Леках Тов — Трума — Заслуга шестов Ковчега

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1508
матот-масей

Человек подобен Святилищу

«И пусть сделают ковчег кедрового дерева» (Шмот, 25:10).

Саба из Кельма (рав Симха-Зисл Зив) говорит, что приглядевшись к Храму, мы можем постичь, какова может быть святость человека. Главное место в Святилище занимал Ковчег Завета с находящейся в нем Торой. Поэтому заповедь сделать его Всевышний дал раньше других, связанных с Храмом. Все остальное – стол с возлагавшимися на него хлебами, жертвенники с приносимым мясом жертв, солью и воскурением, а также само здание Святилища – лишь окружает главное, и заповеди, связанные с этими вещами, идут позже.

Подобен этому и человек, который несет в себе Тору. Сказано нашими мудрецами: «Все дела твои пусть будут во имя Небес». И что, как не разум, мозг человека, определяет его намерения? Разум, служащий Ковчегом для Торы, подобно Ковчегу Храма, подчиняет Торе всю жизнь человека, освящая ее.

«И кто, поняв это, не проникнется желанием освятить дух свой святостью Храма, внеся в свой разум священный Ковчег Завета? И хотя далеки еще мы от этого, все же станем стремиться к святости, а тому, кто пришел, чтобы очиститься, помогают Свыше».

Заслуга шестов Ковчега

«В кольцах ковчега пусть будут шесты, не отстранятся от него» (Шмот, 25:15).

В 1924 г. в Вильно прошло собрание, основавшее Совет ешив. Хафец Хаим, бывший инициатором создания этой организации, открыл собрание речью. Он сказал так: «Мудрецы наши, благословенной памяти, говорят, что лучше пусть будет Тора нарушена, но не забудется Тора в Израиле. Даже если евреи нарушают в чем-то законы Торы, не дай Б-г, хотя в будущем им и придется держать за это ответ, они все же остаются евреями. В отличие от этого, забвение Торы грозит евреям ужасными последствиями, всю тяжесть которых трудно себе представить».

В том, чтобы не забылась Тора, есть заслуга не только тех, кто ее постоянно изучает, – не меньше заслуга и тех, кто их поддерживает. Всевышний пообещал, что награда тех, кто поддерживает мудрецов, будет равна в будущем награде самих мудрецов.

Как известно, Ковчег Завета, вмещающий скрижали, уподобляется изучающим Тору, а шесты Ковчега – поддерживающим ее. Сказано: «В кольцах Ковчега пусть будут шесты, не отстранятся от него». Даже когда Ковчег Завета находился в Святая Святых Храма, шесты продолжали оставаться в кольцах Ковчега. Тем, кто поддерживает мудрецов Торы, нельзя прекращать делать это. В награду за это в мире грядущем поддерживающий Тору разделит удел изучающего. Как сказали мудрецы наши о стихе «Радуйся, Звулун, выходя, и Иссахар – в шатре своем». Радуйся, Звулун, выходя из этого мира, ибо в мире грядущем ты будешь в одном шатре с Иссахаром.

Сказано также, что всякий, дающий мудрецу товар, чтобы тот заработал, удостоится того, чтобы сидеть в ешиве на Небесах. Из этого следует, что в будущем мире он удостоится также и постижения Торы.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=10133