Леках Тов — Трума — Всевышний не требует невозможного

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

189
десять дополнительных менор

 «И сделают Мне Святилище, и буду Я обитать среди них …» (Шмот, 25:8).

«В час, когда сказал Всевышний Моше «и сделают Мне святилище», Моше был потрясен и сказал: «Как может человек построить дом Б-гу? Ведь сказано: “Вот небеса и небеса небес не вместят Тебя”»! Сказал ему Всевышний: «Не в меру Моих сил прошу Я, а в меру их сил: двадцать отесанных бревен на севере, и двадцать на юге, и восемь на западе». И когда сказал Он: «Жертву, хлеб Мой …», сказал Моше: «Если соберу я всех животных мира, составят ли они вкупе хоть одну жертву, а все дерево мира достаточно ли хоть для одного огня?!» Сказал ему Всевышний: «Не так, как ты полагаешь. Одну овцу принеси утром…» В час, когда сказал Он: «И дадут каждый выкуп за душу свою», сказал Моше: «Кто это может дать выкуп за душу свою? Муж не выкупит брата своего, дорог выкуп за душу их…» Сказал ему Всевышний: “Не так, как ты полагаешь. Вот что дадут: полшекеля шекелем священным…”» (Псикта).

Хафец Хаим видит в этих словах мудрецов подтверждение правила: Всевышний не требует от Своих творений невозможного. Всякий обязан делать лишь то, что в его силах. Так сказал и Царь Шломо, самый мудрый из людей (Коэлет, 9:10): «Все, что под силу руке твоей делать – делай». Все, что под силу тебе – не более. Мы обязаны делать только то, что возложено на нас.

«Откройте Мне вход размером с отверстие иглы, и Я открою вам вход размером с ворота Храма». Человек обязан установить себе время для изучения Торы, каждый в силу своих возможностей – кто Талмуд, кто Мишну, кто Алаху. То же касается и пожертвований для изучающих Тору: каждому следует изо всех сил стараться давать, сколько подобает ему. Богатый не может отделаться скромным пожертвованием бедняка. Подобно тому, что сказано о жертвоприношениях (Псахим, 118): «Богатый со своим быком, бедный со своим ягненком». Богач, принесший жертву, подобающую бедняку, не только не исполнил своей обязанности, но нарушил запрет резать неосвященное животное в пределах Храма.

Рассказывется, что Хафец Хаим спросил однажды Рава из Бриска, благословенной памяти, стоит ли повторять одно и то же много раз, или лучше изучать много разных вопросов, не постигая каждый в совершенстве. «Следует знать, какова длина и ширина Торы Б-га» – ответил Рав.

Об этом ответе Хафец Хаим сказал, как свойственно ему, притчей. Тот, кто учит только одну часть Торы, подобен человеку, потратившему все состояние, чтобы купить самую красивую шляпу, и не оставившему ничего, чтоб прикрыть свою наготу. Если Тора Г-спода цельна, и ты знаешь ее всю – тогда она обновляет душу.

Однако практической рекомендацией для Хафец Хаима было всегда высказывание Виленского Гаона о стихе в Мишлей (16:8): «Лучше немногое с правдою, нежели много прибытка при несправедливости». Человеку лучше изучать немногое – говорил он, – но всегда повторять и знать это ясно, чем учить многое, не достигая ясности.

Для того чтобы знать, понимать и практически исполнять заповеди, человеку надлежит учиться.

Тот, кто упускает иногда возможность заниматься Торой, ссылаясь на состояние духа, не позволяющее, якобы, учиться во имя самой Торы, и пока что не учится вовсе, подобен хозяйке, которая стесняется пригласить гостя на простую домашнюю трапезу, оставляя его пока что мучиться от голода …

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=52078