Глава Балак — Сила Торы и сила молитвы

сила торы и сила молитвы

«Как прекрасны шатры твои, Яаков, обители твои, Израиль» (Бемидбар, 24:5).

Сказано в Талмуде (Санедрин, 105): «Сказал рабби Йоханан: “Из благословений того злодея (Билама) ты можешь понять, каким было его сердце. Он хотел сказать проклятие, чтобы не было у них (евреев) домов учения и домов молитвы (шатров и обителей)”. Однако Всевышний не дал ему сказать этого, как сказано: “… и превратил Г-сподь, Б-г твой, проклятие в благословение…” и пришлось Биламу сказать: “Как прекрасны шатры твои…”»

В продолжение Талмуд говорит: «Сказал рабби Аба бар Каана: “Все сказанное (Биламом) вновь обернулось проклятием, кроме сказанного о домах учения и домах молитвы, как сказано: “И превратил Г-сподь, Б-г твой, проклятие в благословение, ибо любит тебя Г-сподь Б-г твой”. Сказано “проклятие”, а не “проклятия”. Одно из проклятий Билама навеки обернулось благословением”».

Следует вдуматься в сказанное мудрецами. Ведь если «любит тебя Г-сподь Б-г твой», почему же только одно проклятие Билама осталось благословением, а не все?

И еще: что особенного именно в домах учения и домах молитвы? Почему именно сказанное о них осталось благословением? Как уже говорилось, сущность благословения в близости и единении со Всевышним. Когда же еврей (не дай Б-г) отстраняется и отделяется от Творца, на него нисходит проклятье. (Творец в своем милосердии – дает благо всем созданиям Своим. Тот же, кто своими делами противоречит воле Всевышнего, – избегает благословения. Однако Всевышний не оставляет и его и, наказывая как Судья, приближает к тому, чтобы он стал достойным благословения.)

Подобное этому говорит и Рамбам (в книге «Море невухим»): все несчастья, случавшиеся с праведниками и пророками, происходили только тогда, когда оставляли они непрерывную прежде связь со Всевышним. С человеком, находящимся в единении с Творцом, не может случиться зла.

Цель Билама состояла в том, чтобы нарушить связь евреев с Творцом.

И это то, что ему удалось сделать, введя евреев в грех с дочерями Моава и в грех идолопоклонничества (Бааль Пеор). Связь с Творцом возможна посредством разума и сердца, двух духовных начал человека. И в соответствии с этим мы надеваем тфилин, свидетельствующие о нашей связи с Творцом, на голову – вместилище разума, и на руку – напротив сердца.

Замысел Билама был в том, чтобы осквернить разум и сердце евреев.

Разум – грехом Бааль-Пеора, грехом идолопоклонничества, чуждым разуму еврея. Сердце – грехом разврата, чуждыми вожделениями сердца. Средство против этих грехов, оскверняющих разум и сердце – Тора и молитва. Тора очищает разум человека, а молитва – его сердце, как сказано (Таанит, 2): «Что есть “служение сердцем”? – молитва». И также сказано (Эйха): «Излей, как воду, сердце свое пред Ликом Г-спода». Изливая сердце в молитве перед Г-сподом, еврей очищает его. Чистые разум и сердце еврея служат связи с Творцом. Дома учения и дома молитвы («шатры твои, Яаков, и обители твои, Израиль»), очищая разум и сердце, создают единство народа Израиля с Творцом. Поэтому и хотел Билам «пожелать» евреям, чтобы не было домов учения и молитвы, ведь, пока они существуют, не отделить евреев от Б-га, чтобы привести на них проклятие (не дай Б-г!).

И поэтому «превратил Г-сподь, Б-г твой, (это) проклятие в благословение, ибо любит тебя Г-сподь, Б-г твой».

Всегда будут в Израиле дома учения и молитвы, всегда будет у нас сила Торы и сила молитвы, и всегда будем мы едины с Творцом.

В этом единении – источник благословения, и нет места никаким проклятиям.

Следует добавить к этому, что дома учебы и дома молитвы – разум и сердце общины Израиля, место присутствия Всевышнего. Они – надежда народа даже в самых плачевных его состояниях (даже таких, как грех золотого тельца). Если среди народа присутствует Всевышний, можно преодолеть любые трудности, подобно тому, как больной, сердце и мозг которого в порядке, в силах справиться с болезнью. Без Торы и молитвы нет народа Израиля.  Во всякий трудный час, переживаемый нашим народом, поддержкой и надеждой нам служили Тора и молитва, делающие возможным присутствие Шхины. И даже немного света, исходящего из святых домов учения и молитвы, рассеет тьму всех проклятий.

Из книги «Нетивот Шалом»

Перевод – рав М. Гафт.

http://www.beerot.ru/?p=40144

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here