Глава Шлах — Не быть «умнее» Творца

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

449

Недавно я нашел одну интересную мысль, она продемонстрировала мне, как великие люди на протяжении поколений учили наши недельные главы.

Как они смотрели на поколение Знания, на поколение, в котором «женщина самого низкого духовного уровня удостоилась при рассечении моря большего пророческого постижения, чем пророк Йехезкель», и на грехи этого поколения. Известны слова мидраша, что человек, который вышел в Шаббат собирать ветки, намеревался освятить Имя Небес: он хотел показать другим, каково наказание нарушающего Шаббат, чтобы они увидели и устрашились! Подобно этому, объяснял великий хасидский наставник рав Исраэль Ицхак Калиш из Варки (Польша), разведчики тоже желали освятить Имя Небес: они знали, что будут наказаны по всей строгости закона, что умрут от удара Всевышнего, и их души будут отсечены от будущего мира. Они пожертвовали собой, согласившись потерять и этот мир, и будущий, чтобы показать и дать прочувствовать другим, каково наказание злословящего о Святой Земле!

Более того, ученик рава из Варки, праведный рав Йехиель Данцигер из Александра (город Александрув-Лудзки в Польше), продолжил эту идею. Что сделали разведчики? Они ведь представили только одну сторону: как это плохо — так говорить о Святой Земле, и каково наказание того, кто так поступает (кстати говоря, это касается и нас — нужно быть осторожными и не жаловаться на погоду в Израиле, как сказано: «Хороша земля чрезвычайно»). Однако, с другой стороны, должен быть и тот, кто будет восхвалять ее, получит великую награду и докажет тем самым, насколько правильно видеть хорошее в Иерусалиме и Святой Земле! Поэтому нужно было выбрать того, кто получит задачу увидеть хорошее, рассказать о нем и получить награду. Но здесь они очень колебались. Почему? Потому, что пожертвовать собой и получить тяжкое наказание – это легко. Не нужно опасаться влияния дурного начала. Весь поступок целиком – ради Небес. Нужно хвалить Землю Израиля и получить награду, да еще какую награду! Получить надел, стать царем, передать Тору всему народу – здесь уже может закрасться ощущение гордости, самодовольства, это уже голос йецер а-ра. Об этом пишет Йонатан бен Узиэль: «Когда Моше увидел, насколько скромен Йеошуа, помолился за него». Поскольку он был так скромен, он мог получить эту величайшую награду и не возгордиться, и поэтому на него можно было возложить задачу восхвалять Святую Землю и показать всем, как велика награда за это!

Посмотрите, какой возвышенный взгляд, который вроде бы оправдывает поступок разведчиков!

Однако все же это не объясняет целую картину. Допустим, как сказано выше, разведчики единогласно решили пожертвовать собой, чтобы продемонстрировать, насколько страшно наказание злословящих о Святой Земле, и Моше рабейну выбрал Йеошуа бин Нуна стать единственным исключением и показать всем великую награду прославляющего Землю Израиля. Но ведь там был еще один человек, Калев бен Йефунэ, который тоже решил восхвалять Землю и не согласился пожертвовать собой вместе с остальными разведчиками. Что бы мы сказали о нем? Трус, не дай Б-г. Отделяется от общества, не готов к самопожертвованию! А на самом деле? Всевышний хвалит его, говоря: «раб Мой Калев», и дарует ему награду. Почему? Потому что, несмотря на все их возвышенные намерения, на самопожертвование, Калев был прав, не желая присоединиться к ним! Человек не должен исхитряться, исполняя волю Творца, это не его дело – производить расчеты. Он должен делать то, что ему повелел Творец! [Прим. ред. Грех разведчиков, согласно этой трактовке, подобен греху Адама и Хавы.]

Насколько это глубокая и поучительная для нас мысль: от нас не требуется исправлять весь мир и жертвовать собой. От нас требуется делать лишь то, что Всевышний повелевает нам! Именно так мы сможем найти милость в глазах нашего Творца и получить великую награду!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=52071