
К категории решут а-яхид («частное владение») может относиться также огороженный с трех сторон переулок – мавой (точнее «мавой сатум» – переулок с тупиком). Как правило в такой переулок выходят двери нескольких домов или калитки дворов, а с четвертой стороны он выходит на улицу – в «общественное владение» (решут а-рабим).
И хотя, согласно закону Торы, такой переулок является «частным владением» (ведь, согласно большинству мнений, достаточно того, чтобы «частное владение» было огорожено с трех сторон), наши мудрецы запретили выносить в него из домов или из дворов, вносить из него в дома или во дворы, а также переносить по нему вещи на расстояние в четыре локтя (амы) и больше. Мудрецы исходили из того, что, по сути, такой переулок предназначен для прохода многих людей, и, если в нем будет разрешено переносить как в обычном «частном владении», люди могут впасть в заблуждение и начать переносить вещи в «общественном владении» – т. е. на улице, которая прямо соприкасается с таким переулком (Раши, Эрувин 2а, «Мавой»; см. также Шулхан арух 363:1, Мишна брура 2).
Вместе с тем, наши мудрецы предоставили возможность сделать особое «исправление» в том конце переулка, который открыт в общественное владение, – и тогда внутри переулка можно будет переносить. Это «исправление» может быть двух типов: либо лехи – столбик, установленный у одной из сторон переулка при входе с улицы, либо кора – бревно или жердь над входом с улицы в переулок (см. Эрувин 11б; Шулхан арух 363:3 и 14).
Высота лехи должна быть, как минимум, 10 ладоней (тфахим) (Эрувин 14б; Шулхан арух 363:3). А кора должна быть шириной, как минимум, в одну ладонь (Эрувин 13б; Шулхан арух 363:17).
Лехи или кора обозначают четкую границу между переулком и улицей, чтобы люди не стали выносить вещи из переулка и переносить их по улице так же, как переносят по переулку.
Кроме того, можно сделать при входе с улицы в переулок так называемую «форму входа» (цурат а-петах) – поставить две притолоки на углах при входе, а сверху положить на них перемычку (такую как «кора»), однако тут не требуется ширины тефах, и тогда считается, что переулок огражден с четырех сторон.
(3) Яма, холм и большой сундук
К категории решут а-яхид («частное владение») могут относиться и такие места, где проход большого количества людей ограничен не с помощью стен и перегородок (мехицот), а с помощью естественных преград – это, например, яма или холм. При этом яма должна быть глубиной, как минимум, в десять и шириной в четыре «ладони», а холм – высотой, как минимум, в десять и шириной в четыре «ладони» (см. Шаббат 6а; Шулхан арух 345:2; см. также далее – мишна 11:2).
Кроме того, «частным владением» могут быть также предметы определенных размеров, и даже стоящие в «общественном владении»: например, шкаф, сундук, телега или карета – если их внутреннее пространство составляет, как минимум, четыре на четыре ладони, а высота внутренней полости – не меньше десяти ладоней (Шулхан арух 345:6, Мишна брура 345:13,16; см. также комментарий рава Овадьи из Бартануры). И автомобиль тоже является «частным владением» – если высота его внутреннего помещения составляет не менее десяти ладоней, (Шмират Шаббат ке-илхата 17:2; см. также т. 1, «Введение в законы Шаббата с. 86-87 и мишна 1:1 с. 92-94).
(4) «Вплоть до небосвода»
Пространство над «частным владением» считается тоже «частным владением» – вплоть до небосвода (Шаббат 7а; Шулхан арух 345:5). И если в огороженном дворе, который является «частным владением» стоит столб, и на этот столб поместили некий предмет, то предмет находится тоже в решут а-яхид – даже если столб превышает по высоте ограду вокруг двора (Мишна брура 345:12; Орхот Шаббат 3, 28:6).
И верхняя плоскость стены, огораживающей двор или другой решут а-яхид, тоже считается решут а-яхид (даже если ее ширина меньше, чем четыре ладони) (там же 345:3) – ведь, поскольку эта стена превращает огороженное ею пространство в «частное владение», то она сама тоже является частью этого «частного владения» (см. Шаббат 99б; см. также Мишна брура 345:8).
(5) Что такое «общественное владение»?
В отличие от решут а-яхид, «общественное владение» (решут а-рабим, буквально «владение многих») – это пространство, предназначенное для прохождения большого количества людей, например, дорога, соединяющая два города, или улицы и торговые площади в городах (Шаббат 6а, Раши).
Критерии, определяющие «общественное владение», установлены в соответствии с основными характеристиками стана сынов Израиля в пустыне Синай (Шаббат 98а; Раши, Шаббат 6а). Так, «общественное владение» должно быть шириной не менее 16 локтей (амот), поскольку такой ширины были проезды для повозок в том стане (локоть или ама – это мера длины, равная, по мнению Хазон Иша, 57,6 см., а по мнению р. Х. Наэ – 48 см.).
Это пространство не должно быть ограждено с трех (и тем более, с четырех) сторон или покрыто крышей, так как стан в Синае не был огражден и не имел крыши. Но широкая улица, проходящая через обнесенный стеной город – от ворот до ворот, тоже считается «общественным владением» – при условии, что ворота не закрываются даже на ночь (Шаббат 98а,99а; Шулхан арух, Орах хаим 345:7, Рамо; Мишна брура 345:18-19).
По мнению Раши, улица или площадь приобретает статус «решут а-рабим» только в том случае, если находится в городе, где проживает как минимум шестьсот тысяч человек (шишим рибо), ведь именно столько сынов Израиля было в Синайском стане (Раши, Эрувин 6а). И хотя при подсчете в пустыне не учитывались женщины и дети, а также иноплеменники, примкнувшие к народу Израиля при исходе, но только евреи старше двадцати лет, число которых прямо названо в Торе, – по закону при оценке числа жителей города учитывают всех жителей (Тосафот, Эрувин 6а; Мишна брура 345:23).
Это мнение Раши приведено в кодексе Шулхан арух в таком виде: «Есть говорящие, что всякое место, где не проходят шестьсот тысяч человек ежедневно, не является общественным владением» (345:7). Но, если следовать такой формулировке, то тогда довольно трудно отыскать место, которое бы являлось решут а-рабим по закону Торы. Однако сам Раши говорил только о том, что в городе должны проживать шестьсот тысяч человек (или находиться в нем – включая гостей, бродячих торговцев и т.п.), и таких городов достаточно много. А требование о том, что все эти шишим рибо должны проходить по этому месту, да еще «ежедневно», упомянуто только в Шулхан арухе (Мишна брура 345:24, Беур алаха «Ше-эйн шишим рибо»; Игрот Моше, Орах хаим 1:139/5/). И поскольку в кодексе Шулхан арух сначала приведена другая точка зрения, согласно которой возможно «общественное владение» и без шишим рибо, а мнение Раши предварено словами «есть говорящие», то можно заключить, что закон определен не в соответствии с этим мнением. Поэтому Б-гобоязненному человеку следует устрожить и считать общественным владением любые улицы и дороги, которые отвечают остальным названным требованиям, – даже если по ним не проходит шестьсот тысяч человек ежедневно и число жителей города не дотягивает до шишим рибо (Хаей адам 49:13; Мишна брура 345:23, Беур алаха «Ше-эйн шишим рибо»). Тогда под это определение подпадают многие проезжие дороги и улицы в городах (Шмират Шаббат ке-илхата 17:3). В плоскости практического закона следует спросить сведущего в этих законах раввина, как поступать в данном городе или месте (см. также выше – т. 1, комментарий к мишне 1:1 с. 92-94).
(6) «Разрешенное место»
Согласно закону Торы, различают три субботних владения: «общественное владение» (решут а-рабим), «частное владение» (решут а-яхид) и «разрешенное место» (меком птур).
К категории меком птур относятся те места, которые не подходят ни под определение «общественного владения», ни под определение «частного владения». Это, например, столбик или барьер в решут а-рабим, которые превышают высотой 10 ладоней (и поэтому не являются частью общественного владения) и не достигают четырех ладоней в ширину или столбик шириной 4 на 4, высота которого 3 и более тефаха (и поэтому не приобретают статус решут а-яхид). К этой же категории относится огражденное место, если оно не достигает по размеру четыре на четыре ладони, а также яма глубиной не менее, чем в три ладони, если она не достигает по размеру четыре на четыре ладони (Шулхан арух 345:19).
Переносить предметы из частного или из общественного владения в «разрешенное место», а также вносить из «разрешенного места» в одно из этих двух владений изначально разрешено (там же 346:1) – если конечно, «разрешенное место прямо примыкает к частному владению и нет необходимости проносить предмет через общественное владение (см. Мишна брура 346:5; Орхот Шаббат 3, 28:51). Наши мудрецы запретили переносить из частного владение в общественное (или наоборот) через «разрешенное место» – т.е. нельзя вынести вещь из частного владения, положить ее на «разрешенное место», а потом взять оттуда и внести в общественное владение (Шулхан арух 343:1; Орхот Шаббат 3, 28:53/88/).
Для верного понимания нашей мишны особенно важно отметить, что к категории меком птур относится также пространство над общественным владением, начиная с высоты в десять ладоней (Шулхан арух 345:12; см. также комментарий рава Овадьи из Бартануры).
(7) Кармелит
Наши мудрецы разделили меком птур на две категории: собственно меком птур и кармелит, т.е. место, не огороженное, как подобает частному владению, но и не предназначенное для прохождения большого количества пешеходов, например, леса и поля. К этой же категории относиться также море.
Мудрецы запретили выносить из владения многих или частного владения на кармелит, а также из кармелита – в эти два субботних владения (Шулхан арух 346:1).
Пространство над кармелитом на высоте, превышающей 10 ладоней (тефахов), считается «разрешенным местом» – меком птур (там же 345:18; см. также комментарий рава Овадьи из Бартануры).
(8) Внос и вынос
Одной из тридцати девяти запрещенных в Шаббат работ является, как уже указывалось, запрет «выносить из одного владения в другое» (מּוֹצִיא מֵרְשׁוּת לִרְשׁוּת – моци ми-решут ли-решут).
Эта работа, как и все остальные, выводится из того, что делали сыны Израиля при изготовлении Шатра Откровения в Синайской пустыне. Так, приступая к изготовлению Шатра, они переносили все необходимые материалы из семейных шатров («частное владение») на улицы стана, а затем – в лагерь левитов, который тоже имел статус «общественного владения», так как туда приходили все евреи. Кроме того, когда Шатер собирали на каждой новой стоянке, то переносили брусья из повозок («частное владение») на широкие проходы стана, имеющие статус «общественного владения». А когда Шатер разбирали перед тем, как отправиться в очередной переход, брусья переносили из «общественного владения» в повозки (Шаббат 49б, Раши; Мишнат а-Шаббат 43).
В Торе прямо указано, что подобный перенос из частного владения в общественное называется «работой». Ведь написано, что, когда для строительства Шатра принесли больше материалов, чем было нужно, Моше объявил по стану: «Мужчины и женщины пусть не делают больше работы (מְלָאכָה – мелаха) для святых приношений – и перестал народ приносить» (Шмот 36:6) – т.е. перенос приношений назван «работой» (Шаббат 96б, Раши).
В Гемаре уточнено, что основной работой является вынос предмета из «частного владения» во «владение многих», потому что именно это действие совершалось при доставке пожертвований для Шатра в стан левитов. А обратное действие – перенос из «общественного владения» в «частное владение» – по ряду мнений, считается производной работой (толада), а по ряду мнений тоже считается основной работой, и внос и вынос определяются мишной в главе 7 «вынос из владения во владение» (Шаббат 96б; Раши, Шаббат 2б; см. также т. 1, «Введение в законы Шаббата с.86-87).
(9) Перенос на четыре локтя
Производной работой от основной «выносить» является также перенос предметов по «общественному владению» на расстояние в четыре «локтя» и больше (Шаббат 96б; Раши, Шаббат 97б; Рамбам, Шаббат 12:8; Ран, Шабат, дапей а-Риф 31б; Шулхан арух 346:2; см. также т. 1, «Введение в законы Шаббата» с. 86-87). Закон Торы нарушается только в том случае, если человек взял предмет и, переместив его на расстояние в четыре локтя или больше, положил там (Рамбам, Шаббат 12:8; Мишна брура 346:11). И если он просто остановился передохнуть, это тоже рассматривается так, будто он «положил» перенесенную им вещь (там же 349:17-18, Шаар а-циюн 18-19).
А наши мудрецы запретили переносить также небольшими отрезками, каждый из которых меньше четырех локтей, но вместе получается больше (Шулхан арух 349:5) – чтобы нарушитель не перенес на запрещенное расстояние сразу, одним махом, без промежуточных остановок (Мишна брура 349:16).
Мудрецы запретили переносить на расстояние в четыре «локтя» также и на кармелите (Шулхан арух 346:2) – и даже маленькими отрезками, которые вместе складываются в четыре локтя (там же 349:5).
(10) Перенос вещей по городу, окруженному стеной
Выше уже указывалось, что статусом решут а-яхид («частное владение») может обладать даже огороженный стеной город, если его ворота закрываются хотя бы на ночь (Рамбам, Шаббат 14:1) – и по такому городу разрешено переносить вещи, и даже на многокилометровые расстояния (см. комментарий рава Овадьи из Бартануры). А в ряде случаев вокруг города, который не огорожен, можно установить «эрув» в виде «формы входа» (цурат а-петах), и тогда такой город (или отдельный район, вокруг которого сделан «эрув») тоже может приобрести статус «решут а-яхид» – но это зависит от того, есть ли там улицы шириной в 16 локтей, а также шишим рибо жителей и гостей (см. Орхот Шаббат 3:28, с. 169-172).
(11) Перебрасывание через общественное владение
В нашей мишне рассмотрены случаи, когда предмет не выносят, а перебрасывают из одного субботнего владения в другое, и такое перебрасывание является производной работой от основной работы моци ми-решут ли-решут («выносить из одного владения в другое») – и поэтому нарушитель «подлежит ответственности по закону Торы» (Шаббат 96б, Раши; Рамбам, Шаббат 12:10; Шулхан арух 346:1).
И даже если человек перебросил предмет «из частного владения» в другое «частное владение» через «общественное владение», которое было «посередине», между двумя решут а-яхид, то «рабби Акива возлагает» на него «ответственность по закону Торы». В Гемаре объяснено, что если вещь пролетела через пространство над общественным владением, то, согласно мнению рабби Акивы, она как будто опустилась в этом владении. Ведь в следующей мишне этой главы рассматривается случай, когда передают вещи из одного частного владение в другое через общественное владение (так, в Синайской пустыне левиты передавали брусья Шатра из одной повозки в другую – при этом повозки имели статус решут а-яхид, а пространство между ними – решут а-рабим). И там, в следующей мишне, сказано, что подобный нарушитель «подлежит ответственности по закону Торы» (см. далее – мишна 11:2). Поэтому рабби Акива считал, что таков же закон и в отношении перебрасывавшего предметы «из частного владения в частное владение, а общественное владение посередине» – если, конечно, предмет переброшен на высоте, не превышающей десяти ладоней, ведь выше этого пространство над общественным владением является уже «разрешенным местом» (меком птур) (Шаббат 97а; см. далее – мишна 11:3).
С точки зрения рабби Акивы, вещь, пролетающая через общественное владение на высоте, не превышающей десяти ладоней, как будто в нем приземляется (Шаббат 97а; Раши, Шаббат 4а «Клута»; см. также комментарий рава Овадьи из Бартануры). А поскольку эта вещь перелетела в общественное владение в результате воздействия на нее силы человека в момент броска, он виновен в нарушении запретов Субботы.
Но другие мудрецы, которые спорят с рабби Акивой, не приравнивают переброску вещи с ее передачей из рук в руки, и, соответственно, они не считают, будто пролетающий над общественным владением предмет «считается приземлившемся» (Шаббат 97а; см. также комментарий рава Овадьи из Бартануры). И поэтому они «освобождают от ответственности по закону Торы» того, кто бросил этот предмет.
(12) Запреты Торы и запреты наших мудрецов
В своде Рамбама закон определен в соответствии с мнением большинства мудрецов, которые полемизировали с рабби Акивой: «Перебросил из одного частного владения в другое, а общественное владение посередине – несмотря на то, что вещь пролетела по воздуху через общественное владение, бросивший не подлежит ответственности (по закону Торы)» (Рамбам, Шаббат 13:16).
Но в Гемаре объяснено, что, если предмет пролетел над общественным владением на высоте меньшей, чем три ладони (такое расстояние, примыкающее к земле или другой поверхности, называют лавуд), он считается упавшим на землю, – и тогда бросивший этот предмет подлежит ответственности по закону Торы. Таким образом, спор между большинством мудрецов и рабби Акивой велся лишь по поводу высоты от трех ладоней до десяти ладоней от земли. Ниже трех ладоней – все согласны, что нарушитель подлежит ответственности по закону Торы, а выше десяти – все согласны, что, согласно закону Торы, бросивший не подлежит ответственности (Шаббат 97а, Раши; см. также Рамбам, Шаббат 13:16, Магид мишнэ).
Вместе с тем, наши мудрецы запретили перебрасывать предметы и на высоте от трех до десяти ладоней от общественного владения (хотя из Торы это разрешено) (см. Маген Авраам 353:2; Мишна брура 353:3, Шаар а-циюн 3). А перебрасывать из одного частного владения в другое на высоте, превышающей десять ладоней от общественного владения, которое расположено посередине, изначально разрешено (например, перебрасывать из одного двора в другой) – но только в том случае, если оба частных владения принадлежат одному лицу. А если эти дворы принадлежат двум разным лицам, то им необходимо сделать эрув хацерот (положить до Субботы хлеб, принадлежащий им обоим, в одном из этих частных владений; см. Маген Авраам 353:1; см. также Раши, Эрувин 49а, «Мишум дира») – и тогда им тоже будет разрешено передавать или перебрасывать друг другу предметы на высоте десяти ладоней и выше от общественного владения, которое посередине (Шаббат 97а; см. также Шулхан арух 353:1). Если между дворами не будет оконных или дверных проёмов или их будет разделять общественное владение или кармелит – эрув не поможет. В городе обнесенном стеной ворота которого закрывают на ночь или двор либо подворье в котором есть несколько жильцов, нужно сделать эрув на хлеб.
Кроме того, наши мудрецы запретили перебрасывать предметы через общественное владение и в том случае, если трудно попасть из одного частного владения в другое – например, одна крыша (являющаяся частным владением) намного выше другой, ведь в подобном случае брошенная вещь может упасть прямо на улице и потом ее занесут в частное владение, нарушив запрет Торы (Шаббат 97а, Раши; см. также Шулхан арух 353:1, Мишна брура 2 и 4).
И так же, как не нарушил закон Торы тот, кто перебросил вещь из одного частного владения в другое через общественное владение, так не подлежит ответственности по закону Торы и тот, кто перебросил из одного общественного владения в другое через частное владение, которое было посередине (кроме случая, когда предмет пролетел через пространство высотой в три ладони, прямо примыкающее к полу частного владения) (Рамбам, Шаббат 13:16, Магид мишнэ). Насчет эрува на хлеб, невозможно вникнуть в частности его законов в рамках данного материала.
К производным работам от основной работы «выносить из одного владения в другое» относится также перебрасывание предметов в общественном владении на расстояние в четыре локтя и больше (Рамбам, Шаббат 12:10). В талмудической барайте объяснено, что, если нарушитель перебросил предмет из одного общественного владения в другое через частное владение, которое было посередине, – и предмет пролетел над общественным владением расстояние в четыре локтя или больше (и даже если он пролетел два локтя в первом общественном владении, а еще два локтя – во втором), – нарушитель подлежит ответственности по закону Торы (Шаббат 97б, Раши; см. также Рамбам, Шаббат 13:17).
Составил и перевел: рав Александр Кац